Беженец похищен полицией

29 апреля беженца из Узбекистана Умида Якубова похитили прямо на московской улице. Есть опасения, что его увезли в Узбекистан, где ему грозит реальная опасность пыток и жестокого обращения.

Умид Якубов (узбек по национальности) официально признан беженцем ООН. Его похитили 29 апреля днём на улице в Москве. Он направлялся на собеседование в Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), чтобы обсудить вопрос о переселении из России в безопасную страну. По дороге в УВКБ машину, в которой ехал Умид Якубов, остановил сотрудник полиции. Пока полицейский проверял документы водителя, к Умиду Якубову подошли трое мужчин (на одном из них была полицейская форма) и посадили его в микроавтобус. С тех пор от Умида Якубова не было никаких вестей. Он не пришёл на собеседование в УВКБ ООН, и до него не удалось дозвониться по мобильному телефону. Правозащитники опасаются, что его похитили при участии узбекских спецслужб и, возможно, в принудительно возвратили в Узбекистан, поскольку 29 апреля вечером из Москвы в Ташкент следует прямой авиарейс. В феврале 2010 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес распоряжение российским властям отказаться от экстрадиции Умида Якубова в Узбекистан до результатов рассмотрения его жалобы в ЕСПЧ на решение о принудительном возвращении в страну происхождения. В ноябре 2011 года ЕСПЧ постановил, что в случае, если Россия вернёт Умида Якубова в Узбекистан, она нарушит статью 3 (запрет пыток) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Умид Якубов бежал в Беларусь, а в мае 2009 года переехал в Россию. В сентябре 2010 года УВКБ ООН признало Умида Якубова беженцем, нуждающимся в международной защите. Умида Якубова впервые арестовали в Ташкенте в 1999 году после того, как сосед донёс на него в милицию, заявив, что тот состоял в запрещённой в Узбекистане исламистской политической партии «Хизб-ут-Тахрир». Умид Якубов начал изучать ислам и регулярно посещал местную мечеть. С 1999 года и вплоть до выезда из страны в 2008 году его многократно задерживали правоохранительные органы Узбекистана. Как сообщалось, каждый раз после задержания его жестоко избивали, а также лишали пищи и воды. По словам Умида Якубова, в результате жестокого обращения он получил травмы позвоночника, проблемы с почками, а также страдал хроническими болями в спине и головной болью.

Как можно скорее отправьте обращения на русском, английском или своём родном языке:

  • призвав российские власти незамедлительно провести беспристрастное и эффективное расследование обстоятельств похищения Умида Якубова, установить его местонахождение и обеспечить его безопасность;

  • призвав власти соблюдать международные обязательства в рамках права в области прав человека касательно отказа от депортации, экстрадиции и прочих способов возвращения лиц в страну, где им могут грозить пытки и жестокое обращение.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Умид Якубов объявлен в розыск в Узбекистане по статье 223 («Незаконный выезд за границу или незаконный въезд в Республику Узбекистан») и 244-2 («Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещённых организациях») Уголовного кодекса Республики Узбекистан в связи с предполагаемой причастностью к деятельности «Хизб-ут-Тахрир».

Amnesty International пристально следит за положением с правами человека в Узбекистане с тех пор, как страна провозгласила независимость от СССР в 1991 году. Тысячам мусульман в стране вынесли приговоры по итогам несправедливых судебных процессов за предполагаемую принадлежность к исламистским организациям. При этом зачастую звучат утверждения о пытках и жестоком обращении. Условия содержания многих узников равносильны жестокому, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению. Организация обеспокоена тем, что узбекские власти активно добиваются экстрадиции лиц из соседних государств во имя национальной безопасности и борьбы с терроризмом, в частности лиц, подозреваемых в экстремизме в связи с принадлежностью к исламским движениям или исламистским партиям, запрещённым в Узбекистане (например, «Хизб-ут-Тахрир»), либо в связи с тем, что они являются преданными мусульманами. Как показывают исследования Amnesty International, большинство тех, кого в принудительном порядке вернули в Узбекистан, удерживают под стражей без связи с внешним миром, что усугубляет опасность применения к ним пыток и жестокого обращения.

Amnesty International недавно зафиксировала целую серию случаев, когда российский власти, по всей видимости, сотрудничали со спецслужбами центрально-азиатских стран, допуская похищение и выдворение людей, экстрадицию которых приостановил Европейский суд по правам человека, применив временные меры. Подробнее см. доклад Amnesty International под названием «Возвращение к пыткам: экстрадиция, принудительное возвращение и выдворение лиц в страны Центральной Азии» (индекс: EUR 04/001/2013): http://www.amnesty.org/en/library/info/EUR04/001/2013/en.

Amnesty International по-прежнему непрерывно получает заслуживающие доверия сообщения о систематических и повсеместных пытках и жестоком обращении в местах лишения свободы со стороны сотрудников спецслужб в ходе ареста и перевода, в ИВС и СИЗО, а также со стороны силовиков и сотрудников тюрем в местах содержания осуждённых. Методы пыток и жестокого обращения в местах лишения свободы, о которых рассказали бывшие узники, в том числе освобожденные правозащитники, включают избиения задержанных дубинками, арматурой, пластиковыми бутылками с водой. При этом задержанных держат в наручниках прикованными к батарее либо подвешивают к потолку. Кроме того, их душат полиэтиленовыми пакетами или противогазами, перекрывая доступ воздуха, заталкивают под ногти иглы, применяют электрошок, обливают ледяной водой, а также насилуют мужчин и женщин. Как показывают исследования Amnesty International, в подавляющем большинстве случаев власти не проводят эффективных расследований по заявлениям задержанных о пытках и жестоком обращении.

Факт применения пыток и жестокого обращения в Узбекистане признан Европейским судом по правам человека. Суду приходилось определять риск пыток и других серьёзных нарушений прав человека в Узбекистане при рассмотрении дел в связи с жалобами на распоряжения о принудительной передаче лиц из государств-членов Совета Европы в Узбекистан. За последние четыре года Европейский суд по правам человека вынес по меньшей мере 20 решений, запрещающих возвращать в Узбекистан лиц, подозреваемых в уголовных преступлениях, на основании риска пыток.

Имя: Умид Якубов

Пол: муж.

АСП: 107/14 индекс: EUR 46/033/2014 дата публикации: 2 мая 2014 года

#АСП #Россия