Почему в Таджикистане дефицит питьевой воды?

6559 просмотров

В декабре 2016 года Генассамблея ООН объявила 2018-2028 годы Международным десятилетием действий «Вода для устойчивого развития». Данная инициатива исходила от Таджикистана, страны, где сконцентрированы огромные запасы пресной воды. На ее территории формируется до 60 процентов питьевой воды в Центральной Азии. Несмотря на щедрый подарок природы, в Таджикистане проблема доступа населения к чистой питьевой воде также актуальна, как и в некоторых африканских странах. По официальным данным, почти половина населения республики не имеет доступа к питьевой воде, а для решения этого вопроса необходимы в стране нет денег.


Кишлак Бахор — одна из крупнейших деревень Вахдатского района. Здесь по приблизительным оценкам живет более 2 тысяч человек. В кишлаке отсутствует водопроводная сеть. Единственным источником питьевой воды служит бывший колхозный ирригационный канал.

На данный момент основная часть населения обеспечивается водой, поступающей из реки Кафарниган. Получаем воду посредством двух каналов, оставшихся еще со времен колхозов. Качество воды в них удовлетворительное. Для поддержания каналов в рабочем состоянии часть участка пришлось бетонировать. Также в год по несколько раз проводим проверку вдоль русла канала, чтобы люди не строили и не высаживали деревья.

Рахмиддин Джабборов, председатель кишлака Бахор

Текущее состояние сектора водоснабжения таково, что только 58% населения Таджикистана имеют доступ к централизованному водоснабжению, в то время как более 20% населения зависит от ирригационных каналов, являющихся основным источником питьевой воды. С точки зрения санитарных норм, вода с ирригационных каналов не считается безопасным источником, так как она не очищается от вредных микроорганизмов. Она поступает в основном открытым способом через грязные канавы.

Так же дело обстоит и в Бахоре. Когда мы связались с председателем кишлака, он сообщил, что как-раз приехала инспекция из санэпидемстанции, чтобы проверить качество воды канала. Очевидно, специалистам есть за что беспокоиться. Низкая экологическая ответственность и пренебрежение к санитарным нормам зачастую становятся причиной ухудшения качества воды в ирригационных каналах.

Одна из жительниц соседнего кишлака Киргизон, где тоже пьют воду с канала, рассказала, что вместе с соседями уже несколько лет как перестали употреблять воду с канала.

Раньше вода в канале была намного чище, чем сейчас. Не было полиэтиленовых пакетов, баклажек и детских памперсов. Сейчас все это добро приплывает по воде. Как пить такую воду? Вместе с соседями сделали скважину, оттуда и качаем воду.

Саёхат, жительница кишлака Киргизон

Артезианские скважины, конечно же, лучше ирригационных каналов, но для большинства людей такое решение просто неподъёмное по финансам. Бурение скважины, в зависимости от глубины, варьируется от 5 до 10 тысяч долларов. Из-за этого грязную воду с бывшего колхозного канала, кроме жителей Бахора, пьют еще в четырех кишлаках, где тоже отсутствует водопроводная сеть.


Денег на современную водопроводную сеть нет…


В государственном предприятии «Жилищно-коммунальное хозяйство», которая курирует вопрос обеспечения питьевой воды для населения, утверждают, что для обеспечения  3,5 миллионов человек чистой водой требуется свыше 2-х миллиардов долларов. На данный момент с республиканского бюджета на строительство и ремонт существующих водопроводных сетей выделяется порядка 20 миллионов долларов в год. Такими темпами для полного обеспечения населения (не учитывая ежегодный прирост населения) питьевой водой потребуется примерно 100 лет, говорят в шутку чиновники с ЖКХ.

Это вынуждает государственные ведомства Таджикистана при любом удобном случае просить иностранных доноров помочь стране и выделить деньги на строительство водопроводных сетей.

На данный момент наиболее масштабные дотации в развитие систем водоснабжения Таджикистана делают западные финансовые институты. На республиканском уровне — это Европейский банк реконструкции и развития, а на уровне регионов активны гуманитарные организации США, Швейцарии, Японии и европейских стран. Международные финансовые институты кроме безвозмездных грантов также предоставляют хозяйственным субъектам льготные кредиты. Одним из последних примеров работы иностранных доноров можно считать недавно сданную в работу систему водоснабжения в районе Рудаки. Новая сеть обеспечивает чистой питьевой водой жителей деревень — Чоряккорон, Гиждалабод и Чавлибои, это примерно 10 тысяч человек.


От прошения дотации к привлечению инвестиций


В свою очередь эксперты считают, что одними дотациями сектор водоснабжения не вывести из нынешнего кризиса. Для ускоренного решения проблемы нужны инвестиции, причем немалые.

Эксперт в сфере водоснабжения, Бахадур Хабибов считает, что сфера водоснабжения может стать привлекательной при условии отмены государственной монополии и введения более либеральных правил на рынке.

Несмотря на заявленную необходимость существенных инвестиций в сектор питьевого водоснабжения и санитарии в Таджикистане, государственная политика в сфере ПВиС не предусматривает наличие стимулов и мотиваций для привлечения инвестиций, международного и частного капитала, частных инициатив. Эта сфера отличается крайне низкой инвестиционной привлекательностью. Государственные концепции и программы не предусматривают долгосрочных решений для дальнейшего развития ее бизнес-потенциала, попыток либерализации и построения эффективного экономического регулирования деятельности предприятий водоснабжения. Правовые рамки национального законодательства не предусматривают возможности участия частного сектора в управлении системами ПВиС, не содержат диверсифицированных подходов к управлению, основанных на вовлечении предприятий, различных организационно-правовых форм и права собственности.

Бахадур Хабибов, эксперт:

 

Кроме вышеуказанных факторов, даже элементарно содержать имеющуюся систему водоснабжения в рабочем состоянии  сложно. Немаловажную роль играет тариф на воду. Как утверждают в государственном предприятии «Жилищно-коммунальное хозяйство» цена на воду в Таджикистане одна из самых низких в мире. И средства не покрывают расходы хозяйственных субъектов на очистку и транспортировку воды.

За последние 10 лет из бюджета республики на строительство объектов водообеспечения потрачено 1 миллиард 640 миллион сомони (192 млн. долл.). Одна из основных проблем на нашем предприятии это, конечно же, низкие тарифы на воду. Мы за один кубометр воды с населения берем 0,88 дирам, в то время как на очистку и доставку такого объема воды нами тратится 2,3 сомони. Так на каждом кубометре воды мы несем убытки в размере 1,42 сомони. В вопросе повышения тарифов мы сталкиваемся с низким благосостоянием населения. Но я уверен, по мере повышения уровня жизни людей, и мы постараемся в какой-то мере повысить тарифы на питьевую воду и решить существующие проблемы.

Алимурод Исломзода, директор государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство»:

Ветхая водопроводная сеть


Во всем Таджикистане сейчас худо-бедно существует 722 систем водоснабжения. По оценкам экспертов, более 70% существующих инфраструктур находятся в обветшалом состоянии и имеют высокий объем утечек (50-60% объема воды в среднем). А качество воды в 63% водопроводных сетей Таджикистана не соответствуют санитарным требованиям.

 

«Прямое последствие нехватки питьевой воды оно прежде всего отражается на качестве этой воды. А качество воды приводит к возникновению болезней, связанных с водой, таких как тиф брюшной, диарея, малярия и много-много других. Поэтому, конечно, если иметь качественную воду и поставлять ее вовремя, то население будет здоровее и естественно оно сможет больше участвовать в экономической жизни страны».

Шавкет Ализаде, страновой директор Оксфам в Таджикистане:

 

 

Проанализировав нынешнюю ситуацию, международные организации пришли к выводу, что для поддержания имеющейся системы водоснабжения в рабочем состоянии и повышения качества питьевой воды необходим непосредственный диалог между потребителями с поставщиками. Поэтому входе реализации проектов доноры сделали упор на внедрение новой модели управления и контроля за водными ресурсами со стороны водопользователей.

 

Диалог между потребителем и поставщиком пойдет только на пользу. Это позволит поддержать и развивать систему водоснабжения.

Илхом Абидов, представитель Союза потребителей Таджикистана:

Об этом тоже важно знать