Экс-депутат и бизнесмен из Таджикистана Низомхон Джураев, который 29 марта "пропал" после освобождения из СИЗО города Зеленограда Московской области, появился на таджикских телеэкранах с заявлением. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, вечером 7 апреля каналы таджикского телевидения показали запись телеобращения Джураева, который заявил, что "сам вернулся на родину, так как все время мечтал вернуться на родину".

Судя по записи, Джураев читал заранее подготовленный текст. Он сообщил, что прибыл в Таджикистан из России наземным путем через Казахстан и Киргизию. "Я виновен. И все эти годы меня терзали мысли о родных и моих детях, моей старой матери. Поэтому я принял решение вернутся. Когда приблизился к таджикской границе, мне стало легко... Добравшись до Душанбе, я обратился в органы с заявлением и готов ответит перед законом за свои действия", - сообщил Джураев.

Как уже сообщало ИА REGNUM, Джураев пропал после освобождения из СИЗО в городе Зеленоград. Его адвокат Анна Ставицкая сообщила, что "меня, как адвоката, не уведомили о предстоящем освобождении, но я все таки узнала и прибыла к СИЗО". "К тому времени он был уже выпущен на свободу, после чего пропал. Мы считаем, что с большой долей вероятности, в результате действий спецслужб России и Таджикистана, мой подзащитный незаконно экстрадирован в Таджикистан", - сообщила Ставицкая. Хотя, по ее словам, Европейский суд по правам человека запретил российским властям экстрадировать Джураева на родину, так как там ему грозят пытки.

Она отметила, что, если ее подзащитный был действительно похищен и вывезен в Таджикистан, "то Душанбе столкнется с большим международным скандалом". "Я буду бороться за права своего подзащитного до конца. Поэтому, официальным органам Таджикистана будет лучше, если они вернут Джураева в Россию, если он действительно вывезен", - заявила Ставицкая.

Теперь же Ставицкая заявляет, что ее предположения сбылись, и властям обеих стран придется ответит перед европейским судом, каким образом ее подзащитный оказался в СИЗО в Таджикистане.

Между тем, в течение этой недели представители правоохранительных органов Таджикистана заявляли, что не располагают информацией о местонахождении Джураева. Хотя осведомленные источники, сообщают СМИ, заявили, что Джураев был доставлен в Душанбе 30 марта.

Напомним, что Джураев был задержан в России в августе 2010 года по запросу Душанбе, который обвиняет его в хищении государственных средств в особо крупных размерах и организации преступной группировки. В феврале 2011 года Генпрокуратура РФ постановила экстрадировать бизнесмена в Таджикистан. Между тем Джураев подал ходатайство о предоставлении ему политического убежища в России. В то же время правозащитная организация Amnesty International обратилась к российским властям с просьбой не экстрадировать Джураева, так как на родине он может подвергнуться пыткам. Его экстрадицию запретил и Европейский суд по правам человека.

Между тем, это не первый случай, когда лица находящиеся в розыске, после "пропажи" в России, оказываются в таджикских СИЗО. В 2005 году экс-лидер Демпартии Таджикистана Махмадрузи Искандаров после освобождения из СИЗО пропал в городе Королево Московской области, и оказался на скамье подсудимых в таджикском суде. Власти тогда сообщили, что Искандаров был задержан в аэропорту Душанбе, когда пытался въехать в Таджикистан по поддельному паспорту. Сам Искандаров на суде заявил, что он был похищен и тайно вывезен в Таджикистан на самолете. В настоящее время он отбывает 25-летнее заключение.