Национальный вопрос в России встает ребром

События на Манежной площади продолжают оставаться одной из центральных новостных тем. Эксперты и очевидцы высказывали свое мнение по поводу происходящего в Москве, пытаясь понять, насколько серьезен для России национальный вопрос и кто способен гарантировать безопасность.

События на Манежной площади продолжают оставаться одной из центральных новостных тем. Их причины и следствия вчера обсуждали в спецвыпуске программы Владимира Соловьева в эфире "Вестей-ФМ". Эксперты и очевидцы высказывали свое мнение по поводу происходящего в Москве, пытаясь понять, насколько серьезен для России национальный вопрос и кто способен гарантировать безопасность. Об этом - материал Николая Осипова.

Осипов: В эфире "Вестей ФМ" программа Владимира Соловьева - четырехчасовая попытка понять, что происходит в стране и в столице в частности, когда мы успели подойти к этой грани.

Соловьев: Они забивают толпой по 15-20 человек несчастных таджиков, узбеков, киргизов, набрасываясь на одного.

Осипов: Эти преступления происходили и раньше. Националисты нападали на приезжих, в ответ выходцы с юга России показывали себя в криминальных стычках и бытовых конфликтах. Но сейчас события словно сошлись в одной критической точке. Убийство Егора Свиридова, неуклюжее расследование преступления и вспышка гнева среди футбольных болельщиков, настроением которых тут же попытались воспользоваться радикальные круги. Один из фанатов вышел в эфир "Вестей ФМ", чтобы объяснить, что они хотели, организуя свою субботнюю акцию.

Данила: Мы организовывали группу в Интернете, в которой участвовало огромное количество людей, можно сказать, устная организация, никто не собирался устраивать никаких беспорядков. И то, что происходило на Кронштадском бульваре, - это единение болельщиков, а не какой-то национализм или фашизм. А то, что произошло на Охотном ряду, - это вылазка низких мелких людей, которые, наверное, не любят Россию, те, кто все это спровоцировал.

Осипов: Официальные фанатские группировки по большей части отстранились от событий на Манежной, многие из очевидцев напоминают, что в толпе были националисты, подстрекавшие людей на конфликт с милицией, нападавшие потом в метром на приезжих. На кадрах видео с места событий отчетливо видно, что милиция себя вела достаточно корректно, хотя и толпа не слишком активно бросалась в бой. Депутат Геннадий Гудков как бывший сотрудник МВД дает свою оценку действиям ОМОНа.

Гудков: Не сработала, может быть, какая-то часть мер, в метро особенно надо было предпринять соответствующие меры. В принципе, милиция действовала достаточно адекватно, не могу сказать что они что-то там прошляпили, но какие-то огрехи естественно были, которые привели к этим последствиям. Могло, кстати, быть еще хуже, и в этом смысле ругать милиционеров не стоит.

Осипов: Впрочем, сейчас, когда ситуация достигла предела, важно не столько то, как работала милиция на Манеже, важно, как общество докатилось до этой крайности. Неприятие и раздражение в адрес приезжих очевидно, хотя его долгое время пытались не замечать или сглаживать показательной толерантностью. Вот мнения, прозвучавшие в нашем эфире, Владимир Соловьев и его гость депутат Владимир Жириновский говорят о похожих вещах.

Соловьев: Когда они сюда приезжают, как они себя ведут, как они живут? Они плюют на наши обычаи, обряды и законы, они проявляют неуважение к нашим девушкам, к нашим ребятам и к нашим старикам.

Жириновский: Это ответная реакция на все то, что произошло за последние 20 лет, когда русских вышвыривали изо всех союзных республик, а сегодня они медленно уезжают с Северного Кавказа, и этого никто не замечает. Эти русские приезжают в Центральную Россию, у них есть родственники, и выросло целое поколение.

Осипов: Этническая преступность и коррупция подвели терпение какой-то части коренного населения к грани, за которой уже только анархия. Очевидно, что подобным же образом в какой-то момент начнут действовать и те, кто вызывает это неприятие. Это крайняя и последняя стадия, от которой уже одним только ОМОНом не спасешься. ОМОН - это лишь инструмент соблюдения закона, но действует ли этот закон и как на все это смотрит власть, которая не всегда вовремя напоминает о себе?

Соловьев: Я устал отвечать на сообщения в "Твиттере" и на звонки от друзей: "А где наш мэр? Где наш мэр? Что мэр может об этом сказать? Почему молчание? Он же на правах губернатора, и исходя из этого он, как было решено президентом Медведевым, также несет ответственность за происходящее.

Осипов: Безнаказанность стала одной из главных причин всего происходящего. Конфликт, который закончился убийством Егора Свиридова, и последующая история с освобождением потенциальных сообщников преступления - демонстрация безнаказанности и очевидная попытка использовать убийство в политических целях для разжигания национального вопроса. События последних дней нарастают как снежный ком, захватывая в этот круговорот все больше участников. Кто-то только этого и ждет, стараясь поразить вирусом конфликта все общество. Еще один депутат Виктор Илюхин также напоминает, что здесь одним ОМОНом погоды не сделаешь.

Илюхин: У нас почему-то считается, что с преступностью должны бороться только правоохранительные органы. Это не так. Я глубоко убежден, и это практика жизни, что с преступностью должны бороться мы все, и общество должно противостоять преступным проявлениям. Конечно, государственные структуры, не только в лице МВД и прокуратуры, а в лице всех финансовых, экономических органов… Не будет этого единого кулака, мы с вами ничего не сделаем с преступностью, а в этом моменте есть серьезные проблемы.

Осипов: Эти проблемы зашли так далеко, что вот-вот выйдут из-под контроля даже тех, кто, казалось бы, хотел использовать их в своих целях. Но многие наблюдатели обращают внимание на важный нюанс - национальный вопрос, безусловно, играет здесь свою роль, но дело не только в нем. Банда в Кущевской никак не связана с национальной проблемой, а эта история также стала событием федерального значения. И снова всплывает вопрос о законе. Напряженное резюме утреннего эфира с Владимиром Соловьевым.

Соловьев: Безнаказанность приводит только к росту агрессии. Власть первый раунд проиграла, время наносить ответный удар.

Осипов: Напряженный понедельник, после беспокойных выходных задает настроение всей недели. А в Интернете меж тем уже идет обсуждение проведения новых уличных акций, которые могут стать очередным нелегким испытанием и для власти, и для общества, и для каждого из нас.

Читайте также по теме:

Память фаната почтили беспорядками. "Утро с Владимиром Соловьевым"

Владимир Жириновский: наши органы нужно назвать "праворазрушительными"

Геннадий Гудков: милиция действовала адекватно

Виктор Илюхин: с преступностью должны бороться мы все