Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
19 июля 2017 10:09

По следам преступления. Как работают казахстанские судебные эксперты

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото: Tengrinews.kz Фото: Tengrinews.kz

В расследовании преступления не всегда принимает участие один лишь следователь. Немалая работа по расследованию лежит на плечах судебных экспертов. Именно по их доводам обычно строится и защита, и обвинение в суде. Корреспондент Tengrinews.kz посетил Центральный институт судебной экспертизы в Астане и узнал, кто и как идет по следам преступника.


В расследовании преступления не всегда принимает участие один лишь следователь. Немалая работа по расследованию лежит на плечах судебных экспертов. Именно по их доводам обычно строится и защита, и обвинение в суде. Корреспондент Tengrinews.kz посетил Центральный институт судебной экспертизы в Астане и узнал, кто и как идет по следам преступника.

"Для того чтобы знать, как преступник это сделал, необходимо это сначала сделать. Как говорил Конфуций: "Для того чтобы сделать как мастер, нужно вступить в след мастера. Моя работа - это одно из древнейших направлений в криминалистике. Судебно-техническое исследование документов направлено на исследование всех событий и всех методов, которыми изменяли документы", - рассказывает главный эксперт судебно-технического исследования документов Центрального института судебной экспертизы.

Демонстрируя работу своего оборудования, эксперт сравнивает печати на больничных листах.

"Сейчас мы возьмем оттиск круглой печати седьмой поликлиники, красиво зафиксируем и отправим на панель приборов. Далее мы берем тот фрагмент, который хотим сравнить, и накладываем его на оригинал", - показывает судмедэксперт.

"Для каждого слоя применяем свой цвет, и вот сейчас можно заметить, что оттиски не идентичны. Это только маленькая составляющая видеоспектрального компаратора, который придумали англичане. Могли бы, конечно, казахи придумать, но производство не налажено. Беларусы, например, срисовали его и сами делают для себя", - отмечает эксперт.

По его словам, случаи в его работе бывают совершенно разные: от подделки документов до денежных знаков. 

"На этом документе группа лиц утверждает, что подписывала чистый документ, а я сейчас доказываю обратное, что монтажа здесь никакого не было, потому как параллельность всех линовок соответствует основанию данных символов. А вот если бы они были подшиты в единый блок, и люди бы ознакомлялись с тем, что они подписывают, то на листах, которые лежали внизу, оставались бы рельефные следы давления от шариковых ручек", - говорит эксперт.

"Больничные покупаются на алматинской фабрике. А сам оттиск делается с оригинал-макета. Его хорошо и красиво копируют, обрабатывают на компьютере, дорисовывают символы и дома делают", - сетует он.

По мнению эксперта, у нынешних преступников не хватает терпения, все губит банальная жадность.

"Жадности у них много. Если бы они были настолько продуманные и финансируемые, то они бы росли. Если бы они хотели думать над каждым преступлением, то было бы труднее. Вот денежные знаки, например, они просто тупо печатают на принтерах", - отмечает судебный эксперт. 

"Денежные знаки в основном по одной технологии делаются. Бумага только меняется, бывает, что они хорошую бумагу подбирают, и очень качественно получается. Вот одна из последних партий была очень хорошая, потому что там буквы и цифры серий были сделаны высокой печатью. А это значит, что у них было клише, и оно менялось, у них даже номерник был. И его найти не удалось", - вспоминает он.

По словам эксперта, прогресс у преступников тоже не стоит на месте, и сейчас они все больше применяют новые технологии.

"Вот один заключенный даже демонстрировал нам это в СИЗО. Ему дали флеш-модем, и он на каком то своем сервере вытащил копию, и все эти копии выложил и распечатал на принтере. Но вся суть в том, что он не рассказал, откуда он брал бумагу, а она приходит с Китая", - говорит специалист.

Также он рассказал о крупном уголовном деле, когда у фальшивомонетчика изъяли партию 10-тысячных купюр на 4 миллиона тенге.

"И он, конечно, потом отрекался от них. Но мы установили, как он их произвел. Они были изготовлены на одном принтере. Каждый принтер оставляет свой след, мы установили почерк на одной банкноте и далее наложили его на всю партию. Принтер оставил серию магнитных точек, по ним можно считать дату распечатывания", - рассказал эксперт.

Кроме того, он поделился своими воспоминаниями о самой, на его взгляд, отличной подделке документа.

"Это была доверенность, которая была обработана одним сидельцем. Он пришел в одну нотариальную контору. Там заключил какую-то доверенность на своего знакомого. Затем он соскоблил все лишние символы обычной бритвочкой. То есть он долго сидел, царапал каждый символ, а затем на готовый бланк, у знакомого нотариуса, он внес другие данные. Все есть, печать есть, подписи есть, реестровая запись тоже, что на такого-то гражданина была внесена запись. Все нормально. Хотели продать недвижимость. Потом к нам пришли следователи, говорят, так мол и так, мы не знаем, что тут. А я документ просто в компаратор засунул и сразу увидел подчистку. Даже старый текст там был виден. Ну, конечно, это был очень кропотливый труд преступника", - считает он.

Заведущая лабораторией химически-биологических исследований также поделилась своими воспоминаниями о курьезных случаях на работе.

"Был такой случай, когда было совершено изнасилование, уже с последующем рождением ребенка. Случилось это в небольшом поселке. Следственные органы изъяли образцы у всех людей мужского пола этого населенного пункта. Нам пришлось изучать образцы 100 человек. И в итоге у нас не было ни одного совпадения с образцом, который был изъят на месте преступления. Тогда правоохранительные органы даже засомневались в наших исследованиях, но потом, через определенное время, нам принесли еще один образец, который совпал. Оказалось, что настоящим преступником был случайный человек, который вообще не жил в этом поселке. Один из генетических профилей подозреваемого был похож на тот, который нашли на месте преступления, но не был идентичный. Мы тогда сообщили об этом следователям, и преступник оказался его родственником", - рассказывает она.

Сейчас, по ее словам, львиную долю всех исследований занимает процедура установления отцовства и другие процедуры.

"Иногда бывает установление материнства, но это крайне редко. По уголовным делам - это по всем преступлениям против личности: убийство, изнасилование, идентификация неопознанных останков и в последнее время чаще всего назначаются по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, когда нужно доказать, что человек контактировал с наркотическим средством. Ну и, разумеется, угоны автомашин, когда изымаются биологические следы контакта человека с автомобилем, кражи и так далее. С каждым годом спектр все больше расширяется", - делится эксперт.

"Нам на исследование приносят любой биологический материал, любые выделения человека: кровь, слюна, сперма, ткани, то есть все, что находят на месте преступления.  Мы выделяем ДНК, которую в последующем уже идентифицируем. Результаты мы получаем в виде определенных графиков, потом мы уже анализируем и сравниваем с определенными образцами", - дополняет она.

По ее словам, тяжелее всего выделить ДНК из костных останков. Причем в лабораторию часто попадают образцы, которые лежали в земле на протяжении многих лет, тогда процедура невероятна сложна, кропотлива, но результат все-таки есть.

"Совершить преступление, не оставив следов, невозможно. Нужно только правильно искать", - заявляет эксперт.

Тут же находится лаборатория баллистической экспертизы.

"Криминал на месте не стоит. Любое преступление с применением огнестрельного оружия предполагает применение баллистической экспертизы. Вот, например, гильза, отстреленная на месте происшествия. Если у нас есть ствол, с которого предполагаемый преступник произвел выстрел, мы отстреливаем аналогичный патрон с него же и потом сравниваем его здесь", - рассказал эксперт-баллистик.

По его словам, в основном и оружие, и боеприпасы в преступлениях одинаковые. Однако бывает, что  люди изготавливают самодельное оружие.

"Идентификацию мы по ним редко проводим, в основном диагностика, то есть пригодный он для стрельбы или нет. Какую травму наносит и может ли вообще стрелять, может ли выдержать несколько выстрелов и поразить объект", - проинформировал баллистический эксперт.

Эксперт лаборатории химических исследований посетовал корреспонденту на новые виды наркотических средств, которые, по его словам, изрядно усложняют экспертам работу.

"Это газовый хроматограф, который анализирует вещество. Предназначен для определения количественного содержания и вида наркотических средств. Здесь происходит полная идентификация наркотика. Этот прибор разбивает любое вещество на составные части и показывает нам в виде таких осколков. Вот видите", - показывает он.

"Бывает, что вещество не определяется, в этом случае я по ионам высчитываю и собираю молекулы. Составляю формулу, другим словом. Это, как правило, происходит тогда, когда к нам приходит совершенно новый вид наркотика. У нас их в базе нет. Синтетика на месте не стоит. Химики-наркоманы всякими способами пытаются обмануть систему и сменить формулу наркотика, и тогда нам приходится работать самим. В последнее время все чаще и чаще", - рассказывает главный эксперт лаборатории химических и биологических исследований.

Кроме того, одно из направлений судебной экспертизы - изучение металлов и сплавов. 

"Случаи могут быть разные. Например, с ломбарда украли золото, и потом оно было найдено, и мы должны доказать, что это золото или сплав. Часто случается, что стоимость изделия завышена или вообще вместо золота приносят медный сплав", - говорит эксперт лаборатории. 

"Также мы здесь проверяем элементный состав сплава, и то, соответствует ли ГОСТу изделие, или нет", - сообщает эксперт.

Разговаривая с этими людьми, несложно понять, что они как никто другой знают, как совершаются преступления. Однако, по их словам, идеальных преступлений не бывает. Всегда найдется та ниточка и та малозаметная деталь, на которую рано или поздно упадет цепкий взгляд судебного эксперта.

Как сообщили в Министерстве юстиции, с 2013 года началась работа по повышению квалификации кадров. С этого времени зарубежную стажировку по программе "Болашак" прошли 26 сотрудников, которые сейчас занимают руководящие позиции и закреплены на ответственных местах. В дальнейшем министерство планирует продолжить работу по переподготовке кадров. В целом на сегодня в Центре судебных экспертиз проводят более 40 различных исследований.

В целях безопасности фамилии экспертов не указываются.

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 444.26   490.7   4.83 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети