29 april 2024




Новости Центральной Азии

Узбекистан: Сотрудников посольства США не пустили на суд по делу журналиста радио «Голос Америки»

08.10.2010 10:00 msk, Фергана.Ру

Узбекистан

Малик Бобоев
Малик Бобоев
7 октября в Мирзо-Улугбекском районном суде по уголовным делам города Ташкента начался судебный процесс по делу корреспондента радиостанции «Голос Америки» Абдумалика Бобоева.

В начале заседания А.Бобоев попросил председателя суда Садуллу Аширматова вести процесс на русском языке, его просьба была удовлетворена. Затем адвокат журналиста Сергей Майоров, ранее защищавший фотографа и кинодокументалиста Умиду Ахмедову и в настоящее время - российского журналиста Владимира Березовского, подал несколько ходатайств.

- Для начала я сделал заявление о том, что следствием допущено несколько достаточно грубых нарушений уголовно-процессуального кодекса. Допустим, основой обвинения стало экспертное заключение Центра мониторинга в сфере массовых коммуникаций Узбекского агентства связи и информатизации (УзАСИ), сделанное почти за две недели до возбуждения уголовного дела – 2 февраля 2010 года, в то время как дело было возбуждено 15 февраля. И, тем не менее, при предъявлении обвинения материалы этого заключения были использованы как доказательство вины Бобоева, что, согласно процессуальному закону, недопустимо. К слову, в деле есть документ в виде справки, датированной ноябрем 2009 года, о том, что некий работник прокуратуры направляет на экспертизу в Центр мониторинга УзАСИ CD с записанным на нем рядом интервью Абдумалика, - рассказал Майоров «Фергане.Ру».

Майоров отметил, что во время следствия фигурировало постановление о приобщении к делу вещественных доказательств, но в деле их нет. При этом само постановление не датировано, а на важных процессуальных документах невооруженным глазом видно исправление даты – подчистка. Обо всех этих нарушениях адвокат сделал заявление, но суд, сославшись на то, что это заявление преждевременно, поскольку судебное следствие еще не началось (сейчас идет так называемая подготовительная часть судебного заседания), его отклонил.

Адвокат Сергей Майоров
Адвокат Сергей Майоров
- Далее мною было заявлено ходатайство о приглашении в качестве свидетелей всех трех экспертов, упомянутых в деле, - А.С.Юсупова, Э.М.Зуфарова и Р.Ш.Мухамедова, но по всем трем экспертам суд с подачи прокурора ходатайство отклонил. Также было отклонено мое ходатайство о приглашении в качестве свидетеля исполняющего обязанности начальника Центра мониторинга УзАСИ Саидова. При этом суд удовлетворил мое ходатайство о приглашении в качестве свидетеля специалиста таможенного контроля с КПП «Майский», где в мае текущего года был задержан Абдумалик Бобоев, - продолжает Майоров.

На данный момент в суде формально заявлен лишь один свидетель, да и тот со стороны обвинения – представитель пограничной службы, начальник отдела войсковой части №92-03 Игорь Навалихин, чье имя фигурирует в обвинительном заключении.

Несмотря на то, что изначально судебное заседание было объявлено открытым, в качестве наблюдателей в зал суда были допущены лишь журналист Абдурахман Ташанов и правозащитник Сурат Икрамов. Перед иностранными наблюдателями – представителями посольств Великобритании и США двери закрыли: им было заявлено, что они смогут присутствовать на процессе только при наличии разрешения МИДа и Верховного суда Узбекистана.

По словам Сергея Майорова, подобная практика недопущения в суды иностранных граждан постепенно становится нормой. Так, к примеру, на суд по делу российского журналиста, корреспондента «Парламентской газеты» по странам Средней Азии, редактора сайта «Vesti.uz» Владимира Березовского не был допущен атташе российского посольства в Узбекистане Данис Баширов.

- Я дважды подавал ходатайство о том, чтобы представителя российского посольства пустили в зал суда, но мое ходатайство так и не было удовлетворено. Хотя лично я ни с какими нормативными или подзаконными актами на счет необходимости иметь разрешение МИДа или Верховного суда не знаком, - отметил адвокат.

Следующее заседание суда по делу Абдумалика Бобоева назначено на 11 октября.

Напомним, журналисту инкриминируются сразу четыре статьи Уголовного кодекса Узбекистана: 139-я («Клевета»), 140-я («Оскорбление»), 223-я («Незаконный выезд за границу или незаконный въезд в Республику Узбекистан») и 244-1, часть 3, «б», «в» («Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку»). Пункт «в» статьи 244-1 гласит, что преступление было совершено «с использованием финансовой или иной материальной помощи, полученной от религиозных организаций, а также от иностранных государств, организаций и граждан». Под иностранной организацией понимается финансируемая правительством США радиостанция «Голос Америки». По этой статье журналисту грозит заключение на срок от пяти до восьми лет.






РЕКЛАМА