25 april 2024




Новости Центральной Азии

Кыргызстан: Бывший Генпрокурор обвинил ГКНБ, правительство и президента в многочисленных нарушениях

06.04.2011 11:27 msk, Фергана

Кыргызстан

Сегодня, 6 апреля 2011 года, в парламенте Кыргызстана состоялось совместное заседание Комитета по бюджету и финансам и Комитета по правопорядку, законности и борьбе с коррупцией с участием экс-генпрокурора Кубатбека Байболова.

Обстановка в зале заседаний была накалена. Известие о том, что Байболов озвучит компромат на высшее руководство страны, произвело такой ажиотаж, что все желающие послушать бывшего генпрокурора не смогли уместиться в зале. На заседание пришли даже известные правозащитники страны.

«Меньше всего я бы хотел выступить в роли некоего контейнера для компромата и нещадных «выливаний», - начал Кубатбек Байболов. - Возникновение этой ситуации больше связано не с тем, что я смещен с должности генпрокурора, такое желание появилось после уничтожающей формулировки, оскорбляющей мою честь и достоинство как личности, так и госслужащего (К.Байболов был уволен «по морально-этическим соображениям» - ред.). Во-первых, я задался вопросом, как в этом государстве обстоит дело с моралью, о которой декларирует президент? Во-вторых, что же изменилось в этом государстве со дня нашей декларации, что мы изгнали злодеев и взяли на себя ответственность строить новое государство, и насколько эти ценности на деле претворяются в жизнь?»

Касаясь ситуации вокруг «Альфа Телеком», К.Байболов заметил, что необходимо было дождаться конца разбирательства. Но даже по результатам неоконченного расследования, по словам экс-генпрокурора, можно говорить об установленном факте вымогательства денег Кенекеевым с менеджеров ЗАО «Альфа Телеком». Как сказал К.Байболов, «Кенекеев (директор Фонда по управлению национализированным имуществом), подчиненный Бабанова, признался, что был факт вымогательства, один из менеджеров - Черников, - подтвердил этот факт. «Правда, - уточнил Байболов, - Кенекеев оговаривал, что это было сделано для бюджета, однако тут не уточняется, в какой бюджет: свой или страны? Учитывая, что эти встречи проходили в офисе Бабанова и других местах, но никак не правительственных учреждениях, это вымогательство было вне бюджета. И вообще, кто уполномочил Кенекеева вымогать эти деньги?»

При этом Байболов отметил, что не отрицал фактов вывода денег из компании, однако это не было предметом рассмотрения Генпрокуратуры. «Мы исследовали факт рейдерского захвата и в октябре прошлого года передали дело в суд, - продолжал Байболов. - Всеми судами еще в прошлом году, то моего появления в правоохранительных органах, было принято решение все активы от «Альфа Телеком» передать «БиМоКому», то есть российским бизнесменам». Однако, по словам Байболова, после установления факта вымогательства денег «состоялся ураганный налет со стороны Финпола. Бабанов даже был у меня дома, уговаривая дать возможность Финполу возбудить уголовное дело. Я отказал. Далее последовал звонок Атамбаева. Премьер-министр звонил!.. В результате мы были вынуждены остановить беззаконие и попали в эту переделку», - признал Байболов.

«Оказывалось ли на вас политическое давление, когда вы занимались делом «МегаКома»?» - спросил атамекеновец Равшан Джеенбеков. «Прямого давления не было, только по возбуждению уголовного со стороны руководства. Но придет время, и я приведу доказательства, что выбивались нечестные показания на меня и мою супругу», - пообещал Байболов.

К.Байболов заверил, что дальнейшее расследование ситуации приведет к новым открытиям: «Все недоразумения возникли из-за того, что президент не захотела дождаться конца расследования, тогда все было бы аргументировано, и наш разговор с президентом с самого первого дня не проходил бы на эмоциональной волне. Я понимаю, что ей (президенту - ред.) надо было незамедлительно меня убрать, потому что дела, которые я был готов вот-вот подписать, могли на многое пролить свет».

И тут Байболов перешел к серьезному обвинению - он заговорил о деньгах, изъятых из банковских ячеек после апрельских событий.

«По вопросу ячеек Генпрокуратура возбудила уголовное дело, на основании этого дела вся бишкекская прокуратура вначале была отстранена от занимаемых должностей, а два следователя были привлечены к уголовной ответственности. Это уголовное дело очень не понравилось руководству страны, потому что вскрытие ячеек, изъятие и распределение денег с самого начала не было прозрачным. Деньги выдавались кому попало: помощнику Каптагаева, помощнику министра обороны, даже руководителю дружинников! При этом никто не учел, что эти деньги – еще и вещественные доказательства по уголовному делу (Бакиева -ред.) Там хранился 21 миллион долларов. Потом временным правительством было принято решение использовать эти деньги, чтобы урегулировать ситуацию в стране. С этим можно согласиться. Можно даже согласиться с тем, что они выдавались кому попало. Но не с тем, что до сих пор нет отчета по использованию этих денег, большая часть которых осела в карманах, а часть была использована некоторыми партиями на предвыборную кампанию! При этом за пять дней до парламентских выборов ГКНБ выдается 500 тысяч долларов. Какая была надобность выдавать им эти деньги? Ситуация в стране не была напряженной. Я предлагал создать депутатскую комиссию, чтобы исследовать, куда пошли эти деньги», - говорил Байболов.

Алтынай Омурбекова от «Республики» поинтересовалась, когда стало известно, что нерационально используются средства, изъятые из банковских ячеек? Байболов ответил, что узнал об этом в конце 2010 года. «Уголовных дел очень много, и генпрокурор не всегда знает все детали. Как только я об этом узнал, мы произвели перерасчет», - добавил Байболов.

«Президент говорит, что сняла прокурора потому, что он нарушил морально-этические нормы, но не может снять Бабанова, так как это не в ее компетенции, - возмущался К.Байболов. - Но она могла бы выразить к нему свое отношение. Также она полностью руководит Душебаевым, почему не уволила его? Национальная комиссия по исследованию событий на юге назвала его одним из виновников произошедшего. Президент должна была либо не согласиться с этим решением, либо снять Душебаева. Но как можно вот так бесконечно молчать, а потом в отдельных эпизодах говорить о моральных требованиях... На слуху у всех, как Душебаев провожал того же Суталинова (председатель ГКНБ при Бакиеве, сейчас заочно судим по делу об апрельских событиях - ред.). Душебаев говорит, что приступил к обязанностям в 11 ночи 7 апреля, а Суталинов пришел в час ночи 8 апреля. Душебаев утверждает, что тогда еще не было основания задержать Суталинова. Как это - не было оснований задержать? К часу ночи площадь была полна трупов! Где морально этические нормы, от которых говорит президент?»

«Была годичная коллегия прокуратуры, на которой президент обвинила нас в гибели альфовца Бабараимова (он проходил обвиняемым на суде по 7 апреля, - ред.). Мы решили возбудить по этому поводу уголовное дело, но потом мне поступил запрет. Видимо, президенту пояснили, что Генпрокуратура спецоперации не проводит и оружие спецназу не выдает. Да как вообще можно использовать в спецоперациях, где погибают люди, подсудимых? Это ли не преступление? Где здесь те морально-этические нормы, о которых говорит президент? Что должны совершить Бабанов и Душебаев, чтобы она обратила на них внимание? Может, им осталось изнасиловать всех нас на площади с особым цинизмом!?» - горячился К.Байболов.

Бывший генпрокурор заявил, что ГКНБ сейчас пытаются демонтировать системы прослушивания телефонных разговоров и уничтожить документы, однако он уверен, что найдутся свидетели, которые подтвердят факты прослушивания. «Объекты прослушивания исчисляются тысячами. Это ли не преступление? И во главе этой конторы стоит президент!» К.Байболов обратился к депутатам, чтобы те провели служебное расследование: ГКНБ прослушивает генпрокурора и высокопоставленных чиновников. Кроме того, Байболов сообщил, что имеются факты прослушивания и депутатов. Это так возмутило народных избранников, что они решили создать рабочую комиссию по расследованию и пригласить технических специалистов.

Говоря о морально-этических требованиях, которые не предъявляются другим чиновникам, К.Байболов упомянул российское гражданство нынешнего главы таможни и то, что президент на это не реагирует.

Депутат от фракции СДПК Заир Жоошбеков спросил бывшего генпрокурора, что мешало Байболову озвучить эти обвинения, когда он занимал свой пост? «В моей компетенции было возбуждение уголовных дел, что я и делал, - парировал К.Байболов. - Сейчас я делаю заявления как политик».

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА