27 april 2024




Новости Центральной Азии

Компанию Vimpelcom подозревают в даче взятки за выход на узбекский рынок

Норвежскую телекоммуникационную компанию Telenor, которой принадлежат 33 процента обыкновенных и 42,95 процента голосующих акций в компании Vimpelcom Ltd., подозревают в даче взятки за выход на узбекский рынок мобильной связи. 15 ноября норвежская газета Klassekampen опубликовала документы, судя по которым Vimpelcom Ltd. заплатила $25 млн за лицензии на деятельность в сфере коммуникаций в Узбекистане; деньги были переведены компании Takilant, которой владела Гаяне Авакян, доверенное лицо старшей дочери узбекского президента Гульнары Каримовой, сообщает Eurasianet.

«По банковским выпискам видно, как деньги перевели со счета ранее неизвестной компании на Виргинских островах, когда Vimpelcom купил лицензии на осуществление деятельности в секторе сотовой связи в бывшей советской республике [Узбекистан]», – пишет Klassekampen.

Газета отмечает, что глава Telenor и член совета директоров Vimpelcom Йон Фредрик Баксаас (Jon Fredrik Baksaas) отказался отвечать на вопрос, знал ли он, каким образом Vimpelcom приобрел лицензии в Узбекистане. «Мы являемся миноритарным акционером Vimpelcom, и поэтому отвечать на вопросы о работе этой компании должен сам Vimpelcom», – заявил агентству Франс Пресс высокопоставленный представитель Telenor Гленн Манделид (Glenn Mandelid), добавив, что «Telenor проявляет нулевую терпимость по отношению к коррупции как в своей работе, так и в работе компаний, акционерами которых мы являемся».

Напомним, о том, что компания Vimpelcom получила 3G-лицензию в Узбекистане за $25 млн, в ноябре 2012 года СМИ рассказал представитель группы Vimpelcom Бобби Лич (Bobby Leach): по его словам, осенью 2007 года Unitel (узбекская «дочка» Vimpelcom, работает под брендом Beeline) перевела деньги одной из структур оффшорной фирмы Takilant, зарегистрированной в Гибралтаре. В том же году Авакян способствовала выходу на рынок Узбекистана шведско-финской TeliaSonera. Klassekampen заявляет, что, судя по банковским выпискам, Vimpelcom и TeliaSonera перевели деньги на один и тот же счет компании Takilant почти одновременно, и, по мнению сотрудников шведской прокуратуры, деньги в результате, скорее всего, попали в карман Гульнары Каримовой.

Расследование процесса выхода TeliaSonera на узбекский рынок началось сразу после трансляции телепрограммы из серии «Миссия: Расследовать», авторы которой утверждали, что в 2007 году за лицензию и частоты в Узбекистане компания выплатила Takilant $320 млн. Руководство компании разъяснило, что работало в рамках законов Узбекистана и о нарушениях прав человека ему не было известно. TeliaSonera оказалась в центре пристального внимания шведского и финского правительств, которые начали расследовать деятельность компании в Узбекистане, после чего 1 февраля 2013 года ее генеральный директор Ларс Нюберг ушел в отставку. Итоги расследования обещали представить в конце 2014 года. «Но этот срок, со всей очевидностью, соблюден не будет. По словам Верховного прокурора Гуннара Стетлера из отдела по борьбе с коррупцией, расследование сильно затягивается из-за задержек с получением необходимых материалов по этому делу из других стран. Их около десятка. Так только получение информации о банковских операциях из Швейцарии может, по его словам, со всеми турами и обжалованиями, занять несколько лет. "Если бы это расследование велось только в Швеции, мы бы уже давно были готовы. Но моя власть за пределы Швеции не распространяется" - сказал Гуннар Стетлер в интервью Свенска Дагбладет», - передавало русскоязычное «Радио Швеция».

Что касается Vimpelcom, ее работой в Узбекистане весной 2014 года заинтересовались Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) и прокуратура Нидерландов: по данным РБК, они запросили у компании документы о деятельности дочернего оператора Unitel. В документах Vimpelcom, поданных в SEC за 2013 год, сказано, что оператор связи «сотрудничал с Takilant в прошлом» для покупки частотной лицензии в Узбекистане. В октябре 2013 года сразу после завершения ревизии, проведенной Государственной инспекцией связи (ГИС) Узбекистана, внеплановой проверкой Unitеl занялись налоговые органы, спустя полтора месяца они сообщили, что нарушений законодательства в работе компании не выявлено.

Годом ранее с аналогичных внеплановых проверок началось банкротство «Уздунробиты» - узбекской «дочки» МТС, выход которой на узбекский рынок также связывают с якобы подконтрольной Гульнаре Каримовой компанией – Tammaron: в 2008 году МТС разместила в офшоре Tammaron депозит на $20 млн, объяснив это представившейся возможностью получения 4G-частот в Узбекистане. Год спустя частоты были получены, однако сам депозит МТС списал в убыток. Летом 2012 года власти Узбекистана обвинили топ-менеджмент оператора в хищениях и уклонении от уплаты налогов. В апреле 2013 года «Уздунробита» была признана банкротом, в декабре ее активы были переданы на баланс национального оператора связи республики «Узбектелеком». В июле 2014 года МТС подписала с Узбекистаном мировое соглашение, в соответствии с которым возобновляет предоставление услуг мобильной связи в этой стране в рамках совместного предприятия Universal Mobile Systems (UMS) с участием государства.

В настоящее время в Узбекистане действуют четыре оператора сотовой связи: Unitel («дочка» российского ОАО «Вымпелком»), Coscom («дочка» скандинавской TeliaSonera), СП Rubicon Wireless Communications (RWC, торговая марка Perfectum Mobile) и Uzbektelekom Mobile (филиал национального оператора связи «Узбектелеком»).

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА