23 april 2024




Новости Центральной Азии

Генпрокуратура Таджикистана: 23 члена ПИВТ арестованы за экстремизм и попытку захвата власти

Шестого октября Генеральная прокуратура Таджикистана выступила с новым заявлением по поводу преследования активистов Партии исламского возрождения (ПИВТ).

В нем говорится, в частности, что к настоящему времени арестованы 23 руководителя и члена Верховного президиума партии, а также некоторое количество членов организованной группировки бывшего замминистра обороны республики, генерал-майора Абдухалима Назарзода. Против них возбуждены уголовные дела по статьям 179 («Терроризм»), 187 («Организация преступного сообщества»), 189 («Разжигание расовой, национальной, местнической или религиозной вражды»), 306 («Насильственный захват власти или насильственное удержание власти»), 307 («Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Республики Таджикистан»), 313 («Вооруженный мятеж») и ряду других статей Уголовного кодекса республики.

«Следствием установлено, что руководители и члены Верховного президиума партии по предварительному сговору вместе с бывшим заместителем министра обороны Назарзода Абдухалимом создали несколько преступных групп численностью 10-40 человек каждая, чтобы совершить вооруженное нападение на особо важные государственные объекты и захватить государственную власть в Таджикистане. В ходе расследования уголовного дела по адресу: город Душанбе, улица Борбад №1 в служебных кабинетах заместителей председателя ПИВТ Хисайнова Умарали и Хаитова Махмадали были найдены составленные планы вооруженного нападения этой преступной группировки. Кроме того, при обыске в рабочих кабинетах центрального офиса ПИВТ были найдены более 30 листовок партии, имеющие характер массового призыва для осуществления экстремистской и террористической деятельности. Незаконные действия этой организованной преступной группировки повлекли гибель 14 сотрудников правоохранительных органов и ранение 12 других», - говорится в заявлении Генпрокуратуры.

Далее надзорное ведомство предприняло попытку успокоить бывших членов ПИВТ, в рядах которой насчитывалось порядка 40 тысяч человек: «Следует отметить, что согласно статьи 20 Конституции и статьи 13 Уголовного кодекса Республики Таджикистан, закон, принятый после совершения лицом противоправного деяния и усиливающий наказание за него, обратной силы не имеет. Поэтому признание партии террористическо-экстремистской организацией и прекращение её деятельности не может быть основанием для привлечения к уголовной ответственности рядовых членов партии, если те не совершили других преступлений». И сразу же предупредило: «Если же они и в будущем продолжат свою партийную деятельность, агитировать за идеи ПИВТ, или же примут в любой форме участие в деятельности запрещенной партии, согласно закону, будут привлечены на основании соответствующих статей Уголовного кодекса к уголовной ответственности за участие в экстремистско-террористическом сообществе и за организацию его деятельности».

Отметим, что ранее об этом же заявило и МВД Таджикистана: 3 октября на сайте министерства появилось сообщение о том, что добровольно покинувшие ряды ПИВТ люди и прекратившие сотрудничество с ней после запрета ее деятельности не будут привлекаться к ответственности, поскольку, в соответствии с законодательством Таджикистана, «в их поступках нет состава преступления». Преследование грозит только тому, кто остается членом ПИВТ, вступает в нее после запрета или пытается организовать новые структуры партии. Те, кто имеет документы, подтверждающие членство в ПИВТ, должны написать заявление и сдать их в областные, городские и районные структуры Министерства юстиции и правоохранительные органы.

Напомним, ПИВТ была единственной официально зарегистрированной партией исламского толка в Центральной Азии. В Таджикистане она считалась оппозиционной силой. Давление и преследования членов ПИВТ усилились после парламентских выборов 1 марта 2015 года, на которых эта партия впервые за пятнадцать лет не получила депутатских мандатов. В июле 2015 года Генпрокуратура заявила, что ПИВТ не является политической партией, и обвинила ее членов в преступлениях. В конце сентября решением Верховного суда Таджикистана ПИВТ была объявлена террористической и запрещенной. В заявлении Верховного Суда говорится, что группа членов ПИВТ только за последние пять совершила множество тяжких и особо тяжких преступлений, 17 из которых носят радикальный и террористический характер. Ответственность за события в Раште в 2010 году и в Бадахшане в 2012 году также возложена на ПИВТ. Вдобавок партию обвинили в сотрудничестве с такими радикальными и террористическими организациями, как «Исламская партия Туркестана» и так называемое «Исламское государство» («Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб.). Против преследования ПИВТ ранее выступили Европейский союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Международная правозащитная организация Freedom House. Пятого октября Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (OHCHR) выразило обеспокоенность растущей угрозой нарушения прав человека в Таджикистане на фоне запрета единственной оппозиционной силы страны.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА