25 april 2024




Новости Центральной Азии

Кыргызстан: Эксперты - о росте радикализма в исправительных колониях и о том, как с этим бороться

В ночь на 12 октября из СИЗО №50 сбежало девять заключенных, пятерых поймали сразу, причем трое из них через несколько дней умерли в тюремной больнице «от сердечной недостаточности». Еще четверых ловили в течение 10 дней, трое были убиты во время задержания, один взят живым, но раненым. Последний из беглецов, Алтынбек Итибаев, был убит вечером 22 октября. Во время спецоперации по его задержанию погибло двое мирных жителей и один сотрудник правоохранительных органов. О произошедшем «Фергана» писала в материале «Подробности побега заключенных в Кыргызстане: Нестыковки данных, странные смерти и незаконные амнистии».
23 октября в Бишкеке прошел Круглый стол «Оценка ситуации и противодействие распространению радикальных религиозных идей в исправительных учреждениях Кыргызстана», на котором собрались чиновники, милиционеры и эксперты.

Руководитель пресс-службы ГСИН Александр Никсдорф, открывая мероприятие, отметил, что во многих колониях отделить от основного контингента тех, кто придерживается радикальных идей, сложно, потому что они ведут себя хорошо, «выполняют требования руководства колонии». «Сейчас прорабатывается законодательное положение по отдельному содержанию приверженцев радикальных течений. В ноябре этого года заработает 19 колония для пожизненно лишенных свободы, и порядка ста человек из других колоний, в том числе те, кто задержан за терроризм, будут туда переведены. К сожалению, по одному мы их содержать не можем, будем пока по двое-четверо [в камере]», - сказал Никсдорф.

Эксперт по вопросам религии Кадыр Маликов отметил, что государство находится в глубоком кризисе, и моральную ответственность за произошедшее несут первые лица государства: «С 2008 года мы неоднократно говорили о ситуации в колониях в личных письмах руководству страны, присылали аналитические материалы. А сегодня петух клюнул, и мы хотим решить проблему быстро. Сколько раз мы обсуждали, что идет распространение неправильных трактовок религии, что вакуум быстро заполняется, и просто проводить разъяснительные мероприятия мало. Лица, принадлежащие к террористическим организациям, - это бывшие насильники с уголовным прошлым, и знаете, что они говорят? Что «Аллах разрешил нам заниматься тем, что мы любим». Это не Ислам. И для работы с населением нам надо принимать более глубокие меры, надо не прогнозы делать, а конкретную программу на снижение рисков».

Начальник отдела 10 Главного управления МВД Кыргызстана Самат Осмонов подтвердил: нередки факты, когда попадающих в СИЗО людей вербуют в экстремистские организации. В частности, так был завербован Алтынбек Итибаев организацией «Жайшуль Махди». И потом эти завербованные люди, выходя на свободу, совершали разбойные нападения, грабежи и другие преступления. «МВД взаимодействует с ГСИН, с Госкомиссией по делам религии, и мы обошли все исправительные учреждения на территории КР для профилактики религиозного экстремизма. По итогам проверки нами были выявлены четыре факта наличия экстремистской литературы в исправительных учреждениях», - сказал Осмонов.

Токон Мамытов, бывший вице-премьер по вопросам безопасности, в своем выступлении отметил, что сейчас все пытаются дать произошедшему рядовое объяснение, тогда когда корни этих явлений имеют более глубокую основу. «Одна из главных - это отсутствии идеологии. Сбежавшие - члены запрещенной в Кыргызстане организации «Жайшуль Махди», но никто не спрашивает, кто ее идеологи, чем она занимается. А эти люди - наши граждан, которые исповедуют Ислам суннитского толка, но в то же время они члены террористической организации шиитского толка. Между суннитами и шиитами большая разница. Вот это и есть правовой нигилизм и безграмотность сбежавших. И нельзя говорить, что они верующие люди,– это враги веры, ни суннизм, ни шиизм им не нужен. Они пушечное место, которое используют в «день Х», решая задачу, которую поставил хозяин. Когда они говорят: Аллах нам отец, Коран – Конституция, джихад – высшее благо, - что мы можем противопоставить? Поэтому власти нужно работать над созданием в стране идеологии, основой которой должны быть человечность, толерантность, патриотизм. Я согласен с Маликовым, что были неоднократно написаны записки ГСИН, чтобы они предпринимали меры, но вопрос всегда наталкивался на одну проблему – отсутствие финансов. Чтобы реформировать ГСИН, навести там порядок и так далее, нужны деньги. Но произошедшее должно заставить нас оценить проблему по-новому и начать ее решать», - заявил Токон Мамытов.

Бывший заместитель главы ГКНБ (Государственного комитета национальной безопасности), эксперт по вопросам безопасности Артур Медетбеков считает, что власти давно упустили возможность бороться с экстремистскими течениями, и пример тому - более 400 граждан Кыргызстана воюют в Ираке и Сирии. «Как они туда попали и кто их вербовал – открытые вопросы. Сейчас многие наши граждане обучаются в странах религиозного мира, а контроль за ними отсутствует. Также большое количество наших граждан находятся в числе ИДУ («Исламское движение Узбекистана», террористическая организация, запрещена в России, Узбекистане, Кыргызстане), которое вошло в ИГ («Исламское государство», террористическая организация, запрещена в РФ), а они знают нашу территорию и могут прорваться в страны Центральной Азии», - сказал Медетбеков.

Главный специалист Отдела теологической экспертизы Госкомиссии по делам религии КР Денис Пышкин рассказал, что в 2013 году Госкомиссией был проведен мониторинг закрытых учреждений и выявлено два факта наличия там литературы «Хизб ут-Тахрир» (исламистская организация, запрещена в России, Казахстане, Киргизии, Таджикистане). Потом ГСИН присылала в Госкомиссию литературу из закрытых учреждений на экспертизу, и были выявлены еще факты наличия в тюрьмах экстремистской литературы.

«Грубо говоря, мы сами способствуем религиозному экстремизму, потому что в закрытых учреждениях есть и намазканы (места, оборудованные для совершения молитвы – намаза), и даже мечети, а имамами являются сами заключенные-экстремисты. Существует проблема нехватки грамотных теологов, которые бы разъясняли и обществу, и спецконтингенту, что то, во что они верят, - это не Ислам. Сейчас молодежь активно вовлекается в религию, о чем свидетельствуют заполненные в пятницу мечети. А если общество проявляет активный интерес к религии, то нам надо заострить внимание на подготовке кадров. Сейчас проводится аттестация имамов по всей стране, и среди них есть очень малограмотные, даже такие, кто школу не окончил. А ведь они вербуют население. И это очень печальная ситуация. Для изменения ситуации в закрытых учреждениях Госкомиссией было подписано соглашение с ГСИН, чтобы районные имамы приходили в колонии на пятничные намазы. Но этого мало. Имамы-то приходят раз в неделю, а экстремисты работают в колониях 24 часа в сутки», - заключил Денис Пышкин.

Записала Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА