25 april 2024




Новости Центральной Азии

Лидер ПИВТ: Многие диктаторские режимы злоупотребляют ситуацией, причисляя своих оппонентов к террористам

Мухиддин Кабири
В современном мире нет единой трактовки понятия «терроризм», из-за чего многие, в том числе и диктаторские режимы, злоупотребляют ситуацией и причисляют своих оппонентов к террористам, сказал лидер запрещенной в Таджикистане Партии исламского возрождения (ПИВТ) Мухиддин Кабири в интервью ресурсу Central Asia Program. Опровергая выдвинутые таджикскими властями против ПИВТ обвинения в террористической деятельности, он подчеркнул, что настоящим терроризмом занимаются сами «представители власти, которые берут в заложники даже стариков и детей и заставляют их давать показания против своих же родных».

Мухиддин Кабири покинул Таджикистан в марте 2015 года после парламентских выборов, на которых ПИВТ не получила ни одного мандата. В июне он заявил об угрозе уголовного преследования на родине. В августе министерство юстиции Таджикистана потребовало от ПИВТ прекратить деятельность. А в сентябре руководство ПИВТ и, в частности, Кабири было обвинено в попытке вооруженного переворота, партия объявлена террористической организацией. Все члены политсовета ПИВТ в настоящее время находятся под следствием. Кабири, проживая в одной из западных стран, своими выступлениями на международных форумах пытается привлечь внимание к создавшейся в Таджикистане ситуации.

Комментируя реакцию руководства Таджикистана на его участие в одной из таких конференций – в Тегеране, когда МИД Таджикистана вручил ноту иранскому послу, Кабири высказал предположение, что кто-то в правительстве Таджикистана искал повод для скандала по нескольким причинам. «Во-первых, учитывая натянутые отношения между Саудовской Аравией и Ираном, перед поездкой президента в Эр-Рияд необходимо было привлечь к себе внимание саудитов, как потенциального союзника и попытаться выбить в результате какие-то деньги. Во-вторых, отодвинуть на второй план некоторые вопросы таджикско-иранских отношений, в частности о сотнях миллионах долларов иранского миллиардера Занджани оставленных в Душанбе, о которых официальные власти Таджикистана не любят говорить», - сказал Кабири.

По его словам, «решение о закрытии ПИВТ любой ценой было принято на самом высоком уровне», и с момента подписания с оппозицией в 1997 году Соглашения о мире власть думала о реванше: «Зная о нашей настроенности на диалог и терпимость и злоупотребляя этим, а также учитывая всеобщую апатию общества и неготовность к жестким и массовым протестам, власть действовала коварно и вероломно. Имея полный контроль и в законодательной, и исполнительной системе, она не смогла выносить нескольких представителей оппозиции, как в правительстве, так и парламенте. Это говорит о том, что мир и сосуществование с оппонентами были ей навязаны, и как только она получила возможность избавиться от навязанного мира, так и поступила… Конечно, нашим оппонентам хотелось, чтобы это произошло без шума, а еще лучше через самоликвидацию, чтобы избежать обвинений в нарушении мирного соглашения и не иметь черных пятен в истории… От некоторых чиновников звучали предложения объявить о самоликвидации. В ответ нам обещали не только сохранить собственность, но и многое другое, в том числе и должности. На все наши доводы о национальных интересах, законе, в конечном итоге, о таких понятиях, как честь и достоинство, отвечали хладнокровно, что это все придумано для публики, а настоящая государственная политика не признает эти понятия».

Как говорит Кабири, ПИВТ осознанно выбрала путь «терпимости и сдержанности»: «Что было бы, если бы мы действовали так же, как власть? Новая гражданская война? Разруха и новые человеческие жертвы? Даже после того, как поступили с мирным соглашением и с нами, я не сожалею, что мы выбрали именно путь терпимости и сдержанности. Уверен, наш народ завтра оценит, как наши действия, так и другую сторону».

По данным Кабири, в настоящее время в Таджикистане задержаны свыше 150 членов ПИВТ, однако их может быть гораздо больше, поскольку родственники некоторых не сообщают об аресте, полагая, что это ещё больше осложнит их положение. «Мы давно не контактируем с родными, исходя из соображений их безопасности», - сказал Кабири.

В то же время он сообщил, что ПИВТ намерена продолжить свою деятельность в изгнании. «Наша мирная тактика не меняется, хотя контролировать эмоции людей становится все сложнее и сложнее. Не зря, все больше протестующая молодёжь присоединяется к радикальным и террористическим структурам. Но мы делаем все, для того чтобы не допустить радикализации своих сторонников», - заключил Кабири.

Оригинал интервью на английском языке можно прочитать на сайте Central Asia Program, русскую версию – на сайте Central Asian Analitical Network.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА