20 april 2024




Новости Центральной Азии

«Озодлик»: Мигрантки жалуются на сексуальное насилие в московском Центре временного содержания иностранных граждан

Узбекские женщины, находящиеся в Центре временного содержания (ЦВС) иностранных граждан, расположенном в Троицком районе Московской области (имеется в виду специальное учреждение временного содержания иностранных граждан в деревне Сахарово Троицкого округа Москвы), подвергаются сексуальному насилию, сообщает «Озодлик» (узбекская служба Радио Свобода), получив аудио-обращение от уроженки Узбекистана.


Центр временного содержания иностранных граждан. Фото «Спутник»

«С тех пор как я впервые услышала обо всем этом, не могу заснуть. Оказывается, женщины содержатся там отдельно, их положение крайне тяжелое. Мне сказали, что там в отношении женщин совершается сексуальное насилие. Моя знакомая, которая вышла, чтобы получить посылку от родных, встретилась там с такой же, как и она, молодой женщиной. Тогда эта молодая женщина, спеша и со слезами на глазах, рассказала ей обо всем, что происходит в этом Центре. «Наше положение крайне тяжелое, помогите нам, тут происходит насилие», сказала она моей знакомой. Она рассказала, что трое мужчин вывезли ее на дачу и насиловали там. Пожалуйста, «Озодлик», помогите этим женщинам!», – говорится в аудио-обращении.

Репортер «Озодлика» связался по телефону с несколькими узбекистанцами, чьи родные содержатся в ЦВС, и двое из них сообщили, что слышали о подобных случаях, но уверенно говорить об этом не могут, поскольку не встречали таких женщин, вернее – «эти женщины не могут ни с кем встретиться. Нет разрешения».

«Определенно, положение женщин в спецприемниках тяжелое. У многих нет разрешения на работу, поэтому они и были задержаны, они оштрафованы на крупные суммы. Теперь они должны не только оплатить эти штрафы, но и заработать себе на билет обратно в Узбекистан. У этих бедных женщин нет денег, нет людей, которые бы приехали за ними, поэтому месяцами они живут в спецприемниках. Сейчас их заставляют там работать, чтобы они заработали себе на билет и оплатили штраф. Эти женщины сейчас работают на заводе по производству резиновых галош», - рассказал один из собеседников «Озодлика».

Другой сообщил, что знает уроженца Андижана, дочь которого находится сейчас в Центре: «Бедняга целый месяц бегал, чтобы найти 13 тысяч рублей, наложенных на его дочь. Этот человек рассказал мне, что положение девушек там крайне тяжелое, там очень плохое питание. Их кормят только макаронами. Им не разрешают ни с кем видеться, они, оказываются, содержатся в отдельных боксах. Бедные женщины не могут никому рассказать о своем положении».

Редакция «Озодлика» пока не имеет конкретных доказательств, подтверждающих заявления о «сексуальном насилии» в отношении мигранток в ЦВС.

Напомним, ЦВС в Троицком округе начал свою работу 1 января 2015 года. В его задачи входит «организация решения задач по приему, размещению, содержанию, установлению личности иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации за пределы территории Российской Федерации, а также реадмиссии». 20 февраля в нем побывали члены Совета по правам человека при президенте России, которые были шокированы увиденным в центре. В подготовленной по итогам визита подробной справке они написали, в частности, что это «учреждение стало одним из наиболее закрытых в стране, в котором нарушения прав человека приобрели массовый характер, камеры и пребывание в них «соответствуют стандартам, установленным для камер СИЗО и помещений камерного типа исправительных колоний». За несколько дней до визита членов СПЧ в Центре произошли волнения, группа находившихся там иностранцев попыталась вскрыть себе вены, после чего все руководство ЦВС было уволено. А в марте охрана ЦВС избила главу Региональной общественной организации по содействию защите прав мигрантов Общества по правам человека Иззата Амона, который попытался встретиться с двумя содержавшимися в этом учреждении мигрантами. Напомним его рассказ:

«К нам поступила информация, что у гражданина Таджикистана Кобилжона Зарипова, который находится в спецприемнике уже два месяца, отказали почки, но ему не оказывают медицинскую помощь. Кроме того, на 6 марта был назначен суд по делу гражданина Таджикистана Фаруха Рахимова, которому запретили въезд в Россию и на основании этого запрета должны депортировать. А у него супруга - гражданка России и годовалая дочь. И я должен был взять у Рахимова доверенность на представительство его в суде.

Мы поехали в Сахарово, это 50 км от Москвы. Прождали четыре (!) часа, пока нас пустили внутрь, - и то с трудом, я показывал удостоверение, писал заявление на имя начальника учреждения. И потом, еще после двух (!) часов ожидания, к нам вышел охранник и сказал, чтобы мы вышли на улицу, за КПП, и там ждали ответа. Я возмутился: мы два часа прождали, если хотите нас принять - то примите, а если нет, то так и скажите, и мы уходим отсюда. Кроме меня, там другие адвокаты и правозащитники ждали возможности увидеться с подзащитными. Всем также было отказано.

Тогда сотрудник полиции или службы охраны - он так и не представился, как я ни настаивал, - потребовал в грубой форме, чтобы я вышел, или он меня выгонит. К нам вышла начальница, Елена Алексеевна Аксенова. Я потребовал, чтобы она прокомментировала действия своего сотрудника, но все словно сквозь меня посмотрели, рукой махнули - и разошлись по своим «норкам». И никто ни на что мне не ответил.

Тогда началась перепалка между мной и этим полицейским, появились другие сотрудники охраны. Меня избили и силой выставили за дверь.

После этого я снял побои, написал жалобу и подал заявление в суд: я намерен до конца довести это дело и донести до сведения начальника УФМС, что творится в этом спецприемнике. Если такое отношение к нам, правозащитникам и адвокатам, то что можно говорить об отношении к простым гражданам?»

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА