19 april 2024




Новости Центральной Азии

Президентские выборы в Кыргызстане: Кто и почему бьет несогласных?

Наблюдатели отмечают: ни разу за всю историю президентских выборов в Кыргызстане не наблюдалось такого «чернушного пиара», особенно со стороны власти: грязью обливают всё и вся, негатив на оппозиционных конкурентов струится с экранов телевизоров, со страниц интернет-изданий и газет, из социальных сетей и месенджеров. Дело даже доходит до угроз и избиений избирателей и активистов, поддерживающих «неправильных» кандидатов. Особенно сильный прессинг испытывают представители узбекской общины.

О том, что власть для своих «агитационных» целей использует представителей криминала, «Фергане» уже рассказывали жители небольшого городка Узген в Ошской области. Они стали свидетелями того, как во время встречи депутата Асилбека Жээнбекова с местными активистами из числа узбеков его сопровождал местный криминальный авторитет со своими «братками».

Дурбек Алимжанов
Теперь общественности стали известны новые факты. Что может произойти с тем, чьи мысли не совпадают с установками властей, на себе испытал житель южного Оша Дурбек Алимжанов. Он рассказал, что в преддверии выборов криминал, в самом деле, не сидит сложа руки. Пятидесятилетний мужчина был жестоко избит только за то, что является сторонником оппозиционного кандидата Омурбека Бабанова, который в народных симпатиях опережает атамбаевского преемника Сооронбая Жээнбекова.

Как и за что его били, Дурбек Хатамович рассказал на камеру и согласился, чтобы это было освещено в прессе.

– Первого октября часов в пять мне позвонил Зафар, работник таможни и сказал, что надо поговорить, – начал свой рассказ Алимжанов. – Мы договорились встретиться на заправке. Он спросил, почему ты работаешь на Бабанова? Я ответил, что это мой выбор. Он сказал, ничего хорошего из этого не получится, переходи к нам. Я сказал, я принципиально сделал свой выбор. Тогда он пригрозил, мол могут прийти ребята и забрать тебя, так что ты сам смотри. Каждый из нас остался при своем мнении, я сказал, что услышал его, но ничего не изменилось.

На следующий день Дурбеку позвонил незнакомый парень и предложил встретиться «насчет вчерашнего разговора».

– Меня посадили меня в машину, и мы поехали. Я говорю им, давай я на своей машине поеду, они говорят, что надо заехать к одному человеку. Они повезли меня за город в сторону Папанского водохранилища. Они говорят, дескать тебя предупреждали, ты ничего не понял, теперь пеняй на себя. Бить начали прямо в машине. Потом привезли на поле, вчетвером стали меня избивать. Приехал пятый, привез с собой большой гвоздодер, которым начали меня бить. Пытки продолжались примерно 4 часа. Били по голове, рукам, внутренним органам, спине и под угрозой смерти стали вымогать у меня 100 тысяч долларов. Якобы я получил от Бабанова какие-то деньги и теперь должен их отдать. Я сказал, что от Бабанова никаких денег не получал и помогал ему от своей совести. Они предъявили мне, что я в [ошский микрорайон] Он-Адыр привез людей на встречу [с Бабановым] и я организовываю войну между узбеками и кыргызами, будто я поддерживаю. Они вынудили меня сказать [на камеру], мол я получил от Бабанова 100 тысяч сомов и раздал людям. Но я никогда никаких денег не получал. Они это не хотели слушать. В это время двое из них уехали, чтобы узнать, что со мной делать, а трое продолжили избивать. Поздно вечером те двое вернулись, уже на моей машине и заставили под угрозой смерти сказать, якобы на беспорядки в Оше в случае проигрыша Бабановы выделены 25 миллионов сомов. Я как будто обращаюсь к другу и рассказываю ему об этом: что во время беспорядков нужны ребята спортсмены. И якобы нам с этого перепадут деньги. Они снимали это в моей машине при включенном в салоне свете. Так как я уже был сильно избит, лицо было опухшее, они снимали меня сзади [со спины]. Я обращался к одному из них, а другой сидел сзади. Было несколько дублей. После каждого они избивали меня, потому что им не нравилось. Вот последствия их избиений. Они стреляли в меня из травматического пистолета несколько раз. [В синяках] полностью руки, ноги, спина. Переломов не было, но меня били по голове, душили. Я два раза терял сознание. Даже не слышал, как они стреляли в меня, потому что я был без сознания. После этого они на моей машине привезли меня в Ош и оттуда я уже сам уехал. Они пригрозили, чтобы я сегодня-завтра уехал и до конца выборов не появлялся здесь.

Третьего октября сюжет об избиении Дурбека Алимжанова был показан в эфире телеканала «НТС».

Как стало известно «Фергане» от собственных источников в правоохранительных органах Кыргызстана, с заявлением в милицию по поводу избиения Алимжанов не обращался, в больницу также не поступал. В милиции проводят проверку имеющейся информации.

Власти всячески отрицают свою связь с организованными преступными группировками. К примеру, вице-премьер-министр республики Темир Джумакадыров в интервью радио «Азаттык» (киргизская служба радио «Свобода») заявил, что подобные сообщения «не соответствуют действительности».

Эдиль Байсалов
«Накануне визита президента Алмазбека Атамбаева в Ташкент в Кыргызстане развернута настоящая антиузбекская истерия по всем официальным телеканалам». Так ситуацию прокомментировал в интервью «Фергане» политик и общественный деятель Эдиль Байсалов.

«В целях очернения своего главного оппонента власти не брезгуют самыми низкими методами и даже откровенно националистической риторикой. То, что избиты те узбеки, которые выступали на митинге в поддержку О.Бабанова, то, что жестоко в Карасуу избит Алимжанов, которого заставляли выступить против Бабанова, незаконный арест одного из лидеров оппозиции депутата Каната Исаева – это только несколько фактов, свидетельствующих о широкомасштабной кампании террора и запугивания с целью подавления избирательных прав граждан всех национальностей. Международное сообщество, наши ближайшие соседи должны высказать свою обеспокоенность этими событиями и призвать власти Кыргызстана к соблюдению законности. Президентские выборы 15 октября не должны послужить дестабилизации обстановке в стране и регионе», - сказал Байсалов.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА