20 april 2024




Новости Центральной Азии

Сестра известного таджикского оппозиционера попросила у Эрдогана защиты от Рахмона

Хафизамо Гадоева
Гражданка Таджикистана Хафизамо Гадоева — кузина убитого лидера оппозиционного движения «Группа 24» Умарали Кувватова и родная сестра активиста этого движения Шарофиддина Гадоева — обратилась к политическому руководству Турции с просьбой предоставить ей защиту от преследования таджикских властей.

Обращение, текст которого поступил в распоряжение портала TajInfo.Org, адресовано президенту Реджепу Тайипу Эрдогану, главам МИД и МВД, а также начальнику Генерального штаба Турции.

«Сейчас я нахожусь в опасности и единственный выход, который я вижу, это обратиться к Вам, уважаемый президент Реджеп Тайип Эрдоган. В настоящее время я проживаю в Стамбуле, куда я приехала 4 апреля 2017 года. Я не просто покинула свою Родину — мне пришлось бежать из-за невыносимых преследований и препятствий нормальной жизни, созданных для меня и моей семьи таджикским правительством», - пишет 34-летняя Хафизамо Гадоева.

Женщина напоминает, что ее кузен Умарали Куватов был убит в Стамбуле 5 марта 2015 года, а брат Шарофиддин Гадоев, возглавивший после гибели Кувватова «Группу 24», получил убежище в третьей стране. Остальные братья Хафизамо также бежали из Таджикистана, а она сама и три ее сестры были брошены мужьями. Женщина пишет, что ранее у её отца и матери были торговые точки на местном рынке, но из-за политики, к которой родители не имели никакого отношения, таджикские власти лишили их средств к существованию.

По словам Хафизамо Гадоевой, все члены её семьи стали жертвами преследований со стороны таджикских властей — их жизнь была превращена в кошмар постоянным давлением, преследованием, оскорблениями и угрозами. Ее отец был подвергнут жестокому избиению в милицейском участке, после чего серьезно заболел и в 2016 году умер, поскольку власти запретили ему выезжать из Таджикистана даже на лечение. Мать Хафизамо больна раком, но и ей запрещен выезд из страны.

«Я потеряла своего отца, мужа, не могу видеться со своей матерью из-за политики, хотя я понятия не имею, что это такое. Я очень далека от понимания взаимоотношений высокопоставленных людей, но много страдала и страдаю из-за их амбиций, о которых не имею ни малейшего представления», - пишет Хафизамо Гадоева.

Она отмечает, что приехала в Стамбул в поисках безопасности, однако преследования женщины продолжились и в Турции. В частности, 10 июля 2017 года её вызвали в консульство Таджикистана, где сотрудники ведомства обманным путём изъяли её паспорт и не возвращают до сих пор. Советник консула Мизробеддин Сафаров потребовал от Гадоевой рассказать, кто помог ей бежать из Таджикистана, и пригрозил, что, если она добровольно не вернется на родину, он подключит свои «хорошие связи в турецких правоохранительных органах и в правительстве Турции», чтобы организовать ее депортацию. В Таджикистане, по словам советника, ее ждет уголовное дело и долгое тюремное заключение.

26 октября Хафизамо Гадоеву снова вызвали в консульство. Мизробеддин Сафаров в агрессивной манере сова потребовал, чтобы она «по-хорошему» вернулась в Таджикистан, озвучивая при этом угрозы и в адрес её детей. Он утверждал, что у него достаточно влияния и ресурсов, чтобы выслать ее из Турции.

В конце обращения Хафизамо Гадоева пишет, что боится преследования, которое ее ожидает на родине, и надеется только на защиту президента Турции.

Напомним, Верховный суд Таджикистана в октябре 2014 года объявил «Группу 24» экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории республики. В стране начались аресты всех, кто подозревался в контактах с «Группой 24». Несколько активистов движения были похищены или экстрадированы из России в Душанбе.

Несмотря на угрозы и давление на членов семьи, Шарофиддин Гадоев продолжает политическую деятельность в изгнании. В частности в сентябре он участвовал в ежегодном Совещании БДИПЧ/ОБСЕ по человеческому измерению в Варшаве. Представители внесистемной таджикской оппозиции провели акцию протеста, на которой потребовали освободить всех политзаключенных и прекратить преследовать родственников оппонентов таджикской власти. После этого из Таджикистана стали поступать сигналы об усилении давления на семьи оппозиционеров.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА