23 april 2024




Новости Центральной Азии

Защита Бобомурода Абдуллаева попросит суд игнорировать показания первого свидетеля по делу «Жатвы»

Адвокат Сергей Майоров. Фото Тимура Карпова, “Фергана”
Защита журналиста Бобомурода Абдуллаева попросит суд не принимать во внимание «противоречивые» показания свидетеля Кенжи Мусанова, который выступил на заседании 2 апреля. Об этом «Фергане» сообщил адвокат обвиняемого Сергей Майоров.

«Это тот самый случай, когда все сомнения должны толковаться в пользу подсудимого», – подчеркнул он, добавив, что в дальнейшем прокуратура может возбудить дело в отношении Мусанова за дачу ложных показаний. «В частности, выяснилось, что свидетель на предварительном следствии дал взаимоисключающие показания: два из них противоречили третьему. Это фактически зафиксировано судом, и суд обратил внимание прокурора на это обстоятельство», – отметил адвокат.

Кенжа Мусанов – военнослужащий. Он был первым свидетелем, которого выслушали на суде по делу «Жатвы». Его выступление подробно описала журналистка Малохат Эшанкулова. Так, на вопрос судьи о том, как Мусанов познакомился с Бобомуродом, тот ответил, что однажды ему «по делам понадобилось такси», он поймал машину, за рулем которой находился Абдуллаев. Тот сообщил, что работает спортивным комментатором, а в свободное время «таксует». Бобомурод, со слов свидетеля, во время поездки критиковал правительство, однако Мусанов попросил его прекратить, уточнив, что является военным.

Далее свидетель описал вечер, когда Абдуллаев пригласил его на плов. В доме присутствовал еще один обвиняемый, блогер Хаётхан Насреддинов, с которым Мусанов ранее не был знаком. «Они включили компьютер и поговорили по Скайпу с человеком с седой бородой и седыми волосами, которого я не знаю. Потом, повернув компьютер в мою сторону, сказали, что в их рядах появился новый человек. Поговорив 7-10 минут, отключились. Бобомурод посмотрел на меня и сказал: «Ты знаешь, кто этот человек? Это Мухаммад Салих, он скоро станет президентом. Если присоединишься к нам, дадим тебе одну из высоких должностей». В этот момент мне на телефон пришло смс, Бобомурод накричал на меня за то, что я не отключил телефон, после чего я ушел», – сообщил Мусанов.

Судья спросил, о чем говорили обвиняемые, однако свидетель сказал, что не знает, так как не обращал внимания на разговор. Далее судья спросил, знает ли Мусанов о том, что за дачу ложных показаний предусмотрена уголовная ответственность. Тот ответил утвердительно и подписал соответствующую бумагу, после чего его попросили прочесть вслух показания, данные во время следствия. Как оказалось, тогда Мусанов утверждал, что на плов его пригласил Хаётхан Насреддинов, и что Абдуллаева он впервые увидел в тот вечер, когда состоялся разговор с Салихом. Судья обратил внимание на то, что показания не сходятся, пообещал «дать этому оценку» и отпустил свидетеля.

Стоит отметить, что о разговоре по Скайпу с Салихом чуть ранее на том же заседании говорил один из обвиняемых, блогер Хаётхан Насреддинов. Он, как и свидетель, сообщил, что Бобомурод якобы обсуждал с оппозиционером план свержения власти. При этом Насреддинов подтвердил, что и сам участвовал в разговоре, предложив, в частности, «захватить почту и телеграф». Однако, со слов обвиняемого, эта беседа не отражала реальных планов и была «своего рода проверкой на лояльность Салиху». «В современном мире, где есть интернет, захватывать телеграф бессмысленно», – добавил он.

Исследователь организации Human Rights Watch по Центральной Азии Стив Свердлов (Steve Swerdlow) считает, что все обвинение в этом деле строится на эпизоде с разговором по Скайпу. «Насреддинов говорит, что состоялся абсурдный, несерьезный разговор. Он указывает на то, что отсутствовал сговор, но что прозвучали какие-то неуместные моменты. Его позиция вызывает много вопросов», – отметил правозащитник.

У него также вызвало беспокойство решение Насреддинова отказаться от своих слов о применении пыток (2 апреля блогер сказал, что его неправильно поняли, и что у него «было пищевое отравление»). По мнению Свердлова, это «еще раз говорит о необходимости назначить независимую медицинскую экспертизу для Абдуллаева и Насреддинова». Ранее Бобомурод подробно описал пытки, которым он подвергся в СИЗО СНБ, однако назначенная судом экспертиза этого факта не подтвердила.

Суд по данному делу начался в марте. На скамье подсудимых – четыре человека. Помимо Абдуллаева и Насреддинова, это предприниматели Шавкат Оллоёров и Равшан Салаев. По версии следствия, журналист был автором проекта «Жатва», который предполагал свержение власти в Узбекистане, и создавался в интересах оппозиционера в изгнании Мухаммада Салиха. Бобомурод якобы писал «клеветнические статьи» под псевдонимом «Усман Хакназаров». В использовании этого имени обвинили и Насреддинова. Оллоёров и Салаев якобы поставляли информацию для публикаций. Между тем, Абдуллаев на предыдущих заседаниях заявил, что «Жатву» придумали в СНБ.

Следующее заседание суда пройдет 4 апреля.

Подробнее о данном деле можно узнать из материалов специальной рубрики «Ферганы» «Бобомурод Абдуллаев».

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА