23 april 2024




Новости Центральной Азии

Узбекистан: Супруга оппозиционера Баходира Чориева намерена добиваться восстановления гражданства

Феруза Харрамова с сыном
Феруза Харрамова с сыном Дадахоном в Турции
На прошлой неделе стало известно: Ферузу Хуррамову, супругу лидера оппозиционного узбекского движения «Бирдамлик» Баходира Чориева не пустили в Узбекистан, сообщив в аэропорту Ташкента, что она лишена узбекского гражданства, и депортировали ее и 9-летнего сына Дадахона в Турцию. 12 октября 2014 года Ферузе исполняется 45 лет, и она собиралась обменять старый паспорт на новый, как положено по закону.

Баходир Чориев рассказал «Фергане.Ру», что произошло и что он намерен делать.

- Когда Феруза подошла на паспортный контроль в аэропорту, то у нее взяли паспорт, а саму ее неожиданно попросили пройти в отдельную комнату. Там вместе с сотрудником паспортной службы находился молодой снб-шник. И супруге говорят: у вас проблемы с паспортом, дальше идти нельзя. Есть приказ президента Каримова не пропускать в страну вас и ребенка. Она говорит: покажите приказ, я вам не верю. Я имею право знать, на каком основании меня не впускают в страну. А они отвечают: мы вам в паспорте напишем, на каком основании. Так и не показали никакого документа, просто задержали ее и сына на восемнадцать часов, а потом отправили в Турцию.

- Почему так долго держали?

- Видимо, решали, что с ними делать. Феруза в знак протеста объявила голодовку, ничего не ела, хотя еду приносили. Ребенка кормили, конечно.

Паспорт Ферузы Харрамовой
Запись в паспорте Ферузы Харрамовой о том, что ее гражданство аннулировано и паспорт недействителен на основании Указа президента Узбекистана от 28.04.2014 года

- Что вы думаете делать?

- Мы не собираемся подавать на гражданство США (Баходир Чориев с семьей живет в США, но неоднократно заявлял, что намерен оставить себе гражданство Узбекистана, чтобы иметь возможность баллотироваться в президенты - ред.). Поэтому будем отстаивать право супруги на узбекское гражданство, возможно, будем обращаться в международный суд или действовать через международные организации. Ее лишили гражданства и депортировали незаконно.

- В СМИ сообщалось, что лишение гражданства произошло из-за того, что Феруза в течение пяти лет не встала на консульский учет в США.

- Это не так. Она выехала по разрешению ОВИРа, официально, у нее сохранялось узбекское гражданство и прописка, поэтому ей не требовалось вставать на учет в консульстве, - это правило лишь для тех, кто выехал на постоянное место жительства.

Моя жена - не просто самый близкий мне человек, она всегда и во всем меня поддерживала. Мы много работали в Америке, я по 16-18 часов в сутки, она тоже на двух работах: в гостинице «Шератон» и вечерами в ресторане. И Феруза никогда не возражала, чтобы значительная часть семейного бюджета тратилась на оппозиционную деятельность, на акции и поддержку движения «Бирдамлик». За время работы и жизни в Америке мы потратили на «Бирдамлик» около 230 тысяч долларов. Сейчас в Узбекистане она должна была в Кашкадарьинской области решить некоторые вопросы, связанные с «Бирдамлик», и я думаю, ее поэтому не пустили в страну. Сейчас Феруза до сих пор в Турции, и мы думаем, что будем там проводить пикеты возле узбекского посольства. Возможно, соберем пресс-конференцию.

- Как продвигается ваш бизнес в США? У вас должны были в мае-июне проходить суды?

- Суды прошли, согласно их решению, на нашей фирме «Кеш-экспресс» (Баходир Чориев занимался в США грузоперевозками - ред.) сейчас долг около 800.000 тысяч долларов: суд решил, что мы должны налоговым органам, пенсионным фондам и так далее. Но я считаю, что это сделано умышленно: кто-то в администрации Обамы работает с Узбекистаном, и они не хотят, чтобы мы развивали свой бизнес, потому что значительную часть заработка мы тратим на политическую борьбу. Я позвонил в эти компании, которым мы должны, по решению суда, и спросил: я столько вам должен, но у меня нет денег, вы меня арестуете? - Нет, говорят, мы никого не арестовываем, но мы можем договориться, чтобы вы выплачивали долг постепенно. Но я не собираюсь гасить этот долг, я считаю решение о банкротстве «Кеш-Экспресс» несправедливым и напрямую связанным с нашей политической деятельностью. У меня есть дом, машина, на которой я сейчас работаю простым водителем, - все это тоже взято в кредит, и получается, что я должен почти миллион долларов. Если хотят, пусть арестовывают, я не боюсь.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА