16 april 2024




Новости Центральной Азии

Замир Кабулов: Большинство боевиков на севере Афганистана составляют таджики, киргизы и узбеки

Замир Кабулов
Большинство боевиков, действующих в настоящее время на севере Афганистана, составляют таджики, киргизы и узбеки, есть также арабы, китайские уйгуры и выходцы с Северного Кавказа, сообщил в интервью агентству «Азия-плюс» специальный представитель президента России в Афганистане, бывший посол РФ в ИРА Замир Кабулов.

По его данным, ряд экстремистских группировок, включая движение «Талибан» и «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб.), создали в северных провинциях Афганистана центры подготовки боевиков.

«Фактически на сегодня имеются два очага повышенной концентрации экстремистов. Один из таких плацдармов находится в провинциях Бадахшан и Кундуз, другой - в провинциях Бадгис и Фарьяб», - перечислил Кабулов.

Он отметил, что в конце апреля ситуация в Кундузе заметно обострилась: талибы попытались захватить административный центр провинции и поставить под свой контроль ряд участков автодороги, связывающей Кундуз с Кабулом.

«На этом фоне я бы не стал исключать попыток прорыва боевиками границ ИРА со странами Центральной Азии, в частности - афганско-таджикской границы. Однако уверен, что руководство центральноазиатских государств готово к таким сценариям развития и уже предприняло определенные превентивные меры. Такая работа ведется и в коллективном формате, в частности, в рамках ОДКБ», - сказал Кабулов. Он добавил, что в каждой стране региона наряду с укреплением безопасности проводится комплекс мероприятий социально-экономического и гуманитарного характера, целью которых является лишить засылаемых извне экстремистов внутренней поддержки.

«В процессе решения этого вопроса задача воспрепятствования перетеканию экстремистов и боевиков из Афганистана в соседние с ним государства в любом случае остается ключевой. Появление в Таджикистане, Туркменистане или других государствах боевиков и экстремистов, прошедших Афганистан, Ирак и Сирию, безусловно, может самым негативным образом отразиться на внутриполитической стабильности всего региона», - считает спецпредставитель президента России в ИРА.

Напомним, в январе 2015 года Кабулов предупреждал, что на границе Афганистана с Таджикистаном и Туркменистаном сосредоточены крупные силы исламистов, которые весной могут развернуть активную деятельность. В конце апреля талибы объявили о начале ежегодного весеннего наступления, число масштабных атак на правительственные силы заметно выросло.

«Перелив» [боевиков с афганской территории] в Центральную Азию неизбежен, - считает Кабулов, - тем более, для этого есть уже все основания. Созданы два плацдарма в Афганистане: один на границе с Таджикистаном, другой – с Туркменией. Там сосредоточены достаточно крупные силы. На, скажем так, таджикском плацдарме сосредоточились 4-5 тысяч боевиков. На плацдарме напротив границы с Туркменией – 2,5 тысячи боевиков. Развернуты лагеря по подготовке боевиков на двухмесячных курсах. Нам известно о трех таких лагерях, возможно, их больше. Они готовят по пятьдесят человек каждый выпуск. То есть, если взять хотя бы те три лагеря, о которых нам известно, это по 150 боевиков каждые два месяца. Что интересно, это в основном выходцы из Центральной Азии… Значит, их и готовят для операций на родине. Наши союзники в Таджикистане и Узбекистане знают об этом, подтверждают, что у них такие же данные, они принимают меры».

В январском интервью «Интерфаксу», говоря о российской помощи Центральной Азии в случае прорыва афганско-таджикской границы, Кабулов заявил, что «конечно, Россия будет помогать, в том числе в рамках своих обязательств как члена ОДКБ». При этом он пояснил, что Россия не горит желанием возвращать своих пограничников, но может помочь таджикскому правительству и таджикским пограничникам, например, оснастить их. Это продуктивней, чем посылать наших ребят на границу, заметил Кабулов. И вспомнил выражение бывшего посла России в Афганистане Юлия Воронцова, который накануне распада СССР, когда «было много колебаний в Москве о том, надо ли биться с моджахедами, все равно мы уходим, он тогда сказал хорошую фразу: «Лучше с моджахедами биться под Джелалабадом, чем под Ашхабадом». Так вот, перефразируя его, я бы сказал: «Лучше с исламистами биться на Амударье, чем на Волге».

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА