25 april 2024




Новости Центральной Азии

Таджикистан: ПИВТ назвала заявление Генпрокуратуры заказным, отвергла обвинения и пообещала продолжить борьбу

Генеральная прокуратура Таджикистана неправомочна давать политическую оценку деятельности Партии исламского возрождения, говорится в заявлении Политического совета ПИВТ, опубликованном на официальном сайте партии в ответ на распространенное 9 июня заявление Генпрокуратуры страны, которое Политсовет ПИВТ считает заказным и политически мотивированным.

В своем заявлении Генпрокуратура называет обращение ПИВТ в ООН, ОБСЕ, ЕС и к странам-гарантам межтаджикского мира популистским и необоснованным и рекомендует партии искать «причину своих неудач в проводимой ими политике и поступках членов». В свою очередь, Политсовет ПИВТ заявляет, что «Генпрокуратура как правовая структура не располагает компетенцией для вынесения политических оценок», в частности – не может оценивать «вклад той или иной партии в процесс становления мира» в Таджикистане. «Когда все обращения партии в Генпрокуратуру МВД, ГКНБ, Верховный суд, и, наконец, к президенту по поводу прекращения незаконного преследования и давления на членов ПИВТ со стороны госструктур, остались без должной реакции, Политсовет ПИВТ, согласно статьям 10 и 14 Конституции Таджикистана, был вынужден обратиться к международному сообществу, что является законным правом партии», - отмечается в заявлении исламской политической организации.

Напомним, 9 июля главный надзорный орган Таджикистана опроверг утверждения руководства ПИВТ о том, что «в последние годы партия находится под давлением и оскорблением государственных органов, однако уполномоченные государственные органы не обращают никакого внимания на защиту их прав и интересов» и «об отобрании и уничтожении имущества партии и ее членов». Генпрокуратура выдвинула встречные обвинения в адрес членов ПИВТ, включая ее лидера Мухиддина Кабири, заявив, что он незаконно приватизировал недостроенное здание инфекционной больницы в Душанбе и разделил земельный участок, выделенный для строительства медицинского учреждения, между восемью гражданами на основе договоров дарения. Генпрокуратура также сообщила, что «за последние 5 лет 45 членов ПИВТ совершили различные преступления и в отношении 34 из них приняты окончательные судебные решения», и привела несколько примеров преступлений, совершенных руководителями региональных отделений исламской партии и ее активистами.

В своем ответном заявлении политсовет ПИВТ отвергает обвинения в отношении своего лидера, уточняя, что Кабири приватизировал принадлежащие ему объекты законно и еще в 1999 году подарил их другим людям. Исламская партия также считает необоснованными доводы Генпрокуратуры, обвинившей ПИВТ в «единомыслии с экстремистскими организациями». «Всем известно, что безработица и нищета, маленькие пенсии и зарплаты, тотальная коррупция, отсутствие социальной справедливости и верховенства закона, несоблюдение прав граждан и политических сил со стороны государственных структур являются основными факторами роста экстремизма в стране, и все это исходит не от ПИВТ, а от правительства и правящей партии», - подчеркивается в заявлении исламской партии.

Политсовет ПИВТ указывает Генпрокуратуре, что, говоря о противоправных действиях членов исламской партии, было бы справедливым обратить внимание на деятельность и других политических сил, в том числе правящей Народной демократической партии Таджикистана (НДПТ). ПИВТ отмечает, что в последние годы около 20 тысяч членов НДПТ были исключены из рядов партии за недостойное поведение и совершение противоправных деяний, тысячи членов этой партии были обвинены в совершении различных преступлений, в том числе, убийствах, изнасилованиях, присвоениях и хищениях госимущества. Согласно официальной статистике, в 2014 году было зарегистрировано 1470 коррупционных преступлений, многие их которых совершены представителями исполнительной власти, являющимися членами НДПТ.

По мнению политсовета ПИВТ, последнее заявление Генпрокуратуры Таджикистана «рассекретило» план некоторых властных кругов по закрытию религиозной политической партии, который был разработан еще после парламентских выборов 2010 года. В связи с этим исламская партия упоминает протокол №32-20 Совета безопасности Таджикистана от 24 ноября 2011 года, в котором руководителям соответствующих ведомств дается поручение «держать под постоянным контролем» деятельность ПИВТ с тем, чтобы стимулировать ее членов покинуть ряды партии.

«Генпрокуратура пытается показать ситуацию на местах в таком ракурсе, что якобы из-за оттока членов партия прекратила свою деятельность в большинстве городов и районов. Это делается для того, чтобы создать почву для вынесения судебного решения о прекращении деятельности ПИВТ. Это незаконный и несправедливый путь, избранный нашими соперниками. Закрытие ячеек партии на местах путем давления со стороны госструктур не имеет никакого законного основания», - отмечается в заявлении ПИВТ.

Ранее руководство ПИВТ сообщало, что не рассматривает многочисленные заявления своих членов о выходе из партии, поскольку эти заявления повсеместно написаны под давлением и угрозами со стороны правоохранительных органов и местных властей.

В заключение Политсовет ПИВТ отмечает, что в случае дальнейших незаконных действий в отношении исламской партии она продолжит борьбу за восстановление нарушенных прав и свобод граждан страны.

Напомним, ПИВТ – единственная официально зарегистрированная партия исламского толка в странах Центральной Азии. Сама партия считает себя умеренно оппозиционной к власти. Давление и преследования членов ПИВТ усилились после парламентских выборов 1 марта 2015 года, на которых эта партия впервые за пятнадцать лет не получила депутатских мандатов. ПИВТ неоднократно обращалась в Генпрокуратуру, МВД, Госкомитет национальной безопасности, Верховный Суд с требованием пресечь незаконные действия в отношении членов партии. Не дождавшись ответа на свои многочисленные заявления в правоохранительные органы, политсовет ПИВТ вынужден был 15 июня обратиться к президенту Эмомали Рахмону с открытым письмом, в котором изложил многочисленные факты преследования членов партии со стороны госструктур. А 1 июля ПИВТ выступила с обращением к странам-гарантам межтаджикского примирения, в котором призвала их вмешаться во внутриполитическую ситуацию в Таджикистане и потребовать от таджикского правительства соблюдать Конституцию и законодательство страны.

Политсовет ПИВТ рекомендовал своему председателю Мухиддину Кабири, находящемуся уже более трех месяцев за рубежом, не возвращаться в Таджикистан «до тех пор, пока не будет восстановлен настоящий мир, не прекратится давление на членов партии, и, наконец, президент страны не отреагирует серьезным образом» на обращение партии о произволе в отношении ее сторонников. Сам Кабири, выступая 17 июня на конференции в Москве, заявил, что в Таджикистане ему может угрожать уголовное преследование. В знак протеста против преследования ПИВТ отказалась праздновать 27 июня День национального единства в Таджикистане.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА