24 april 2024




Новости Центральной Азии

США: Обвиняемый в терроризме Фазлиддин Курбанов рассказал о своей семье и заявил о своей невиновности

Фазлиддин Курбанов дает показания 30 июля. Фото 7KTVB
Обвиняемый в терроризме уроженец Узбекистана Фазлиддин Курбанов 30 июля рассказал присяжным о своей семье, передает 7KTVB.com - информационный веб-сайт штата Айдахо, где в городе Бойсе (Boise) проходит судебный процесс по делу этого узбекского беженца.

По словам Курбанова, его семья приехала в США в 2009 году, спасаясь от преследований властей Узбекистана. «Когда я учился в школе, говорил, что я мусульманин. Но я был им частично», - сказал Курбанов через переводчика. Мечеть он посещал лишь дважды в год, участвуя в отмечаемых на государственном уровне религиозных праздниках, не соблюдал пять столпов ислама, в том числе – чтение молитвы по пять раз в день. Его родители работали на винном заводе, сам Фазлиддин, окончив школу, стал продавать водку, хотя последователи ислама должны воздерживаться от употребления алкоголя, поясняет подсудимый.

Проблемы начались, когда отец Курбанова принял христианство. Девяносто три процента узбеков - мусульмане, и переход в другую религию не вызвал одобрение у правительства страны, пояснил Курбанов: «Вы не можете практиковать религию в Узбекистане. Мои родители стали христианами, и их стали преследовать. Вот почему они были вынуждены покинуть Узбекистан».

Вскоре, опасаясь расправы, Фазлиддин вместе с женой уехал из страны: «Они [власти Узбекистана] хотели посадить моего отца в тюрьму. Когда родители уехали, представители власти начали приходить в мой дом и расспрашивать меня об отце. Вот почему мне пришлось уехать».

Сначала Курбановы приехали в Казахстан, где родился сын Фазлиддина. Они подали документы на получение статуса беженца и в 2009 году приехали в Бойсе: сначала родители и сестра Фазлиддина, через несколько месяцев к ним присоединился Курбанов вместе с женой и сыном.

По словам Фазлиддина, он изо всех сил пытался найти работу США, но мешало плохое владение английским языком. В декабре, спустя четыре месяца после прибытия, он нашел работу на предприятии Alley Heating and Cooling, занимающемся отоплением, - с помощью церкви: Курбанов и его жена стали практикующими христианами.

Фазлиддин был единственным кормильцем семьи. Летом 2010 года он оставил работу и переехал в Нью-Йорк по совету двоюродного брата, который сказал ему, что там он сможет заработать больше. Фазлиддин получил аналогичную предыдущей работу в Бруклине, но через четыре месяца вернулся в Бойсе: «Родители позвонили мне и сообщили, что маме требуется серьезная операция на сердце».

По возвращении из Нью-Йорка Курбанов снова решил стать мусульманином. Власти США обвиняют его в попытке отправить материальную поддержку – деньги и программное обеспечение - Исламскому движению Узбекистана (ИДУ), объявленному террористической организацией. Сейчас движение связано с пакистанскими талибами, но родилось в 1991 году в качестве оппозиции к режиму президента Узбекистана Ислама Каримова, получившего полноправную власть после распада СССР.

По словам Курбанова, многие узбеки хотели, чтобы страна, избавившись от контроля Советов, стала жить по мусульманскому праву, «президент Узбекистана в первую очередь пообещал выполнить эту просьбу людей, но не сдержал обещания».

Обвинение утверждает, что Курбанов стал общаться с членом ИДУ по Skype, заявлял о своих планах атаки против США и клялся оказать движению, связанному с талибами, помощь деньгами и программным обеспечением. Конфиденциальный источник ФБР свидетельствовал ранее в суде, что Курбанов называл целью атаки военные базы или парк Бойсе - во время празднования Дня Независимости США. В ходе обысков, проведенных в съемной квартире Курбанова в ноябре 2012 года и мае 2013-го, агенты ФБР нашли взрывоопасные компоненты, включая нитрат аммония, ацетон, алюминиевый порошок и взрывчатую смесь Tannerite.

Но Курбанов продолжал настаивать, что он не сделал ничего плохого, а с ИДУ связался, чтобы найти друга детства. Он утверждает, что хотел пообщаться с представителями террористического движения, чтобы узнать их намерения, собрать информацию и передать ее американским властям: «Я никогда не говорил, что я террорист или что я заодно с террористами». Однако агенты ФБР заявили, что верить Курбанову нельзя, тем более что он несколько раз менял свои показания.

Процесс продолжится 31 июля.

Напомним, Фазлиддин Курбанов был арестован в Бойсе в 2013 году и с тех пор находится под стражей. Летом того же года слушания по его делу были отложены на год и возобновились только в декабре 2014-го. Курбанов обвиняется в вербовке людей, поставках программного обеспечения и денежных средств «Исламскому движению Узбекистана». Ранее сообщалось, что полиция нашла в квартире Курбанова боеприпасы и взрывчатые компоненты, были изъяты многочисленные жесткие диски, компьютеры и телефоны. Агент ФБР, который передал разговор Фазлиддина о возможной цели - военной базе США - был среди тех, кому Курбанов показывал, как изготавливать бомбы. Если Фазлиддина признают виновным, ему грозит до 20 лет по обвинению в заговоре и до 10 лет за хранение взрывного устройства. Федеральный следственный совет Солт-Лейк-Сити вменяет Курбанову также и распространение информации о взрывчатых веществах, разрушительных устройствах и оружии массового поражения, но этот кейс пока не рассматривается. Подробнее с делом узбекского беженца можно ознакомиться в материалах «Дело Фазлиддина Курбанова, или Как в США преследуют оппонентов Ислама Каримова, «США: ФБР предоставило в суд доказательства вины узбека-беженца Фазлиддина Курбанова, обвиняемого в терроризме», «США: Суд над узбекским беженцем Курбановым, обвиняемым в подготовке терактов, может пройти в закрытом режиме», «Прокуроры США: Обвиняемый в терроризме Ф.Курбанов общался с «Исламским движением Узбекистана» по Skype».

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА