25 april 2024




Новости Центральной Азии

США просят пять стран Европы арестовать активы на $1 млрд по «узбекскому делу» Vimpelcom и MTS

США обратились к Ирландии, Бельгии, Люксембургу, Швеции и Швейцарии с просьбой арестовать активы на общую сумму $1 млрд в рамках расследования сомнительных сделок на телекоммуникационном рынке Узбекистана с участием компаний Vimpelcom, MTS и TeliaSonera, сообщила 13 августа газета The Wall Street Journal (WSJ).

Американские прокуроры считают, что эти три европейские телекоммуникационные компании заключили ряд фиктивных договоров на оказание консалтинговых услуг с фирмами, контролируемыми Гульнарой Каримовой, старшей дочерью президента Узбекистана Ислама Каримова. По мнению прокуроров, опирающихся на судебные материалы и сведения информированных источников, именно Гульнара является фактическим владельцем состояния в $1 млрд, рассеянного по всему континенту. По не подтвержденным официально данным, США намерены арестовать активы на $300 млн в Ирландии, Люксембурге и Бельгии, $30 млн в Швеции и около $640 млн в Швейцарии.

Источник в Министерстве юстиции подтвердил попытки США добиться от Ирландии, Бельгии и Люксембурга ареста $300 млн, но отказался комментировать действия американских прокуроров, связанных с расследованием в Швеции и Швейцарии. Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) отказала WSJ в комментарии по этому делу.

Отметим, что акции Vimpelcom и MTS котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже, компании занимаются там привлечением капиталов и поэтому подпадают под антикоррупционное законодательство США. Расследование в отношении Vimpelcom и MTS по вопросу их деятельности в Узбекистане SEC инициировала в марте 2014 года. В апреле 2015 года стало известно, что Министерство юстиции США и Нью-Йоркский суд попросили правоохранительные органы Швеции заморозить $30 млн компании Takilant, утверждая, что имеют основания конфисковать их. Девятого июля федеральный суд Манхэттена в Нью-Йорке разрешил арестовать денежные средства, находящиеся на счетах Bank of New York Mellon Corp. в Ирландии, Люксембурге и Бельгии, а также на счетах Clearstream Banking SA в Люксембурге.

По информации WSJ, обвинения по этому делу до сих пор не предъявлены ни одному человеку или компании. Гульнара Каримова недоступна для комментариев. Назначенный судом адвокат Грегуар Мэнгит, представляющий интересы Каримовой в Швейцарии, сообщил, что не смог связаться со своей клиенткой, а его многочисленные письма к властям Узбекистана остались без ответа. Представитель посольства Узбекистана в Лондоне не отреагировал на просьбу о комментарии. Письма в офис генерального прокурора Узбекистана также остались без ответа. Представители аппарата президента Узбекистана тоже затягивают с ответом на просьбу о комментарии по электронной почте.

Напомним, власти Швейцарии, Нидерландов, США и Швеции ведут в отношении ряда оффшорных компаний, фактической владелицей которых, по их сведениям, является Гульнара Каримова, расследование по делу о коррупционных сделках в процессе выхода Vimpelcom, MTS и TeliaSonera на узбекский рынок. В частности, известно, что гибралтарская компания Takilant была зарегистрирована на имя личной помощницы Каримовой Гаяне Авакян, которая сейчас находится в заключении. Фирма была открыта при участии гендиректора «МТС-Узбекистан» Бехзода Ахмедова. Впервые название Takilant всплыло в 2012 году в связи с коррупционным скандалом вокруг шведско-финского телекоммуникационного концерна TeliaSonera, который, по сведениям шведских журналистов, выплатил «узбекскому партнеру» $320 млн - за 3G-лицензию, частоты и серии телефонных номеров, что дало возможность начать работу в Узбекистане. Ранее сообщалось, что в 2007 году Vimpelcom Ltd. заплатила $25 млн за лицензии на деятельность в сфере коммуникаций в Узбекистане, переведя деньги со счета неизвестной компании на Виргинских островах. Всего, по неофициальным данным, в 2006-2012 годах Vimpelcom провел в адрес Takilant двенадцать платежей на общую сумму $219,5 млн.

По такой же схеме в Узбекистане начал работу и MTS. В 2008 году компания разместила в якобы подконтрольной Каримовой оффшорной фирме Tammaron депозит на $20 млн, объяснив это представившейся возможностью получения 4G-частот в Узбекистане. Год спустя частоты были получены, сам депозит MTS списал в убыток. Летом 2012 года власти Узбекистана обвинили топ-менеджмент оператора, в том числе гендиректора Бехзода Ахмедова, в хищениях и уклонении от уплаты налогов. В апреле 2013 года «Уздунробита» была признана банкротом, в декабре ее активы были переданы на баланс национального оператора связи республики «Узбектелеком». В июле 2014 года МТС подписала с Узбекистаном мировое соглашение, в соответствии с которым возобновила предоставление услуг мобильной связи в этой стране в рамках совместного предприятия Universal Mobile Systems (UMS) с участием государства.

В марте 2015 года Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (Organized Crime and Corruption Reporting Project, OCCRP) опубликовал результаты объемного исследования о том, как Гульнара Каримова контролировала телекоммуникационную отрасль Узбекистана и получала взятки сразу от нескольких телекоммуникационных компаний мира. Согласно имеющимся у OCCRP финансовым документам, TeliaSonera заплатила Каримовой $381 млн и обещала дополнительно $75 млн, от Vimpelcom и Alfa Telecom она получила $176 млн, MTS перечислил $350 млн. Всего на таких сделках Каримова «заработала» более $980 млн.

Подробнее по этой теме - в материалах рубрики «Гульнара Каримова».

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА