20 april 2024




Новости Центральной Азии

Эксперты ICG предупреждают о росте конфликтного потенциала в Таджикистане и угрозах региону Центральной Азии

Международная кризисная группа (ICG) 11 января опубликовала отчет «Раннее предупреждение Таджикистану: внутреннее давление, внешние угрозы», в котором анализируется внутриполитическая ситуация в республике и риски извне, оказывающие влияние как на Таджикистан, так и на другие страны региона. Эксперты ICG считают, что Таджикистан обладает большим конфликтным потенциалом и должен находиться в центре внимания международного сообщества, которому следует сосредоточиться на предотвращении в стране «репрессий и поощрении упорядоченной передачи власти по завершению президентских полномочий нынешнего главы государства в 2020 году».

«Период 23-летнего правления президента Эмомали Рахмона омрачен насилием, отсутствием ответственности, коррупцией и массовой миграцией. Денежные переводы и незаконный оборот наркотиков являются основными источниками дохода в стране. Жесткий контроль над религиозными свободами и политической оппозицией, в том числе запрет деятельности умеренной Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), повышает уровень напряженности в стране, имеющей 1400-километровую границу с Афганистаном, где боевики из Центральной Азии в союзе с талибами представляет угрозу для Таджикистана и других стран региона», - отмечается в отчете. Аналитики ICG отмечают, что поддержка Таджикистана Россией является основным компонентом в обеспечении региональной безопасности, тогда как Европейский союз (ЕС) и США имеют «только скромные возможности влияния на правительство Таджикистана». Вместе с тем, страны Запада и Россия, как и другие государства, должны быть готовы к самому тревожному развитию событий в республике, связанному с неспособностью власти эффективного управления и ростом потенциала исламистского экстремизма.

Запрет на деятельность ПИВТ, объявление партии террористической организацией, по мнению экспертов, свидетельствует о пренебрежении властей принципами плюрализм в стране. Широко распространенная коррупция и кумовство являются сигналом для граждан о том, что политический процесс закрыт для всех, кто может позиционировать себя альтернативой действующей власти.

Присоединение бывшего командира ОМОН Таджикистана Гулмурода Халимова к так называемому «Исламскому государству» (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ) продемонстрировал раскол внутри силовой элиты, в результате чего президент больше не знает, кому доверять. Этот случай также подтверждает подозрения о росте радикализма в стране. Однако, как отмечают авторы отчета, президент Таджикистана думает о собственных ценностях и пытается переломить мнение общества о том, что нынешнее правительство является «политическим и моральным банкротом».

Эксперты также указывают на ухудшение экономической ситуации в Таджикистане, переживающего тяжелые времена из-за кризиса российской экономики и резкого сокращения объемов денежных переводов трудовых мигрантов, которые составляют 40 процентов от ВВП страны. Кроме того, отмечается рост объемов контрабанды наркотиков из Афганистана. Несмотря на инвестиции и техническую помощь России, ЕС и США, вопрос обеспечения безопасности таджикско-афганской границы остается актуальным как из-за сложности горного рельефа, по которому она проходит, так и по причине причастности к наркообороту представителей органов безопасности Таджикистана. Все это увеличивает риск превращения Таджикистана в перевалочный пункт для исламских боевиков разных мастей.

Авторы отчета ICG приходят к выводу, что недостатки государственной власти «будут представлять большую головную боль для России и других членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а также Китая с его неспокойной провинцией Синьцзян, которую с Таджикистаном разделяет 414-километровая граница. Членство в ОДКБ и российское военное присутствие в республике в настоящее время являются основными сдерживающими факторами против вторжений в Таджикистан извне. Однако Узбекистану, Кыргызстану и Казахстану следует отдавать приоритет безопасности своих границ с Таджикистаном, полагают аналитики.

Вместе с тем Россия, ЕС и США должны способствовать усилению безопасности региональных границ, в том числе своей политической деятельностью в регионе, диалогом по правам человека. Страны ЕС и Вашингтон должны доводить до властей региона тесную связь между политическим давлением, нарушением прав человека и долгосрочным усугублением нестабильности. ICG рекомендует ООН, России, США, Ирану и другим странам-гарантам межтаджикского соглашения 1997 года, положившего конец гражданской войне, призвать президента Таджикистана в интересах сохранения стабильности соблюдать принципы внутриполитического диалога в стране.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА