23 april 2024




Новости Центральной Азии

Узбекистан: В аэропорту Ташкента пропал вернувшийся из Москвы трудовой мигрант

В аэропорту Ташкента 19 января 2017 года пропал пассажир, прибывший рейсом из Москвы: гражданин Узбекистана Умар Бадалов так и не вышел из зала прилёта. Его жена Феруза Бадалова пыталась узнать местонахождение мужа у пограничников и работников аэропорта, однако все отказывались отвечать, а руководитель смены заявил, что это закрытая информация, сообщает Инициативная группа независимых правозащитников (ИГНПУ).

По данным ИГНПУ, Умару Бадалову 38 лет, уроженец Ташкента проживает в Мирзо-Улугбекском районе, отец троих несовершеннолетних детей. Имеет судимость: 4 марта 1999 года был арестован, подвергался пыткам, а 6 августа того же года осуждён Джизакским областным судом по статьям, связанным с религией, хотя вина его доказана не была. В 2003 году был амнистирован. После освобождения не общался с другими верующими, не посещал мечети, молился дома. Ежегодно на несколько месяцев уезжал на стройки Москвы, чтобы заработать денег. Работал бульдозеристом и экскаваторщиком официально, по договору.

По словам Ферузы Бадаловой, 30 сентября 2016 года, когда муж находился в Москве, в их дом на пяти автомобилях приехали два десятка милиционеров и два человека в форме сотрудников прокуратуры. Они обыскали дом, при этом не привлекая никаких понятых и не оставив Бадаловым копии протокола обыска. Ничего запрещённого найдено не было.

Не дождавшись 19 января мужа в аэропорту и с трудом пройдя внутрь здания, Феруза Бадалова попросила распечатать ей справку о том, что Умар Бадалов действительно прилетел в Ташкент. «Получила на руки три копии документа, в котором действительно подтверждается, что мой муж прилетел в Узбекистан. Затем мне сообщили, что о местонахождении мужа я могу узнать у пограничников или в ЛОМе (линейном отделе милиции), - рассказала Бадалова «Озодлику».

В ЛОМе ей сообщили, что не располагают информацией об Умаре, а сотрудники пограничного контроля в аэропорту сообщили, что он был уведен сотрудниками «государственных органов». «Когда я спросила у них, куда его забрали и где он сейчас находится, пограничники мне ответили: «Если мы сообщим вам эту информацию, то нас уволят с работы». Они даже не захотели брать мое заявление», - говорит Феруза Бадалова.

Она обратилась было с заявлением в приёмную МВД Узбекистана, но её не приняли. Начальник отдела по борьбе с терроризмом и экстремизмом Мирзо-Улугбекского РУВД, подполковник Ильяс Мустафаев также отказался сообщить местонахождение Умара. Более того: по телефону потребовал от свёкра Ферузы (Эркина Бадалова, чтобы он и его невестка никому не сообщали об исчезновении Умара. Однако Феруза Бадалова обратилась с письменным заявлением по поводу исчезновения мужа к начальнику Мирзо-Улугбекского РУВД, прокурору района и прокурору авиатранспортной прокуратуры г. Ташкента.

К сожалению, инцидент с пропажей Умара Бадалова – не единственный случай исчезновения авиапассажира в узбекском аэропорту. Известными становятся единицы – благодаря настойчивости родственников и правозащитников, остальные случаи замалчиваются. К примеру, по данным «Ферганы», в 2005 году встречавшие в аэропорту Ташкента выдворенного из Казани студента Марселя Исаева знакомые не нашли его среди прибывших в узбекскую столицу пассажиров. В службе безопасности ташкентского аэропорта им подтвердили, что Исаев проходил таможенный контроль, но о его дальнейших перемещениях ничего сообщить не могли. Лишь спустя десять дней Марсель вышел на связь, позвонив своему уже отчаявшемуся отцу, и сообщил, что всё это время он провел в ташкентском ГУВД, где его допрашивали о причастности к запрещенной организации «Хизб ут-Тахрир», поскольку из России поступила информация о том, что он якобы в ней состоит. Как рассказала «Немецкой волне» руководитель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, дело Марселя было сфабриковано: «Потому что этот молодой человек отказался лжесвидетельствовать и человек, который ему это предложил, - сотрудник УБОП А.Кириченко – предупредил его, что в противном случае он будет депортирован с информацией о том, что он член партии «Хизб ут-Тахрир», признанной в России террористической. А в Узбекистане за членство в этой партии пытают и бессудно убивают в тюрьме».

В июле в аэропорту Ташкента исчез 27-летний Вохиджон Ниязов из города Сайрам Южно-Казахстанской области Казахстана. Как передаёт «Озодлик» (узбекская служба Радио Свобода), он прилетел из Южной Кореи. По словам его родственников, Вохиджон был задержан сотрудниками узбекских спецслужб из-за бороды и наличия религиозных материалов в мобильном телефоне. Он провел в узбекской тюрьме почти четыре месяца.

Случай Ниязова предварила пропажа в аэропорту Ташкента 34-летнего гражданина России Бахтияра Худойбердиева, также прилетевшего в Узбекистан из Южной Кореи. После проверки в ташкентском аэропорту сотрудники узбекских спецслужб увезли его в неизвестном направлении, а позже стало известно, что Бахтияр Худойбердиев был приговорен к шести годам заключения в узбекской тюрьме.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА