16 april 2024




Новости Центральной Азии

Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить похищенному узбекскому беженцу 19.500 евро

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) постановил, что Россия обязана выплатить гражданину Узбекистана Мирсобиру Хамидкариеву 19.500 евро плюс налог, который может быть взыскан с суммы компенсации морального ущерба. Срок – три месяца, по истечении которых будут начисляться проценты до момента выплаты. Решение суда было принято 5 января и опубликовано на его сайте 26 января.



В документе говорится, что Мирсобир Хамидкариев был другом бывшего бойфренда Гульнары Каримовой, старшей дочери первого президента Узбекистана Ислама Каримова. В какой-то момент Каримова ополчилась против друзей своего бывшего приятеля (Фарука Саипова. - Прим. «Ферганы») и, спасаясь от политического преследования, Хамидкариев 26 декабря 2010 года переехал в Россию. Он жил в Москве с женой и ребенком.

В 2011 году узбекские власти предъявили ему заочно обвинение в преступлениях, связанных с религиозным экстремизмом в связи с его предполагаемой причастностью к созданию в 2009 году джихадистской организацией, выдал ордер на его арест и объявил в международный розыск. Десятого 2013 года Хамидкариев на основании этого ордера был задержан в Москве, но девятого августа его освободили по двум причинам: во-первых, узбекские власти не подали официальный запрос о его выдаче, во-вторых – преступления, в совершении которых он обвиняется, не являются уголовными преступлениями по российскому законодательству.

После освобождения Хамидкариев продолжал жить в Москве. Он подал заявление о предоставлении статуса беженца, ссылаясь на риск жестокого обращения в Узбекистане. Но московское управление Федеральной миграционной службы (УФМС) назвало утверждения о риске жестокого обращения в Узбекистане необоснованными и отклонило ходатайство Хамидкариева. Он обжаловал это решение в суде, и 12 мая 2014 года Замоскворецкий районный суд Москвы одобрил заявку заявителя, отменил отказ УФМС и обязал его предоставить заявителю статус беженца. Паспорт Хамидкариева находился в досье УФМС по Москве.

Вечером 9 июня 2014 года Хамидкариев с семьей был в гостях у друга. Самочувствие его ребенка ухудшилось, и он решил отвезти его в больницу. Вызвал такси. Друг хотел сопровождать семью своих гостей, но таксист сказал, что автомобиль был заказан только для двух взрослых пассажиров. По дороге, около 7.20 вечера, жена Хамидкариева решила зайти в аптеку в центре Москвы. Она взяла ребенка и вышла с ним из такси. Выходя из аптеки, она не обнаружила ни такси, ни своего мужа. Какая-то женщина сообщила ей, что видела, как в припаркованный автомобиль заскочили двое мужчин и он отъехал. Жена Хамидкариева пыталась дозвониться до мужа, но телефон не отвечал.

В тот же вечер адвокат Хамидкариева обратился в Федеральную службу безопасности (ФСБ) и Пограничную службу с просьбой не допустить экстрадиции его подзащитного. По словам представителя продюсера, в причастности к похищению подозреваются два сотрудника ФСБ – «Тимур» и «Захар», которые проявили к Хамидкариеву интерес ещё в 2011 году. Но в своих письмах в ФСБ и Погранслужбу он об этом не упомянул.

По данным правозащитников, Хамидкариева на день поместили в какой-то подвал, где его неоднократно избивали. На следующий день похищенного доставили в аэропорт, где передали представителям узбекских правоохранительных органов. Жена и российский адвокат Хамидкариева узнали о его местонахождении лишь две недели спустя после исчезновения, когда продюсер уже находился в следственном изоляторе МВД Узбекистана. Сразу после похищения адвокат обратился в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с просьбой принять меры по предотвращению его принудительного возвращения в Узбекистан. Но российские власти начали расследование по факту исчезновения Хамидкариева лишь несколько дней спустя. Суд в Москве предоставил ему политическое убежище в России 12 июня - через три дня после его похищения.

Представитель Хамидкариева адвокат И.Васильев, прилетев в конце октября 2014 года в Ташкент, обнаружил, что его подзащитных содержится в одиночной камере следственного изолятора в Ташкенте. Васильев неоднократно пытался добиться встречи с Хамидкариевым, но получал отказ. Он принял участие в трёх слушаниях в Ташкентском городском суде, и судья позволил ему поговорить с подзащитным. Во время беседы тот сидел в клетке в зале суда в окружении охранников.

Хамидкариев рассказал ему, что, действительно, был похищен «Тимуром» и «Захаром», они надели ему мешок на голову, привезли в какой-то дом, где избили. На следующий день они доставили похищенного к взлетно-посадочной полосе одного из московских аэропортов, при этом не проходя никакого пограничного или паспортного контроля. Напомним, что паспорт Хамидкариева остался в УФМС по Москве. Сотрудники ФСБ передали продюсера представителям Узбекистана, стоявшим у трапа направлявшегося в Ташкент самолёта.

После прилёта в Узбекистан Хамидкариев был арестован по подозрению в преступлениях, связанных с религиозным экстремизмом. В течение двух месяцев он содержался под стражей, был подвергнут пыткам и другим видам жестокого обращения: таким образом сотрудники узбекских правоохранительных органов пытались добиться от него признательных показаний. В частности, Хамидкариева привязывали вниз головой и избивали. Силовики сломали ему два ребра и выбили семь зубов.

18 ноября 2014 года Ташкентский городской суд признал заявителя виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 216 («Незаконное создание общественных объединений или религиозных организаций») и 244² («Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или других запрещенных организациях») Уголовного кодекса Узбекистана и приговорил его к восьми годам лишения свободы.

«Судебный процесс над Мирсобиром был несправедливым, а после пыток ему отказывают в доступе к медицинской помощи, в которой он нуждается, - заявила правозащитная организация Amnesty International. - Российские власти не провели эффективного расследования его похищения. И его случай отнюдь не является единичным - десятки других узбекских просителей убежища были похищены в России и отправлены обратно в Узбекистан прямо на пытки».

«Фергана» неоднократно рассказывала о случаях похищения граждан центральноазиатских республик в России, которые приехали в поисках убежища и защиты: люди исчезают, а затем обнаруживаются в тюрьмах Узбекистана или Таджикистана. Вот некоторые статьи: «Европейский суд по правам человека признал Россию ответственной за похищение двух граждан Узбекистана», «Гражданин Узбекистана Юсуп Касымахунов похищен в России», «Amnesty International: В Москве полицейскими похищен узбекский беженец», «Узбекистан: Похищенному в Москве гражданину России грозит до 20 лет лишения свободы», «Страсбургский суд серьезно озабочен похищениями в России узбекских и таджикских беженцев», «Мемориал»: Узбекские власти похитили в России гражданина Узбекистана и подвергают его пыткам, Пропавший в России таджикский бизнесмен Низомхон Джураев нашелся в СИЗО Душанбе, Россия: В Волгограде похищен гражданин Таджикистана Абдулвоси Латипов, находящийся под защитой ЕСПЧ, Таджикистан: Похищенный из Москвы Максуд Ибрагимов находится под стражей в Душанбе.

Как сообщает ЕСПЧ, начиная с 2012 года, Россия лидирует по числу вынесенных в отношении неё постановлений. По итогам 2016 года количество постановлений, вынесенных против России, кратно превосходит показатели других стран, а также результаты предыдущих лет: 228 постановлений в прошлом году (против 116 в 2015 году). Для сравнения - на втором месте по итогам 2016 года по этому показателю Турция с 88 постановлениями, что меньше в два с половиной раза.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА