25 april 2024




Новости Центральной Азии

Власти Таджикистана обвинили Иран в финансировании громких убийств в стране

Убийства известных в Таджикистане политиков, ученых и журналистов были совершены при финансовой поддержке Ирана и по заданию экс-замминистра обороны Таджикистана Абдухалима Назарзода (Ходжи Халима). Такое заявление было сделано в 45-минутном документальном фильме, подготовленном МВД Таджикистана и показанном по таджикскому телевидению вечером 8 августа, сообщает «Азия-плюс».

Иран был назван основным финансистом убийств экс-спикера парламента Сафарали Кенджаева, известного журналиста Отахона Латифи, ученых Мухаммада Осими, Юсуфа Исхаки, Минходжа Гулямова, политика Карима Юлдашева, известного писателя Сайфа Рахима, бывшего муфтия Фатхуллохона и около 20-ти офицеров российской 201-ой мотострелковой дивизии в Таджикистане.


Кадр из фильма, показанного по таджикскому ТВ

Авторы фильма опираются на свидетельства трех арестованных сторонников убитого экс-генерала Абдухалима Назарзода, которого власти называют организатором вооруженного мятежа в сентябре 2015 года: Тагоймурода Ашрапова по прозвищу Али, Абдукодира Абдуллоева по прозвищу Рустам Нурекский и Саймухриддина Кудратова по прозвищу Эшон. Когда производились записи арестованных, в фильме не сообщается.

Арестованные признались, что в 1990-е годы прошли спецобучение на тренировочных базах, расположенных в иранских городах Куме, Гургане, Машхаде и Тегеране. Тогда же им вручили иранские паспорта. Позже по поручению Абдухалима Назарзода они совершили убийства вышеназванных политических и общественных деятелей, а также нескольких российских офицеров.

В частности, Тагоймурод Ашрапов заявил, что за убийство Сафарали Кенджаева, совершенное в марте 1999 года в Душанбе, Назарзода заплатил каждому из них по $2 тысячи. По словам Ашрапова, основной целью ликвидации этих известных людей, в том числе Кенджаева, было возбуждение недоверия и ненависти граждан к правительству республики.


Задержанный Тагоймурод Ашрапов рассказывает о том, как было организовано убийство Сафарали Кенджаева

Абдукодир Абдуллоев в фильме признался, что в Иране его подготовили как киллера, а его друга по имени Хаким – как подрывника. В другом эпизоде арестованные сожалеют, что вступили в Партию исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), запрещенную властями в сентябре 2015 года. «Мы не знали, что это террористическая организация и финансируется Ираном», - сказали арестованные на камеру. Лидера ПИВТ Мухиддина Кабири авторы фильма называют «приспешником Ирана».

Как сообщает «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода), в пресс-службе иранского посольства в Душанбе 9 августа заявили, что сейчас посол Ирана в Таджикистане «находится за пределами страны, но руководство посольства намерено в ближайшее время рассмотреть и обсудить показ данного фильма». «Мы должны выяснить, откуда взялась такая ложная информация», - отметили в посольстве.

Напомним, в годы гражданской войны в Таджикистане (1992-1997) ПИВТ составляла костяк Объединенной таджикской оппозиции (ОТО), воевавшей с официальным прокоммунистическим режимом. После заключения Всеобщего соглашения о мире (27 июня 1997 года) ПИВТ добилась легализации и до сентября 2015 года, в течение 16 лет, была единственной официально действующей партией религиозного толка на постсоветском пространстве. В августе 2015 года министерство юстиции Таджикистана потребовало от ПИВТ прекратить деятельность. А в сентябре руководство ПИВТ и, в частности, Мухиддин Кабири были обвинены в причастности к военному мятежу бывшего замминистра обороны страны Абдухалима Назарзода. Партия была объявлена Верховным судом террористической организацией, ее руководство арестовано. В июне 2016 года 14 членов политсовета ПИВТ были приговорены различным срокам заключения, двое из них — к пожизненному.

Отметим, что указанный фильм показан в то время, когда таджикско-иранские отношения переживают период охлаждения. Это случилось после того, как в декабре 2015 года Тегеран пригласил на международную конференцию лидера запрещенной в Таджикистане Партии исламского возрождения (ПИВТ) Мухиддина Кабири, который встретился в иранской столице с духовным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи. В ответ МИД Таджикистана вручил послу Ирана ноту протеста, а муфтий Саидмукаррам Абдукодирзода и другие общественные деятели и политики обвинили Иран в поддержке террористов.

Сразу после этого последовали ограничения импорта из Ирана продовольственных товаров, в частности мясопродуктов и чая. Душанбе объяснил такое решение низким качеством этих товаров. Позже Таджикистан прекратил выдачу гражданам Ирана виз по упрощенной системе — непосредственно на границе, в душанбинском аэропорту. В республике была прекращена деятельность Комитета помощи Имама Хомейни «Имдод» – известной иранской благотворительной организации, закрыты торговое и культурное представительства посольства Ирана в Худжанде.

В то же время, Иран является одним из важных экономических партнеров и инвесторов Таджикистана. При финансировании Ирана в стране реализованы несколько крупных проектов, среди которых — строительство тоннеля «Истиклол» под Анзобским перевалом и Сангтудинской ГЭС-2. По официальным данным, товарооборот между между Таджикистаном и Ираном за последние 2-3 года существенно сократился. В 2013 году он достигал $292 млн, а в прошлом году этот показатель составил лишь $114 млн.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА