20 april 2024




Новости Центральной Азии

Власти Узбекистана разрешили бывшему политзаключенному Мураду Джураеву лечиться за границей

Мурад Джураев. Фото AHRCA
Власти Узбекистана разрешили бывшему политзаключенному Мураду Джураеву выехать за границу на лечение. Об этом сообщила 11 октября Ассоциация по правам человека в Центральной Азии (AHRCA).

Разрешение было дано 7 октября – спустя почти два года после того, как Мурад Джураев был освобожден из заключения, где провел 21 год. В начале девяностых годов XX века он был депутатом парламента Узбекистана, его взяли под стражу 18 сентября 1994 года, обвинив в попытке совместно с лидером оппозиционной партии «Эрк» Мухаммадом Салихом организовать насильственный захват власти. В марте 1995 года Джураева осудили на 12 лет заключения, но потом несколько раз продлевали срок по статье 221 («Неповиновение законным требованиям администрации учреждения по исполнению наказания») Уголовного кодекса Узбекистана. Джураева освободили 12 ноября 2015 года – вскоре после визита в Ташкент госсекретаря США Джона Керри.

В колонии состояние здоровья Джураева значительно ухудшилось. Как сообщала AHRCA, за годы заключения он лишился зубов, у него была постоянно воспалена носоглотка, не прекращались головные боли, он с трудом передвигался и чуть слышно говорил. Сейчас Джураеву 65 лет, он нуждается в хирургическом лечении позвоночника. Хотел вылететь для этого в Германию, но до последнего времени власти отказывали ему в выезде за границу.

AHRCA, Amnesty International и Международное партнерство по правам человека (IPHR) призвали власти Узбекистана прекратить отказывать в выезде за пределы страны и другим бывшим заключенным, в том числе отправленным за решетку по политически мотивированным обвинениям. В частности, правозащитники упоминают Мухаммада Бекжана, который вышел на свободу 22 февраля 2017 года, проведя в заключении почти 18 лет. Его жена и дети живут в США. Бекжан хочет воссоединиться с ними и пройти лечение за рубежом, но до сих пор не подал документы на получение стикера разрешительной записи (так называемой «выездной визы»), без которой узбекистанцы могут выезжать лишь в несколько стран СНГ. Бекжана останавливают слова одного из сотрудников правоохранительных органов о том, что он не сможет покинуть страну, поскольку до сих пор находится под надзором.

Больше года не может получить выездную визу писатель Мамадали Махмудов, который был освобожден из тюрьмы в апреле 2013 года, отсидев 14 лет по обвинению в посягательстве на конституционный строй, организации запрещенных общественных объединений и религиозных организаций. С июня 2016 года он не раз обращался за стикером, чтобы получить возможность лечиться за рубежом. У Мамадали Махмудова есть проблемы с сердцем, желудком и почками (камни), он нуждается в кардиостимуляторе.

Правозащитники напомнили также, что с 2012 года в выездной визе неоднократно отказывали художнику Вячеславу Ахунову. Так и не дождалась разрешения на выезд Полина Браунерг - известный ташкентский адвокат. Она остро нуждалась в медицинском обследовании, и хотела пройти его за пределами Узбекистана. Последний отказ в выезде Полина Браунерг получила в феврале 2017 года, обжаловала его в прокуратуре, а в мае скончалась от инсульта.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА