23 april 2024




Новости Центральной Азии

Афганские дехкане обвинили в проблемах засушливости талибов и Иран

Афганские крестьяне осматривают высохшие посевы. Фото с сайта Irinnews.org
Дехкане на юге Афганистана считают, что их проблемы нехватки воды растут из-за действий талибов. Талибы контролируют гидротехническое сооружение, которое должно измерять сток реки Гильменд, крупнейшей на юге страны, и это не позволяет правительству распределять сток воды в Иран и для нужд своего населения, сообщает Reuters.

Афганские дехкане сетуют, что вода Гильменда протекает мимо них, а они не могут ее воспользоваться. «Мы можем увидеть воду реки Гильменд, мы можем даже прикоснуться к ней, но мы не можем перенести ее на наши сельскохозяйственные угодья», - говорит крестьянин Рафикулла Давудзай (Rafiqullah Dawoodzai), имеющий земельные участки в районе Гильменда. Проблема в том, что строительство дамб на Гильменде афганцы должны согласовывать с Ираном.

Река Гильменд берет начало с ледников Гиндукуша в 80 км к западу от Кабула. Протяженность ее около 1150 км. Дельта реки густо заселена. В Иране она по территории одной из самых засушливых областей – остана (провинции) Систан и Белуджистан, и впадает в группу озер Хамун на иранско-афганской границе. Объемы воды из Гильменда, которые афганское правительство обязано «отпускать» в соседнюю страну, прописаны в договоре 1973 года. Это – 820 кубометров воды в год. Остальную воду афганцы хотели бы использовать для своих нужд, но не могут, потому что никто не может точно определить, сколько именно воды утекает в Иран.

Гидроизмерительные приборы установлены на станции «Деравуд» (Dehravud) на дамбе Каджаки (Kajaki). С 2015 года станция находится под контролем талибов, которые не позволяют правительственным сотрудникам проводить там наблюдения. Из-за такой ситуации, по утверждению афганских властей, иранская сторона получает гораздо больше воды, чем ей отведено по договору 1973 года. Так, за прошлый год, по оценкам должностных лиц министерства водоснабжения Афганистана, в Иран по руслу Гильменда утекло 3 млрд кубометров воды.

При этом любые инициативы Афганистана построить дамбы, которые позволили бы сохранять воду того же Гильменда, наталкиваются на резкую реакцию Ирана. Так, предложение Индии кабульскому правительству в июле этого года построить две дамбы в центральной части страны, тут же вызвало негативную реакцию иранцев. Иран уведомил, что строительство на реках, попадающих на его территорию, должны согласовываться с ним. Индия в свою очередь ответила, что не будет заниматься никаким строительством, если это вызовет дипломатические проблемы.

Водный спор между Ираном и Афганистаном из-за Гильменда приобрел новую остроту из-за нынешней засухи, которая уже затронула две трети афганской территории. По данным ООН, необходимо срочно изыскать $751 млн, иначе через полгода афганское население столкнется с чрезвычайными последствиями нехватки воды.

Отметим, что ранее со стороны афганцев уже озвучивались обвинения в адрес Ирана, что он предпринимает действия усугубляющие водные проблемы соседа. В частности, по словам министра обороны Афганистана Тарика Шаха Бахрами, массированное наступление талибов в провинции Фарах, предпринятое в середине мая (тогда талибам почти удалось захватить административный центр провинции), было вызвано «борьбой за водные ресурсы». Это наступление совпало с окончанием работ на одной из местных плотин — Сальма. Говоря о «водной подоплеке» наступления, министр упомянул «заинтересованных соседей», у которых тоже есть серьезные проблемы с водой, и поэтому они готовы поддерживать «Талибан», чтобы с его помощью получить доступ к водным ресурсам Афганистана. Очевидно, что министр имел в виду Иран.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА