Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Ашички

Ашички

Фото © Д.Кислов, А.Саипов

Первую статью из серии "Вымирающие игры" можно прочитать здесь - "Лянга".

Древнейшее происхождение этой игры ни у кого не вызывает сомнений. В Египте в альчики играли уже в IV тысячелетии до нашей эры. В Европе астрагалы служили для культовых целей с эпохи энеолита. В кости играли греки, римляне и кельты. В Средней Азии и Казахстане лет двадцать-тридцать назад в ашички были развлечением массовым. Сегодня пацанов, сгрудившихся над кучкой бараньих косточек, изредка встретишь только в селах и провинциальных городках Ферганской долины.

ТУМАННОЕ ПРОШЛОЕ

Правда, первоначально кости использовались не для азартных игр, а для мистических ритуалов - гаданий и предсказаний. Жрецы Древнего Египта, Вавилонские маги и оракулы Эллады также использовали для определения воли богов надкопытные (так называемые "путовые") или позвоночные ("таранные") кости жертвенных быков или овец.

Кости эти имеют различные поверхности: одна гладкая, другая - с ямкой, третья - выпуклая, четвертая - с маленьким острым рожком. Мистики, отрицавшие любую случайность, видели в сочетаниях позиций костей прямые указания божественного провидения, которое нужно только уметь "прочитать", правильно истолковать.


В Фергане в ашички всегда играли на деньги

Израильтяне времен до Пророков с помощью метания жребия распределяли земельные участки и общественные должности, а также разрешали многие споры. Гадание на внутренностях жертвенных животных было обыкновением и у тюркских шаманов. А в зороастризме и других индо-иранских верованиях Средней Азии оно имело особенное значение, поскольку скот у огнепоклонников считался такой же священной стихией божественного происхождения, как сам огонь, солнечный свет, ветер, вода и земля. Огнепоклонники, как известно, вообще никогда не умерщвляли домашних животных без ритуала, не попросив разрешения у "Гушт-Урван" - "Великой Души Скота", непрерывную связь с которым поддерживали особенные жрецы.

Альчики – предмет многофункциональный и полисемантичный. Находки альчиков распространены на обширных территориях Средней Азии, Восточной Азии, Урала, Сибири, Поволжья, Кавказа и Закавказья, Восточной Европы, Средиземноморья. Игры, обряды и гадания, связанные с астрагалами, были достаточно распространённым и популярным явлением на большей части Евразийского континента в эпоху бронзы и раннего железного века. Наибольшая частота встречаемости астрагалов в погребениях выпадает именно на территории Средней Азии и Западной Сибири, где проживали скотоводческие тюркоязычные племена у которых астрагал был символом скотоводства. Астрагалы могли применяться одновременно для игры, для гаданий, в качестве оберегов и погребального инвентаря.

То, что гадание на костях превратилось в азартную игру, своеобразную букмекерскую контору, тоже не удивительно. Игроки древности искренне уповали не столько на случай, везение или собственное мастерство, сколько на милость судьбы или высших сил. Хотя чаще всего, поддавшись азарту и собственным страстям, наши предки сами становились лишь их игрушками, слепыми орудиями провидения, карающего одних и возвышающего других. Известный эпизод Евангелий, в котором римские стражники разыгрывают между собой в кости одежду распятого Христа, по мнению богословов и религиоведов, содержит не просто картинку нравов того времени, но и указание на какой-то мистический ритуал.

А в древнеиндийском эпосе "Махабхарата" история борьбы родственных царских фамилий Пандавов и Кауравов, в символической форме отражающая еще более древний ведический миф о борьбе богов Космоса с демонами-асурами нижнего мира, начинается с игры в кости. Старший из братьев Пандавов, ослепленный азартом (или провидением?), проигрывает Кауравам свое царство, своих братьев, себя самого и даже жену Драупади, из- за чего в последствии начнется великая битва народов. За соучастие в битве вдовы героев потом проклянут самого бога Кришну, и это проклятие приведет бога к гибели, а "Золотой Век" к закату.

Правда, во времена "Махабхараты" в Индии играли не костями животных, а обточенными орехами. Зато в древнейшем из ведических гимнов, Ригведе, содержится прямое указание на игру в кости и ее двойной смысл: "Не играй в кости, а паши свою борозду! Находи наслаждение в своей собственности и цени ее высоко! Смотри за скотом своим и за женою своей, презренный игрок!"


Так играют в кости на юге Киргизии

Викинги, по свидетельству историков, тоже могли проиграть в кости все свое имущество, близких и себя самих, становясь рабами, но винили в этом не свою алчность, а видели волю асов - своих жестоких богов.

Некоторые историки считают, что византийцы первыми начали делать искусственные костяные кубики, вырезая на их гранях буквы или цифры. У Византии игральные кости переняли крестоносцы и арабы.

Христианская церковь средневековья, разумеется, не могла поощрять азартных игр, как и любых попыток гадания, предсказаний судьбы, полагая, что человек, чуждый полному смирению перед своей участью, никогда не будет угоден Богу. Но именно в ту героическую эпоху возникла легенда, согласно которой Святой Бернар Клервосский - вдохновитель крестовых походов, однажды обрел себе верного последователя с помощью игры в кости, выиграв душу у грешника, поставившего ее на кон против его коня. И основной богословский труд Святого Бернара "О Благодати и Свободе Воли", ставший в последствии одним из орудий католической церкви против идей реформации, выражал мысль, что человеческая добродетель сама по себе бессильна без помощи Провидения... А, стало быть, для достижения благих целей, подходят любые средства, лишь бы цели те были угодны Богу - решили потом иезуиты. А как узнать волю Бога?.. По результату действия.

На Руси играли в бабки и альчики. Вот как толкует это слово "Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля": "АЛЬЧИК м. арх. игорная говяжья надкопытная кость, козна, козан, бабка, костыга, шляк, лодыга, баска; лат. Talus.". А от лодыги, встретившейся нам в определении, образовано слово лодыжник, что значит "игрок в бабки", а в переносном смысле - "лентяй, бездельник". Интересно, что потомки русских переселенцев в Среднюю Азию, по их рассказам, в начале XX века тоже называли эту игру "альчики", сохранив в обороте именно русское слово, а не заимствовав местные, тюркские термины "ашик" или "асык".

В узбекских народных сказках в ашички играл Ходжа Насреддин, играли духи-пери, играли сказочные принцы и принцессы. Играли по классическим правилам древней игры в кости, которую, говорят, еще можно было увидеть в ташкентских чайханах в 30-50-е годы. Игроки делали ставки, а банкомет метал ашички из пиалы, кулака или из рукава халата. По комбинациям выпавших костей определяли очки.


Так кости когда-то живых созданий превращаются в артефакт

УХОДЯЩЕЕ НАСТОЯЩЕЕ

Во второй половине XX века подростки в Ташкенте и в Фергане играли в ашички по правилам, куда больше похожим на ту самую русскую игру в бабки, когда кости ставятся на кон в ряд или пирамидкой в специально очерченный на земле круг (или квадрат), а игроки по очереди бьют по ним битами - "сочками". И выглядело это почти так же, как в стихотворении А.С.Пушкина "На статую играющего в бабки":

Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено

Бодро оперся, другой поднял меткую кость.

Вот уж прицелился... прочь! Раздайся, народ любопытный,

Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.

Положениям падающих ашичек, особенно бит-сочек (по-другому - сак), тоже придавалось большое значение. Положения костей назывались в Ташкенте так: "таган" - вертикальное положение острым рожком вниз, к земле; "алыч" или "альчи" - неустойчивое положение острым рожком вверх; "пука" - устойчивое положение ямочкой вниз, а выпуклой стороной вверх; "чика" - устойчивое положение ямочкой вверх, а выпуклой стороной вниз.

Если сочка (сака) падала на таган или алыч, игрок мог продолжать бить по кону, даже если предыдущим ударом он не выбил из него ни одной кости. Биты бросали по кону издали, потому многие игроки предпочитали первым ударом не бить прямо в кон, а "подсакивать", то есть подкидывать свою сочку по ближе к кругу, в надежде на свое мастерство или случай, что сочка упадет как надо. Жеребьевкой сочками определялась и первоначальная очередность попыток.

Чисто спортивная меткость броска при игре в ашички была важна, но элементы азарта и непредсказуемости игры в кости в ней еще оставались. Кроме того, на кон поверх мослов обычно ставили деньги - медные монетки и даже "железные" рубли эпохи СССР (их тоже нужно было выбить из круга). Или же присваивали стоявшим на кону ашичкам заранее оговоренные денежные номиналы. Так сказать, "условные единицы" того времени...

Азарт не только спортивный, порождал и шулерство. На кон ставили мослы со сточенными от долгого употребления в игре рожками - "точенки", считавшиеся уже не годными как биты. А сочкам или лобанам (крупным сочкам) иногда пытались незаметно подточить самые острые грани или утяжелить их свинцом, маскируя высверленные в мослах дырки грязью или лаком для ногтей. Дескать, такая мода - покрасить лаком любимый лобан. Но "рефери" - матерые игроки, присутствующие в качестве авторитетов на более-менее серьезных ашичных "турнирах", внимательно следили за правилами и выявляли шулеров. Наказание за такой мухлеж, правда, было не очень строгим. Нарочно подточенную сочку или залитый свинцом лобан просто запрещали использовать как биту и... приравнивали к начальному номиналу "точенки", которому цена была ровно 1 копейка. Тогда как хороший, не забракованный авторитетами лобан, уже проигравшийся в пух игрок, мог поставить на кон последней ставкой с номиналом от 10 копеек до рубля.

Ашички в современном искусстве: гобелен ферганско-ташкентского художника Вячеслава Усеинова "Кон", 1991
Взрослые, что примечательно, так дружно ополчавшиеся на лянгу, куда более снисходительно относились к играм в ашички, хотя наверняка догадывались о реальных правилах. Возможный риск того, что их чада могут нечаянно повредить своему физическому здоровью, пытаясь отбить двадцать люр подряд, должно быть, казался многим гораздо серьезнее нравственных искушений игры в ашички на деньги. Словом, игра оставалась, как и всегда - отражением времени... Ашички были более понятны взрослым.

Мы играли в мослы с утра до ночи, где только могли, на любом подходящем покрытии. На земле пустырей, которых тогда еще было не мало, и на асфальте тротуаров. Но самые крупные схватки в спальных районах Ташкента в то время обычно происходили на бетонном дне какого-нибудь пустого бассейна. Таких бассейнов после землетрясения 1966 года настроили во дворе почти каждого многоэтажного дома в "европейских" кварталах Ташкента, но к середине семидесятых их давно уже не наполняли водой…

Сайты и публикации по теме:

- Происхождение нуля, или Древнейшая эволюция игры в кости между Дунаем и Индом (Л.С.Клейн)

- Домашние игры бурят (альчики)

- Киргизская игра ордо - отражение сути древних военных действий

ПРИЛОЖЕНИЕ

Правила игры в ашички на деньги в конце 70-х годов на Чиланзаре выглядели так.

На земле, асфальте или дне пустого бассейна мелом, куском кирпича или острой веткой чертился круг диаметром около 1,5 метра. В центре круга ставилась черта – кон.

Игроки ставили свои ашички – обычно "точенки" на кон с условным номиналом – 1 копейка, "сочки" - от 10 до 50 копеек, "лобана" (крупной сочки) – до 1 рубля. Вместо ашичек можно было сразу поставить деньги, положив их поверх поставленных на кон мослов.

Задача была выбить мослы и монеты из круга. Били по кону "сочками".

Очередность ударов игроков определялась с помощью жеребьевки сочками.

Приоритет положений брошенных жребиев был следующий – 1) таган (тава), 2) алыч (альчи), 3) чика, 4) пука. Тот же приоритет сохранялся в самой игре.

По кону били с большого расстояния – около 5-7 метров. Поэтому многие игроки предпочитали не делать попыток попасть в кон с первой попытки, в лучшем случае сбив при попадании с кона ашички и деньги, но не выбив их из круга, а лишь подтолкнув к краю, что упрощало попытки следующих игроков. Они "подсакивали" - подбрасывали "сочки" поближе к кону, в надежде, что "сочка" упадет на таган или алыч. Тогда можно было продолжать бить в кон. В крайнем случае следующая по очередности попытка этого же игрока начиналась с того места, куда он добросил сочку в первый раз.

Игрок, выбивший ашичку или монету из круга, имел право продолжать удары до тех пор, пока не выиграет все деньги и мослы или не промахнется. Но после первой попытки нарочно "подсакивать" уже запрещалось.

Упавшие с мослов на кону, но не выбитые из круга монеты либо снова ставили на ашички, еще оставшиеся в кругу, либо продолжали попытки их выбить "сочкой". В мягких правилах для этого разрешалось чиркать "сочкой" по асфальту, хотя именно от таких чирканий "сочка" быстро превращалась в "точенку" и теряла свою номинальную стоимость. При более жестких правилах делались изощренные удары с руки, при которых "сочка" могла поддеть монету.

Опытные игроки начинали игру с номинала в 10 копеек. За такими играми обычно наблюдали "авторитеты ашичных правил", приглашенные в качестве "рефери" или третейских судей, решавших споры между игроками.

Шулерством считалось заливать дырочки в "сочках" свинцом или забивать в них куски металла, что утяжеляло ашичку, придавая ей большую ударную силу или, при умелой заливке, увеличивало шансы падения "сочки" на таган или алыч. Для маскировки "свинчаток" в то время обычно использовали лак для ногтей. "Сочки" вообще было модно красить - зеленкой, марганцовкой или лаком. Но опытный рефери мог с двух-трех ударов игрока на глаз определить в его "сочке" "свинчатку". В таком случае "сочку" запрещалось использовать для ударов по кону, а ее номинал падал до номинала "точенки" - 1 коп.

Другим вариантом игры, использовавшимся на земле, но не на асфальте, была игра без круга. В этом случае устанавливался только кон, а вместо жеребьевки очередность ударов по кону определялась дальностью выбранных игроками позиций.

В начале игры игроки становились на кон и бросали свои "сочки" в противоположную от него сторону. Кто бросит дальше, тот имел право на первый удар по кону. Но и в этом случае сохранялась приоритетность положений упавшей "сочки" - таган, алыч, чика, пука. Поэтому и здесь некоторые игроки предпочитали "подсакивать" ближе к кону, надеясь на удачное падение "сочки" или на то, что их соперники, получившие приоритет в очередности, промахнутся с более дальнего расстояния.

В этом варианте игры для того, чтобы выиграть ашичку или монету, достаточно было попасть по ним "сочкой" и сдвинуть с кона.

(Правила вспомнил и записал А.Кудряшов)