Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Суд над Умидой Ахмедовой начнется девятого февраля

07.02.2010 14:52 msk, Фергана.Ру

Права человека Узбекистан

Шестого февраля к Умиде Ахмедовой позвонил секретарь Мирабадского районного суда г. Ташкента и уведомил ее, что судебный процесс начнется во вторник, девятого февраля. Судьей назначен Бекзод Ирматов, прокурором - и.о. прокурора Мирабадского района г. Ташкента младший советник юстиции А.М.Турдыев.

В этот же день Умиде было вручено для ознакомления обвинительное заключение, составленное следователем Мирабадского РУВД капитаном Н.Ахмаджоновым, и утвержденное начальником отделения СО Мирабадского РУВД майором Д.Кулиевым и начальником СО Мирабадского РУВД майором Н.Зупаровым.

Напомним, что уголовное дело против талантливого фотографа-документалиста и кинооператора (первой женщины-кинооператора в Узбекистане) Умиды Ахмедовой было возбуждено в конце 2009 года по инициативе Узбекского агентства по печати и информации в рамках серии уголовных дел против авторов, сотрудничавших с «Гендерной Программой посольства Швейцарии».

Умида Ахмедова
Умида Ахмедова

Фотоальбом Умиды Ахмедовой «Женщины и мужчины: от рассвета до заката», изданный в 2007 году при поддержке «Гендерной Программы посольства Швейцарии» и состоящий из 110 фотографий, отражающих различные аспекты жизни людей в Узбекистане, а также документальный фильм «Бремя девственности», созданный Умидой Ахмедовой совместно с Олегом Карповым, послужили поводом для ее обвинения по статьям 139, ч. 3, п. «г» УК — «Клевета из корыстных или иных низменных побуждений» и 140, ч. 2 - «Оскорбление в печатном или иным способом размноженном тексте либо в средствах массовой информации». По первой из этих статей Умиде Ахмедовой грозит наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, по второй - штраф до 400 минимальных зарплат или исправительные работы сроком от одного года до двух лет.

Обвинительная база основывается на заключении двух чиновников из Центра мониторинга в сфере Массовой коммуникации Агентства связи и Коммуникации Республики Узбекистан (специального органа, сотрудники которого отслеживают крамольные публикации в СМИ и Интернете и доносят о них для последующего наказания их авторов), а также некой комплексной экспертизы, составленной неизвестно кем отобранными людьми, совокупное заключение которых по форме и по сути представляет собой совершенный бред, правда, в стиле политических доносов 1937 года.

Ниже приводятся выписки из предъявленного Умиде Ахмедовой обвинительного заключения (орфография сохранена):

Первая страница обвинительного заключения
Первая страница обвинительного заключения по делу Умиды Ахмедовой

* * *

Обвинительное заключение по уголовному делу по обвинению Ахмедовой Умиды Тухтамурадовны в совершении преступления, предусмотренного ст. ст. 139 ч. 3 п. «г», 140 ч. 2 УК Республики Узбекистан

Поводом и основанием к возбуждению настоящего уголовного дела послужили материалы, поступившие из Центра мониторинга в сфере массовых коммуникаций Агентства информации и коммуникации Республики Узбекистан.

…Центром Мониторинга в сфере массовых коммуникаций был проведен мониторинг некоторых литератур и видеофильмов, в том числе фотоальбом «Женщины и мужчины от рассвета – до заката» и документальных фильмов «Женщины и мужчины в обрядах и ритуалах», «Бремя девственности» авторами которых являются Ахмедова У.Т. и Карпов О.

Согласно заключению Центра Мониторинга в сфере массовых коммуникаций Агентства информации и коммуникации от 19.05.2009 года и заключения комплексной экспертизы, было установлено, что авторы фото-альбома «Женщины и мужчины от рассвета – до заката», а так же фильмов «Бремя девственности» и «Женщины и мужчины в обрядах и ритуалах» У.Т.Ахмедова и О.Карпов своими не научными, не обоснованными и не корректными комментариями, содержащую скрытый подтекст, направленный на дискредитацию устоев и обычаев нашего народа, негативную информацию, которая может отрицательно повлиять на морально-психологическое состояние молодежи, в определенной мере, оскорбляют традиции народов Республики Узбекистан, что рассматривается как клевета, пренебрежительное, неуважительное отношение к национальным традициям. Так же авторы используют психологический механизм внедрения идей в сознание молодого поколения, чужой нормам педагогики и психологии, общечеловеческим ценностям, а так же нравственным устоям нашего народа и основным положениям национальной идеологии, преследуя исключительно цели, противоположные пропаганде не только здорового образа жизни, но грубо нарушая всё научно обоснованные педагогические и психологические условия в вопросах воспитания и подготовки подрастающего поколения к взрослой жизни. Данного рода информация может повлиять к неправильному восприятию действительности подрастающим поколением о духовно-нравственной сфере жизни Республики Узбекистан.

…Допрошенный по данному делу в качестве свидетеля Мухаммедов Рустам Шухратович показал следующее, что «Работаю начальником отдела мониторинга издательства Агентства связи и Коммуникации Республики Узбекистан с 2005 года. В мои служебные обязанности входят проведение мониторинга издательства и книжных изделий. Также, изучение, наблюдение и контроль целесообразности содержаний книжных и газетных продукций, издаваемых издательством и редакцией, ведущих свою деятельность на территории Республики Узбекистан, требованиям действующих законов.

В апреле месяца 2009 года …Центром Мониторинга в сфере массовых коммуникаций был проведен мониторинг фотоальбома «Женщины и мужчины – от рассвета до заката», изданного при помощи Посольства Швейцарии в Узбекистане.

Во время мониторинга в книге со сборником фотографий, изданной с помощью Швейцарского посольства в Узбекистане «Женщины и мужчины – от рассвета до заката», заняли место творческие работы, посвященные к гендерным проблемам нашей страны фотохудожника Умиды Ахмедовой. Изданная в городе Ташкенте в 2997 году данная книга была издана в издательстве «Print-S» города Алмати, Республики Казахстан. В начале книга написана «Проект разработан в рамках Программы Гендера Швейцарского Посольства». Фотоальбом издан с рецензией представителя социального центра «Комментарии и предложения», кандидата исторических наук Нодиры Азимовой.

В альбоме, в основном расположены фотографии с изображением дальних регионов, сельских местностей, горные районы страны. Также, в некоторых фотографиях изображены вид города. В фотографиях посвященных к гендерным проблемам, в основном изображены женщины, дети, мужчины, старики, проживающие в сельских местностях, свадьбы нашего народа, разные мероприятия, соревнования, дома, рынки, торговые ряды, горы и поля, общественные места и улицы.

Если сделать обобщенный анализ всех фотографий, то в нём наблюдается не раскрытие всех сторон реальной жизни, а старание обобщения фотоснимков, в рамках заранее надуманной темы. Автор старался показать через свою творческую работу раскрытие гендерной проблемы нашей страны, но так как он субъективно относился к теме, то в своих мысленных изображениях жизни страны «неверно избрал ракурс», который понятен любому человеку, который хорошо знает жизнь, состояние и традиции народа разных территорий нашей страны. Но, кто не знает традиции, жизнь и социальное состояние нашего народа, увидев эти фотоснимки, в его представлении могут возникнуть нищета, бедность.

Основная тема в книге посвящена детям, и в 46 фотоснимках изображены дети. В 40 фотоизображениях из этих, дети изображены в старых лохмотьях, бедно, или их окружающая панорама, дома, улицы отображают запущенность, развалины и бедственное состояние. Например, на 8-странице изображена девочка, смотрящая из окна, без рамы, установленное в стену, в 12 странице девочка, заходящая в комнату, постеленную старыми тряпками, в 13 странице, девочка, закрывшая руками лицо. Фотоснимки в 20 и 21 страницах подстроены художником так, как будто в них изображены дети в комнате без потолка и пола, а в другом изображен ребёнок, лежащий на полу, поставив под голову собранные в кучу курпачи. В одном взгляде на этих снимках можно увидеть, что в этих комнатах ремонтные работы не закончились, а дети зашли в комнату только из-за детского любопытства, которое им присуще. Но, как мы сказали выше, в иностранцах эти снимки оставляют впечатление, как будто эти дети живут в таких домах.

Изображенные в фотоснимках как бы корыстный подход усиливается под рецензией кандидата исторических наук Нодиры Азимовой. Например, в начале книги помещены дети, изображенные внутри слепленных тандырах, в 40 странице девушка в белой одежде, прощающаяся с отцом, в 41 странице руки жениха и невесты, которые смущаются держать друг друга, в 67 странице четверо невесток, которые делают поклон взрослым женщинам. Н.Азимова в своих рецензиях с полагаясь на эти фотоснимки пишет: - «Символична фотография детей в глиняных горшках – тандырах. Патриархальные и традиционные отношения в семье втискивают мальчиков и девочек в коконы гендерного неравенства, из которого можно выбраться лишь разломав «тандыр». А на это уже трудно решиться, так как колесо времени уже пригнало девушек на порог их собственного дома, где им пора прощаться с отцом и переселяться в чужую семью …переход из статуса девочки и мальчика в разряд жены и мужа хорошо передают снимки «келин салом» (поклон невестки) и «суннат той» (обрезание мальчиков). Таким образом, каждый член семьи официально знакомится с невестой. Кланяясь каждому человеку, даже маленьким детям, невеста демонстрирует свою готовность подчиниться условиям своего нового статуса в патриархально структурированной семье».

Также в книге имеются фотоснимки кураша, петушиного и перепелочного боя, с фрагментами национального танца. В рецензии Н.Азимова излагая о гендерной роли женщины в патриархальной структуре, вдруг излагает о мужчинах следующее «А у мужчин свои заботы! Сходить на кураш, посмотреть выступления масхаравазов (скороморохов) и конечно же, петушиные бои!». А это приводит к мыслям, что как будто мужчина не трудится, а только развлекаются.

В фотоснимках последних страницах книги изображены пейзаж старости. В них вместо уважения, оберегания стариков, которые присуще нашему народу, больше изображены униженные на улицах старики и старушки. Фотоснимки стариков, которые подметают улицы, занимаются торговлей под снегопадом, продающих цветы, занимающихся попрошайничеством, старики с клюшкой-посохом, побуждает мнение о том, что в Узбекистане нет внимания старикам. А фотоснимки, с изображением пейзажей и человеческими лицами в 96, 99, 100, 101 и 103 страницах, не присуще нашей республике, они могут быть засняты на территории других государств.

Во всех фотоснимках, расположенных в данной книге изображенные человеческие лица кажутся грустными и тревожными, изображены слишком жалкий фон и панорама, ландшафт в снимках, которые напоминают общество, только перенёсшее войну или голод. Прекрасная природа нашей родины, достопримечательные места наших городов (хотя городской пейзаж изображен очень мало) искажены под таким изображением. Особое внимание на многогранные строительные работы, благоустройства городов, сёл и махали, проводимые в нашей стране, искажены в этих снимках, и всё изображено в состоянии развалинах.

Особенно, женщины, дети и старики изображены как оставленные без присмотра, без внимания. Доброта между родителями и детьми, уважение старикам, забота и чуткость в отношении женщин считаются древней ценностью нашего народа. Даже, в Конституции, которая считается нашим основным законом, указана так, что родители обязаны кормить, заботиться и воспитать до их совершеннолетия, в свою очередь совершеннолетние, трудоспособные дети также обязаны заботиться о своих родителях, и эти нормы явно можно увидеть во всех сферах нашей жизни, и даже тогда, когда со стороны государства также в отношении них оказывается особенная забота и внимание, предоставление этих фальшивых и специально устроенных панорам всеобщему мировоззрению можно оценить как специально устроенными для побуждения в обществе недовольные настроения против государственной политики, как оскорбление в отношении высоких человеческих достоинств нашего народа.

Согласно требований 4-статьи Закона «О деятельности издательства» Республики Узбекистан, в продукциях издания запрещается оскорблять честь и достоинство человека, оклеветать его. В вышеизложенном положении нарушены требования настоящего закона.

Исходя из этого, недоразумевается издание в Узбекистане данной книги и ё распространение в нашей стране. Несмотря на это, обязательная бесплатная копия книги не доставлена в Центр. Это противоречило требованиям Устава «Об издании и распространении печатных и книг, телерадио, аудиовизуальных продукций и Информационных ресурсов узла Интернета в Республике Узбекистан», утвержденного Постановлением № 132 «О мерах по совершенствованию проведения мониторинга над соблюдением законности в сфере массовой коммуникации» Кабинета Министров Республики Узбекистан.

…Учитывая результаты вышеизложенного мониторинга, пришли к выводу, что

1. Широкое местоуделение в страницах книги, истолковывающих унижение высоких человеческих достоинств, честь и достоинство человека, противоречиво требованиям ст. 4 Закона «О деятельности издательства» Республики Узбекистан.

2. В фотоснимках с изображением жалостных, бедствующих и руиновых пейзажей, панорам, ландшафтов намеренно оскорблены честь и достоинства личности.

3. Обязательная бесплатная копия книги не доставлен в Центр. Это противоречиво требованиям Устава «Об издании и распространении печатных и книг, телерадио, аудиовизуальных продукций и Информационных ресурсов узла Интернета в Республике Узбекистан», утвержденного Постановлением № 132 «О мерах по совершенствованию проведения мониторинга над соблюдением законности в сфере массовой коммуникации» Кабинета Министров Республики Узбекистан.

4. В размещении сведений нарушены требования Международного Госстандарта ГОСТ-7,4-95.

Согласно Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24.11.2004 г. За № 555 «О мерах по совершенствованию структуры управления в сфере массовых коммуникаций», а также Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28.06.2007 г. За № 132 «О мерах по совершенствованию мониторинга за соблюдением законодательства в сфере коммуникаций» Центром Мониторинга в сфере массовых коммуникаций был проведен мониторинг кинофильма «Мужчины и женщины в обрядах и ритуалах», в результате сделан такой вывод, что в фильме скрыто унижены традиции и достоинства нашего народа. Этим нарушены требования ст. 14 Закона Республики Узбекистан «О принципах свободы и гарантированности информации». На диске не указаны сведения о производителе диска, тем самым нарушены требования ст. 6 Постановления Республики Узбекистан «О защите потребительских прав», также, не указаны на диске сведения о надлежащей лицензии, тем самым нарушены требования Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 марта 2004 года № 135 «Об утверждении Устава о лицензировании видов деятельности по производству кино, видео продукций, размножению, продаже и по их прокату».

Согласно Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24.11.2004 г. За № 555 «О мерах по совершенствованию структуры управления в сфере массовых коммуникаций», а также Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28.06.2007 г. За № 132 «О мерах по совершенствованию мониторинга за соблюдением законодательства в сфере коммуникаций» Центром Мониторинга в сфере массовых коммуникаций был проведен мониторинг кинофильма «Мужчины и женщины в обрядах и ритуалах», в результате сделан такой вывод, что в фильме скрыто унижены традиции и достоинства нашего народа. Этим нарушены требования, что в фильме скрыто унижены традиции и достоинства нашего народа. Этим нарушены требования ст. 14 Закона Республики Узбекистан «О защите потребительских прав», также, не указаны на диске сведения о надлежащей лицензии, тем самым нарушены требования Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 марта 2004 года № 135 «Об утверждении Устава о лицензировании видов деятельности по производству кино, видео продукций, размножению, продаже и по их прокату».

Допрошенный по данному делу в качестве свидетеля Хайдавалов Уктам Дусярович показал следующее, что «работаю главным специалистом центра мониторинга в сфере Массовой коммуникации Агентства связи и Коммуникации Республики Узбекистан с 2006 года. В мои служебные обязанности входит проведение мониторинг.

(После этого идет текст, совершенно идентичный приведенным выше словам первого представителя Центра мониторинга)

Далее в обвинительном заключении говорится следующее:

Кроме этого вина обвиняемой Ахмедовой У.Т. в совершении преступлении предусмотренного ст. ст. 139 ч. 3. п. «Г», 140 ч. 2. УК Республики Узбекистан доказано:

1. Заключениями центра мониторинга в сфере Массовой коммуникации Агентства связи и Коммуникации Республики Узбекистан.

2. Заключениями комплексной (дидактической, литературоведческой, искусствоведческой, публицистической, психологической) экспертизы.

3. Показаниями свидетелей.

4. Постановлением о признании вещественным доказательством.

и другими материалами уголовного дела, собранные в ходе предварительного расследования.

5. Обстоятельства, смягчающие наказание гр. Ахмедовой У.Т. предусмотренные ст. 55 УК Республики Узбекистан не имеется.

6. Обстоятельства, отягчающие наказание гр. Ахмедовой У.Т. предусмотренные ст. 56 УК Республики Узбекистан: - из корыстных или иных низменных побуждений;

НА ОСНОВАНИИ ИЗЛОЖЕННОГО:

Ахмедова Умида Тухтамурадовна – 21.10.1955 года рождения, уроженка Ташкентской области, национальность узбечка, гражданка Республики Узбекистан, образование высшая, б/п, не в/о, замужем, проживающая по адресу г. Ташкент Хамзинский район ул. С.Азимова 5-проезд дом-4 кв-29.

ОБВИНЯЕТСЯ: что материалами предварительного следствия и собранными по делу доказательствами изобличается в том, что она общественно полезным трудом не занимаясь, совершила преступление против свободы, чести и достоинства при следующих обстоятельствах;

(Далее полностью повторяются первые абзацы обвинительного заключения – о том, что был проведен мониторинг «некоторых литератур и видеофильмов» и что «У.Т.Ахмедова и О.Карпов своими не научными, не обоснованными и не корректными комментариями, содержащую скрытый подтекст, направленный на дискредитацию устоев и обычаев нашего народа, негативную информацию, которая может отрицательно повлиять на морально-психологическое состояние молодежи, в определенной мере оскорбляют традиции народов Республики Узбекистан, что рассматривается как клевета, пренебрежительное, неуважительное отношение к национальным традициям» и т.д.)

Тем самым своими умышленными действиями, выразившимися в клевете, то есть распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений в печатном или иным способом размноженном тексте либо в средствах массовой информации, из корыстных или иных низменных побуждений, а так же в оскорблении, то есть умышленном унижении чести и достоинства личности в неприличной форме, в печатном или иным способом размноженном тексте либо в средствах массовой информации Ахмедова Умида Тухтамурадовна совершила преступления, пр. пр. п. «г» ч. 3 ст. 139 и ч. 2 ст. 140 Республики Узбекистан.

Настоящее обвинительное заключение составлено «29» января 2010 в городе Ташкенте и в соответствии со ст. 381 УПК Республики Узбекистан вместе с уголовным делом направляется в прокуратуру Мирабадского района города Ташкента для изучения, утверждения обвинительного заключения и передачи уголовного дела по подсудности.

Следователь СО Мирабадского РУВД г. Ташкента капитан Ахмаджонов Н.А.

«СОГЛАСЕН»

Начальник отделения СО Мирабадского РУВД г. Ташкента майор Кулиев Д.Т.

«СОГЛАСЕН»

Начальник СО Мирабадского РУВД г. Ташкента майор Зупаров Н.Б.

* * *

Добавим, что блоггеры уже подметили, какие именно фотографии наверняка удовлетворили бы чиновников Центра Мониторинга и экспертов, проводивших комплексную экспертизу. Например, вот такие, висящие на улицах Ташкента, и изображающие встречу Президента с горячо любимым народом. Обратите внимание, что по канонам традиционной иконописи голова правителя в два раза больше каких-либо других голов. Фотографии такого рода считаются образцовыми, и, разумеется, «оскорблением узбекского народа» не являются.

Большая голова Ислама Каримова на фоне народа
Большая голова Ислама Каримова на фоне народа