Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Кыргызстан: Глава Нацкомиссии по изучению июньских событий - о братьях-узбеках, Батырове и национальном достоинстве

24.01.2011 23:50 msk, Е.Иващенко, М.Яновская

Кыргызстан Интервью
Кыргызстан: Глава Нацкомиссии по изучению июньских событий - о братьях-узбеках, Батырове и национальном достоинстве

19 и 20 января 2011 года в парламенте Кыргызстана обсуждали заключение Национальной комиссии по всестороннему изучению причин, последствий и выработке рекомендаций по трагическим событиям, произошедшим на юге республики в июне 2010 года. Депутаты «с пристрастием» расспрашивали председателя Абдыганы Эркебаева, но некоторые вопросы все-таки остались незатронутыми, и корреспондент «Ферганы» Екатерина Иващенко встретилась с Абдыганы Эркебаевым, чтобы прояснить позицию Нацкомиссии.

- На пресс-конференции 11 января вы сказали, что «комиссия занималась политической оценкой произошедшего и не вмешивалась в работу следственных органов». Но результаты работы следственных органов вы использовали?

Абдыганы Эркебаев:- Да, мы использовали информацию, которую давала Генеральная прокуратура. Но у тех, кто вел следствие, мы информацию не запрашивали.

- В заявлении члена комиссии Нурбека Токтакунова говорится, что он не доверяет выводам Нацкомиссии, поскольку, с одной стороны, комиссия признавала правоохранительные органы «полностью деморализованными», а с другой, - использовала результаты их работы…

- Нет, мы не использовали материалы следствия и судебных органов. Это было не нужно, чтобы решить три задачи, поставленные перед нами президентом: во-первых, выяснить политические причины этой трагедии; во-вторых, предсказать последствия июньских событий; в-третьих, дать рекомендации.

- Вы действительно считаете правоохранительные органы деморализованными?

- Они были деморализованы в апреле и мае, но не во время июньских событий.

- В выводах Нацкомиссии говорится, что до июньских событий узбеки были полноценно представлены в экономике и здравоохранении, но гораздо хуже были представлены в политике, органах внутренних дел, прокуратуре, судебной системе, а совсем плохо - в армии и погранслужбе. Это данные за какой год?

- Я затребовал у Национального Статистического комитета, у каждого министерства и ведомства, в том числе и в госадминистрациях Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей официальные данные с 1990 года по сегодняшний день. У нас есть данные о представительстве братьев-узбеков в любой отрасли или в ведомстве. Да, подтвердилось, что братья-узбеки нормально занимали свою нишу, свое место в сфере образования, науки, культуры и особенно в здравоохранении, они были представлены в органах власти: в местных кенешах (советах), парламенте и администрациях, но неадекватно и самым минимальным образом представлены в личном и офицерском составе армии, органах внутренних дел, финансовой полиции, налоговой.

О том, что узбеки непропорционально представлены, я говорил и Аскару Акаеву, когда в 1993 году стал губернатором Ошской области. Я постоянно повторяю: наша страна - многонациональная и многоконфессиональная, надо учитывать этот фактор. Но национальная политика не велась должным образом.

Во время обсуждения доклада в парламенте Камчибек Ташиев предложил «вернуть в страну Кадыржана Батырова и дать ему возможность высказать свою точку зрения на произошедшее»
- В Заключении Комиссии много говорится о вине узбекского лидера Кадыржана Батырова. Давайте уточним: в чем именно обвиняется Кадыржан Батыров? В том, что он собирал митинги узбеков?

- Организация митингов не осуждается, люди имеют на это право в любом нормальном государстве. Кроме того, любой человек и любая диаспора имеют право выдвигать требования о статусе своего языка. Другой вопрос, как это обставляется, как организовывается. Если в многонациональной стране лидер, например, Батыров, выезжает во все районы, где компактно проживают узбеки, и начинает собирать там людей и вести разные разговоры, а потом у себя в Университете организует узбекские митинги - как это воспринимать?

Люди должны понимать, в какой стране или в каком государстве проживают, и контролировать то, что они говорят. Одно дело, если это мононациональное государство, другое - если многонациональное, такое, как наше. Тем более если есть титульная нация, именем которой названа страна, и численность которой преобладает в этой стране… А ты начинаешь собирать людей, организовывать движение и партию на этнической основе, говорить на митингах…

- Что он говорил, вы выяснили?

- Да, есть видеоматериалы, которые мы не один раз просмотрели и на заседаниях Комиссии, и я дома еще раз их пересматривал, чтобы не ошибиться. Я сам филолог, специалист по киргизскому языку и литературе, но я хорошо знаю узбекский язык. Не в совершенстве - но многое понимаю. Кроме того, у нас есть заключение лингвистической экспертизы, проведенной по поручению прокуратуры.

Так вот, братья-узбеки в лице Батырова и других не требовали автономии, они ничего не говорили о сепаратизме. Но если смотреть объективно, то на этих митингах были попытки разжигания межнациональной розни, а это уже статья Уголовного кодекса. Люди собирались в местах компактного проживания узбеков, а Батыров повторял везде, что, мол, киргизы так живут, у киргизов так… Он противопоставлял узбеков и киргизов.

И постоянно выдвигал какие-то требования, хотя сам он - человек не бедный, в Кыргызстане ведь созданы благоприятные условия для бизнеса. В соседних странах, например, никто не позволяет себе так выступать.

- По-вашему, вина лежит на Батырове и других узбекских лидерах, которые требовали официального статуса узбекского языка и увеличения представительства узбеков в органах власти. Что в этих политических требованиях экстремистского?

- Они могли эти требования оформить в законном порядке, не устраивая только узбекских митингов, могли пригласить для обсуждения киргизов, сказать: дорогие братья-киргизы, поймите нас… Но они собирали только своих. Они организовывались по этническому принципу, организовали свое движение, партию, потом - штабы и дружины, они об этом сами говорили. Я изучал материалы, я достаточно хорошо понимаю узбекский язык. Там были не только попытки, но и факты создания вооруженных формирований.

- Есть доказательства?

- Да, и не только видео. Эти факты были, особенно в Джалал-Абаде. Я не одобряю, когда кто-то собирается по национальному признаку. Когда люди собираются по этому принципу, вооружаются, создают вооруженное формирование и выдвигают требования… Хотя насчет языка их можно понять…

- Вы говорили, что «свержение Бакиева и последовавшие за этим кадровая чехарда и борьба за власть старой и новой элиты были восприняты экстремистски настроенной узбекской общиной как возможность продвижения во власть узбеков»…

- Да, я это подтверждаю, это имело место, это соответствует реальности.

- И что в этом плохого? Мы же боремся, например, за равное представительство женщин во власти, почему не бороться за равное представительство людей разных национальностей? И почему, когда киргизы собираются на митинг возле Белого дома с политическими требованиями, - это воспринимается как народная воля, а когда узбеки собираются на митинг и требуют нормальных политических условий - это тут же называют экстремизмом и разжиганием межнациональной розни?

- Эти ваши аргументы я всегда поддерживал, это нормальные вещи, о том же говорится и в заключении нашей Комиссии. Но выполнения этих требований нельзя добиваться созданием политических структур и вооруженных формирований. Есть протест, а есть восстание. Как говорят, почувствуйте разницу.

- То есть именно эти вооруженные формирования вызвали протест киргизского населения и спровоцировали межэтнические столкновения и рейдерство киргизского криминала?

- Да, и это тоже. Я понимаю, что узбеки хотели принимать участие в политической жизни страны, но они «перешли границу», когда Кадыржан Батыров принял участие в поджоге дома Бакиева и особенно - в поджоге национального флага Кыргызской Республики. У каждого нормального человека, у каждого народа есть достоинство, и оно не позволяет терпеть такие вещи. После этого фаза узбеко-киргизских отношений изменилась, мы так и пишем, что политическое противостояние переросло в этническое именно после поджога. Здесь уже были задеты национальные чувства.

- У вас есть доказательства участия Кадыржана Батырова в поджоге дома Курманбека Бакиева в селе Тейит?

- Да, у нас есть официальная информация от правоохранительных органов и Генпрокуратуры. Кроме того, Комиссия посетила село Тейит, у нас есть аудио-, видеозаписи и фотодокументы. Да, подтверждено, был такой факт.

- Но дом Бакиева поджигали не как дом кыргыза, а как дом президента, с которым боролись, почему поджог дома стал событием, после которого началась новая фаза узбеко-киргизских отношений?

- Фактически в те дни, после 7 апреля, Бакиев уже не был главой государства. Мы не связываем поджог дома с президентством… Но речь идет не о поджоге дома, а о поругании национального флага. Это символ народа и нации, это святая вещь…

- Минутку. Флаг Кыргызстана не может быть символом нации, поскольку Кыргызстан - многонациональное государство. Батыров - гражданин Кыргызстана, и это такой же его флаг, как и ваш. Почему, когда Батыров поджигает флаг (даже если у вас есть доказательства), это трактуется как оскорбление киргизов, а не как оскорбление государства? Почему вы думаете, что он хотел оскорбить киргизов, а не государство, символом которого был Бакиев?

- Пожалуй, Вы правы. Нация и государство обычно понимаются в единстве, в Европе и США они даже синонимы. Поэтому в таком контексте вина Кадыржана Батырова еще более усиливается.

Как заявил на обсуждении в Жогорку Кенеше (парламенте) Абдыганы Эркебаев, «для сбора фактов и доказательств мы встречались с участниками и свидетелями событий, изучили фото и видеоматериалы, изучали публикации в СМИ России, Казахстана и Узбекистана, сообщения информагентств. Мы готовы ответить за каждое слово. Недоказанные вещи мы не включали в отчет». Однако неточности, которые заметила редакция «Ферганы», говорят о небрежности во время подготовки отчета и заставляют сомневаться в добросовестности остальных доказательств.
- Вопрос по участию Бакиевых в июньских событиях. Вы говорили, что «Максим и Жаныш вели переговоры с религиозными деятелями за рубежом и в Таджикистане, их причастность достаточно сильная». Вы говорили, что были использованы криминальные элементы, связанные с наркотрафиком, причем не только южные, но и северные. У вас есть доказательства?

- Мы ссылались на материалы Службы национальной безопасности и на публикации СМИ. У нас нет технических возможностей вести оперативно-розыскную работу.

- А доказательства присутствия в событиях «третьей силы»? Независимая комиссия Турсунбека Акуна утверждает, что третьей силы не было, а вы говорите, что была…

- В справке Турсунбека Акуна говорится о том, что были третьи силы из Узбекистана, и они хотели свалить Каримова. Мы это не утверждаем. Официальные власти не принимали участия в этих вещах, наоборот, мы должны сказать «спасибо», что власти Узбекистана не дали распространиться этим событиям по всей Ферганской долине. Мы не разделяем позицию Комиссии Турсунбека Акуна.

В своем заключении мы говорили, что есть отдельные факты, подтверждающие наличие «третьей силы», но в целом эти вещи нуждаются в дополнительном изучении. Для этого надо, чтобы наши официальные власти и спецслужбы Узбекистана, Таджикистана, России и США провели совместное расследование, в том числе с участием новой парламентской комиссии. Этот вопрос остается открытым, он требует дальнейшего расследования.

Во время обсуждения в парламенте депутат Камчибек Ташиев спросил А.Эркебаева о причастности к событиям на юге наемных снайперов. Эркебаев ответил, что доказательств их причастности нет. Тогда Ташиев задал тот же вопрос главе Государственного комитета национальной безопасности Кенешбеку Душебаеву. «У нас есть материалы, касающиеся иностранных наемников, сколько их было, из каких стран, и все они находятся у Комиссии, - ответил Душебаев. - Семь человек были депортированы». Эркебаев снова отметил, что утверждения о семи террористах не были доказаны.
- Вы говорите об ответственности временного правительства, МВД, органов нацбезопасности и прокуратуры. Вы называете четыре фамилии: Бекназарова, Исакова, Шерниязова, Душебаева, - и говорите, что губернаторы, мэры южных городов и акимы районов тоже ответственны за произошедшее. А остальные члены временного правительства, в том числе и вы сами?

- Я был единственным членом временного правительства, кто не занимал никакую должность, не работал за зарплату. Но тем не менее, я был в числе тех, кто был задержан и арестован в апреле, я был в числе тех, кто был во Временном правительстве. Из лучших побуждений я возглавил две комиссии: по расследованию апрельских и майский событий, и по расследованию июньских, я не жалею об этом и не отказываюсь от ответственности.

И сейчас, и раньше я говорил, что когда человек находится во власти, он берет на себя ответственность за все, что происходит, и хорошее, и плохое. Я тоже чувствую моральную и политическую ответственность за произошедшее. Однако я взываю к совести и других членов Временного правительства: мы взяли власть, мы были во власти, так давайте будем за это отвечать. Я очень деликатно и корректно говорю о мере политической ответственности.

- То есть в целом Национальная комиссия считает, что виноваты все, но называются четыре фамилии?

- Мы все несем моральную и политическую ответственность, в том числе и президент Роза Отунбаева. Но они (Бекназаров, Исаков, Шерниязов, Душебаев) возглавляли силовой блок и конкретно отвечали за то, чтобы не допустить эти события.

На заседании парламента 20 января я показывал «Слово Кыргызстана» от 18 июня с обращением Временного правительства, с которым я согласен, хотя и не принимал участие в его составлении. Там отмечаются три вещи: во-первых, мы виноваты в произошедшем в нашей стране. Во-вторых, мы готовы исправить это. В-третьих, готовы нести за это ответственность.

Как заметил К.Душебаев, «спецслужбы не смогли предотвратить межэтнический конфликт на юге, потому что готовились к дате 22 июня 2010 года, ведь именно эта дата была озвучена в перехваченном нами телефонном разговоре Максима Бакиева и Жаныша Бакиева». Душебаев добавил также, что органами безопасности проводилась работа по предотвращению межнациональных конфликтов. Так, только в апреле и мае органами безопасности было локализовано 139 мелких межнациональных конфликтов.
Такова реальность. 27 июня люди оказали Розе Отунбаевой доверие, она имеет мандат народа, Исмаил Исаков стал депутатом Жогорку Кенеша, тоже имеет народное доверие, когда мы говорим об ответственности, мы не говорим об отставках. Но есть вопрос морально-политической ответственности. Я подержал их и был вместе с ними, тем не менее, я тоже несу ответственность, я признаю свою вину за то, что произошло в Кыргызстане, когда столько людей погибло, столько было ранено, пострадал имидж нашей страны. Я глубоко переживаю за это, и поэтому дал согласие возглавить комиссии по расследованию: я считаю своим человеческим и гражданским долгом разобраться во всем и честно сказать народу о том, что произошло. За время обсуждения в парламенте мне наговорили много разного, в том числе и нелицеприятного, но это нормально. Да и СМИ по-разному оценивали ситуацию - и это тоже нормально, нужно уважать мнение каждого человека, если он не нарушает закон и не агрессивен.

- В концепцию программы по этнической политике, которую, по вашему мнению, необходимо принять, будут входить придание официального статуса узбекскому языку, квотирование мест в органах власти по национальному принципу?

- Что касается представительства узбеков во власти, то здесь я понимаю и полностью поддерживаю их требования, если они будут адекватно выражены.

Что касается языка… Я филолог, еще при Советском Союзе я возглавлял Институт языка и литературы и руководил группой по созданию закона о государственном языке. Киргизский и узбекский языки родственны и очень близки, я общаюсь с узбеками без переводчика. И поэтому я считаю, что пока нет необходимости в придании узбекскому языку статуса официального. Другое дело, что братья-узбеки должны иметь возможность в полной мере использовать свой родной язык, и все это должно быть закреплено в законе.

- Подождите. Согласно переписи населения 2009 года, и эти данные есть в Заключении Комиссии, в Кыргызстане проживают 71 процент киргизов, 14.3 процента узбеков, 7.8 процента русских и 6.9 процента представителей других национальностей. Почему русский язык имеет статус официального, а дать такой же статус узбекскому «пока нет необходимости»? Я не понимаю логики.

- Я уже говорил, что киргизский и узбекский языки родственны, очень близки, входя в группу тюркских языков. Другое дело – русский язык. Он совершенно отличен от кыргызского. И исторически русский язык всегда выступал в роли официального, как язык межнационального общения.

- Как еще должен решаться узбекский вопрос?

- Мы должны осознать две вещи. Во-первых, все люди равны по праву рождения. Во-вторых, мы живем в одной стране, в одном государстве - Кыргызстане, мы должны уважать эту страну и это государство и жить согласно ее законам и Конституции. При этом, если есть проблемы, то надо действовать исключительно мирно и по закону, не создавая нелегальные структуры и, тем более, вооруженные формирования, которые запрещены законом.

* * *

От «Ферганы»: Мы приветствуем тот факт, что расследование, проводимое Национальной Комиссией, закончено, и заключение представлено президенту Кыргызстана. Нам кажется странным, что две авторитетные национальные комиссии (Нацкомиссия под председательством А.Эркебаева и Независимая комиссия под председателем омбудсмена Т.Акуна), пользуясь практически одними и теми же материалами и документами, пришли к различным выводам. Из этого следует, что либо информация, предоставленная комиссиям Генпрокуратурой, органами Госбезопасности и представителями власти, не является бесспорно доказанной, либо эта информация предоставлялась выборочно, либо уважаемые комиссии имеют различные представления о том, что можно считать доказательством, а что - нет.

Это значит, что у комиссий нет единых юридических критериев, а члены комиссии руководствовались собственными интуитивными представлениями о справедливости, доказательствах и праве. Что странно в государстве, где есть законы и Конституция.

Интересно будет послушать, к каким выводам придет Международная комиссия по исследованию июньских событий, возглавляемая финским политиком Киммо Кильюненом.

И еще, что хотелось бы отметить. Официальный статус русского языка в Кыргызстане обусловлен историей региона и политической конъюнктурой. Но когда председатель Нацкомиссии г-н Эркебаев заявляет, что нет необходимости дать узбекскому языку официальный статус, потому что киргизы и без того прекрасно понимают братьев-узбеков, это звучит странно. Нам кажется, что официальный статус одного из языков в многонациональном государстве не должен зависеть от того, понимают этот язык киргизы или нет. Статус узбекского языка должен зависеть не от того, насколько титульной нации легко или трудно понимать узбеков, а от количества граждан, говорящих на этом языке, - а узбеков, заметим, в Кыргызстане почти вдвое больше, чем русских.

И нежелание придать статус языку выглядит как нежелание признать узбеков и узбекоговорящих полноправными гражданами Кыргызстана.

Та же история - с флагом Кыргызстана. То, что преступление К.Батырова, если оно доказано, факт сожжения национального флага воспринимается именно как оскорбление национального достоинства, а не государства, означает, что в сознании людей Кыргызстан есть именно киргизское государство, а все слова о многонациональной стране и дружбе народов рассеиваются в дым.

И то, что эти представления транслирует один из самых образованных людей Кыргызстана, представитель интеллектуальной элиты страны, - довольно печально.

Екатерина Иващенко, Мария Яновская

Международное информационное агентство «Фергана»