Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

"Шик" - не лучший фильм Худойназарова, хотя сам режиссер относится к нему хорошо

15.07.2003 00:00 msk, Михаил Трофименков

История

Режиссерский темперамент Бахтиера Худойназарова, таджика, после первого же фильма в одночасье ставшего - притом совершенно заслуженно - баловнем международных фестивалей, совсем иного свойства. После "Лунного папы" его прозвали "центральноазиатским Кустурицей": не потому, что он имитирует югославского гения, а потому, что они смотрят на мир одинаково, как на карусель, балаган, чреватый смертью, рискованную игру, свадьбу пополам с поминками. К сожалению, "Шик" (2003 ***) не лучший фильм Худойназарова, хотя сам он относится к нему с нежностью, считает едва не лучшим своим опусом и совершенно искренне посвящает друзьям своей юности. Трое охламонов с южного побережья Крыма, каждый со своими семейными проблемами и комплексами (типа один хочет мачеху, а другой - набить морду отцу, которого никогда в жизни не видел), вожделеют шикарный костюм, выставленный в витрине ялтинского бутика. Украсть не удается: заработав энную сумму невнятным, но явно криминальным способом, они его покупают и носят по очереди, пытаясь вышеупомянутые проблемы разрешить, а комплексы - снять. Короче говоря, еще один фильм о половом созревании и босоногом детстве, крымский "Амаркорд". В том, что "Шик" похож на десятки других фильмов на ту же тему, ничего плохого нет. Тема вечная. Пока существует кино, будут появляться все новые и новые "Амаркорды", это уже полноценный киножанр. Беда в том, что в "Шике" заложено противоречие между жанром и фактурой. Все реалии - сугубо современные: от моделей автомобилей на улице до вещевых рынков. Но ведут себя герои так, словно вокруг них сплошные "Победы" и сельпо. Все, что они делают, все, чем дышат, было бы уместно в ретродраме годах этак о пятидесятых. Начиная с главного. С костюма: невозможно поверить, что именно этот символ давно ушедших в прошлое представлений о респектабельности в такой степени владеет умами современных подростков. В какой бы дыре они ни жили, они должны были бы, по логике вещей, мечтать, ну, не о BMV, но хотя бы о "косухе", о "казаках", наконец, о примочке какой-нибудь музыкальной. И снято все хорошо, и сентиментальность уместна, и молодые актеры очаровательны, и Ингеборга Дапкунайте, похотливая мачеха, сыграла здесь одну из лучших своих ролей, а все не то.