23 Февраль 2020



Новости Центральной Азии

Самаркандская арт-галерея "Альфия" проводит выставку в Новосибирске

21.07.2003 00:00 msk, Яна Колесинская

История

В самый жаркий день июля в Новосибирском краеведческом музее открылась выставка "Шелковый ветер из Самарканда", которая представила натуральные шелка и изделия из них арт-галереи "Альфия".

Нам бы сейчас поплавать на айсберге, полопать пломбир в компании белого медвежонка Умки. Нам бы окунуться в воды Северного Ледовитого океана да порезвиться с тюленями. Нам бы покружиться на огромной карусели в виде вентилятора, разгоняющего пустынный зной. А тут - разнотравье платков и покрывал в оттенках июля, яркие, вызывающие вышивки - "сюзане", традиционная ручная узбекская набойка на хлопке, праздничные скатерти с набивным рисунком из абровых тканей "Икат", добытые на ургутском базаре под Самаркандом, куда они попали из далеких, прокаленных солнцем стран. Сибирская зима, морозная, снежная, забыта, отправлена в запасники.

- Договариваясь о выставке, мы с самого начала имели в виду лето, - объясняет заведующая выставочными залами музея Раиса Кипнис. - И не только потому, что она вписывается в это время года. Наши самые удачные проекты всегда осуществляются летом. Мертвый сезон в музее - ноябрь, декабрь, когда совсем нет посетителей.

Июльская выставка попала в струю. В музей стеклась прекрасная половина Новосибирска - те, кто любит мечтать о старинных городах, листать журналы мод, примерять новые кофточки, обсуждать с подругами прелести шифоновых рюшек и кружевных воротничков. Примеряли шазюбль - расписанные вручную халаты; прикидывали на себя невесомые косынки из тончайшего шелка, которые можно уместить в скорлупе ореха, - пляжную мечту о платках-порео. И если кого-то не прельстили кричащие цвета узбекского спектра, все эти оранжевые подтеки на фиолетовых сполохах, то другие добровольно попали в плен самаркандского модельера Натальи Никитиной, которую расспрашивали о тонкостях ее профессионального мастерства.

Все восточное искусство исполнено сакрального смысла. Наталья Никитина занимается изучением древней символики орнамента и разработкой повествовательного дизайна. Соль придуманной ею модели военного костюма "Афганец" из плотной ткани, крашенной маньчжурским орехом, - строгий коричневый орнамент. Это не просто узоры, но текст зашифрованной восточной мудрости. Она гласит: "Рука, взявшая боевой топор, - как огниво, поднесенное к сухим веткам. Лучше этими руками построить юрту". Ее дополняет метафора - знак-символ на плече: "Узника, закованного в кандалы, посещают только вороны".

Возникшие из тысячелетней восточной традиции и отражающие тенденции современной моды, костюмы Натальи Никитиной развернулись и заиграли на наших сибирских моделях, что вышли на импровизированный подиум музея. Это были фантазии из "Тысячи и одной ночи": расписанные серебристыми письменами мягкие ичиги - сапоги для дома, незамысловатые кауши - кожаные туфли с заниженной пяткой, необычные чалмы, веревочные шапки и мерцающие предзакатным солнцем тюбетейки, деревянные печати на крашеном шелке - приспущенные плечи и заниженная талия в стиле "модерн". О парандже не вспоминали.

Искусствовед Елена Ладик поведала, что местные жительницы в моде консервативны; такие коллекции - предмет восхищения европейских туристов. Даже утонченная особа, каковой явилась супруга английского посла, запала на восточные шелка. Будучи в гостях в Самарканде, примерила сказочный наряд и не пожелала с ним расстаться. С тех пор она стала постоянной клиенткой галереи "Альфия". А наши сибирские дамы купили на выставке кошельки и сумочки с восточной вышивкой, не преминув обратиться к Наталье Никитиной за расшифровкой смысла.

Еще одно ее изобретение - паруса шелкового корабля. Их вымачивали в растворе желатина, подвешивали между стульев, чтобы придать определенную форму. К открытию выставки ветер из Самарканда надул паруса, и бригантина заскользила навстречу сибирячкам.