Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Бывший посол Великобритании в Узбекистане Крейг Мюррей дал интервью ИА "Фергана.Ру"

24.11.2004 10:27 msk, Фергана.Ру

Интервью
Бывший посол Великобритании в Узбекистане Крейг Мюррей дал интервью ИА "Фергана.Ру"

Отозванный "Форин Офисом" из Ташкента, бывший посол Великобритании в Узбекистане Крейг Мюррей в последний год часто попадал в новостные сообщения ведущих информагентств мира. Жесткая позиция господина Мюррея по отношению к проблеме нарушений прав человека в Узбекистане многократно озвучена им в интервью и выступлениях перед самой разной аудиторией. 8 ноября текущего года Крейг Мюррей выступил с речью в Королевском институте международных отношений, более известном как Chatham House. В своём выступлении господин Мюррей подверг резкой критике власти Узбекистана и проводимую ими политику, обратил внимание на непрекращающиеся нарушения демократических принципов, пытки заключённых в тюрьмах, повсеместную коррумпированность чиновников, катастрофическое состояние сельского хозяйства, приписки в статистической отчётности.

Мы публикуем краткое интервью бывшего посла Великобритании в Узбекистане, данное им корреспонденту ИА "Фергана.Ру" по электронной почте.

Фергана.Ру: Уважаемый господин Мюррей, благодарим Вас за предоставленную возможность задать Вам несколько вопросов. Расскажите, пожалуйста, о Вашем образовании и профессиональном опыте до того, как Вы были назначены на работу в Узбекистан.

Крейг Мюррей: Я прибыл в Ташкент, побывав заместителем верховного комиссионера в Гане. До этого я был первым секретарем (по политическим вопросам) в британском посольстве в Польше. Я был дипломатом 20 лет, и до начала дипломатической карьеры в течение двух лет я был президентом Студенческого союза моего университета. Я окончил университет со степенью магистра по истории Шотландии.

Фергана.Ру: Говорите ли Вы по-узбекски?

Крейг Мюррей: Я не говорю по-узбекски.

Фергана.Ру: По-русски?

Крейг Мюррей: До приезда в Узбекистан я занимался русским языком полгода. Я хорошо понимаю русский и плохо на нем говорю.

Фергана.Ру: В каких городах и районах Узбекистана Вам приходилось бывать?

Крейг Мюррей: Я побывал во всех областях Узбекистана, и, кажется, во всех его городах, а также во множестве городков и сельских районах.

Фергана.Ру: Знали ли Вы об узбекской истории и о том, что происходит в нынешнем Узбекистане до того, как были назначены послом в эту страну?

Крейг Мюррей: Меня всегда интересовала история Центральной Азии, как периода соперничества Британии и России в «Большой игре», так и времени древних цивилизаций вроде Согдианы и Бактрии. До приезда в Узбекистан я не знал, что он был одним из центров расцвета исламской культуры во время, которое в Европе называлось поздним средневековьем. О современном Узбекистане я знал только в теории – о его геостратегическом значении и советском наследии, но мои знания оставались теоретическими до самого приезда.

Фергана.Ру: Какие из национальных черт узбеков Вы могли бы отметить, как самые яркие, наиболее бросающиеся в глаза (не важно – положительные или отрицательные)?

Крейг Мюррей: Узбеки – очень гостеприимный и работящий народ. У них хорошее чувство юмора. С отрицательной стороны, у них отсутствует ощущение общей солидарности и взаимного доверия.

Фергана.Ру: В своем выступлении в начале ноября Вы упоминали о британских компаниях, частично лишенных в Узбекистане собственности. Почему этой информации нет в открытых русско- или узбекскоязычных источниках и не хотели бы Вы предать ее более широкой огласке?

Крейг Мюррей: Зачастую компании не хотят обнародовать свои трудности в тех случаях, когда это может повредить доверию общественности к ним, или потому что они надеются уладить проблемы частным образом, часто прибегая к взяткам или коррупции. Но когда они открыто говорят о своих проблемах, как это недавно было с БАТ (British – American Tobacco), узбекские СМИ эти темы не освещают, потому что в раю у Каримова все в порядке.

Фергана.Ру: В своем выступлении Вы упомянули о наркотрафике на узбекско-афганской границе, о том, что власти Узбекистана получают наркотики от афганского полевого командира Дустума. Это серьезное обвинение, которое, будучи доказанным, могло бы сказаться на международной репутации Узбекистана. Есть ли у Вас такие доказательства?

Крейг Мюррей: Любой может встать на дороге из Термеза и увидеть машины генерала Дустума, а также принадлежащие узбекским властям, которые стремительно проносятся мимо таможенных постов без остановки, тогда как грузовики ООН и других организаций могут быть заблокированы неделями.

В отличие от других послов, я не прятался за стенами посольства и спинами охраны в гостинице Интерконтиненталь и Гольф-Клубе. Я разъезжал по городам и селам, пил в ташкентских ночных клубах. Я завел множество знакомств в очень интересных местах: помните, что младшие офисные служащие и даже уборщицы, знают о делах своего начальника гораздо больше, чем тот предполагает. Я выявил людей, которые действительно имели доступ к точной информации, и чьему слову я мог доверять. Конечно же, я не могу называть свои источники, потому что боюсь действий, направленных против них. Это серьезное обвинение, и я уверен, что оно правдиво.

Фергана.Ру: Что Вы можете сказать о деятельности узбекского правозащитника Михаила Ардзинова, который организовывал пикеты перед посольством Великобритании в Ташкенте и требовал Вашего изгнания?

Крейг Мюррей: Я думаю, что случай с Михаилом Ардзиновым очень печален. Когда-то он был смелым человеком, но потом стал орудием СНБ (Служба Национальной Безопасности Узбекистана. – прим. ИА «Фергана.Ру»). Я не знаю, был ли это подкуп или шантаж, но мне его жаль.

Фергана.Ру: Как Вы оцениваете деятельность узбекской оппозиции - как внутри страны, так и за ее пределами?

Крейг Мюррей: Позор, что настоящие оппозиционные партии не были допущены к выборам в парламент. Этот факт сам по себе показывает, насколько ложны заявления о том, что Узбекистан прогрессирует в сторону демократии.

Я рад, что узбекские демократические силы все больше работают друг с другом, а не друг против друга. Многое из сделанного ими впечатляет, особенно их использование Интернет. Те, кто [действует] внутри страны, гораздо смелее, и я их глубоко уважаю.

Фергана.Ру: Считаете ли Вы допустимыми методы вооруженного восстания для достижения целей захвата власти в условиях, когда политические приемы борьбы невозможны?

Крейг Мюррей: В целом я против насилия. Тем не менее, в условиях полного отсутствия демократии и основных свобод не всегда неправильно поднять оружие против жестокой диктатуры. Но беспорядочные террористические акты никогда не оправданы.

Фергана.Ру: Каков Ваш прогноз на ближайшее будущее в Узбекистане? Велика ли опасность социального взрыва, вызванного экономическими неудачами правительства? Активизации исламского экстремизма?

Крейг Мюррей: Мне не нравится предсказывать будущее. Но если правительство Узбекистана не начнет крупные перемены в экономике и политике, будущее принесет усиление насилия и отчаяния, и в конце концов приведет к росту насилия и исламского фундаментализма.

Фергана.Ру: Бывали ли Вы в России? Как Вы относитесь к позиции Кремля по вопросу соблюдения прав человека в Центральной Азии (если эта позиция Вам известна)?

Крейг Мюррей: Я бывал в России. Я думаю, что существует реальная опасность усиления Путиным и Каримовым отношений, основанных на репрессиях и угрозе от общего исламского «врага». Но в более широком смысле, я считаю, что близкие узбекско-российские отношения естественны и необходимы.

Фергана.Ру: Можете ли Вы сравнить Узбекистан с другими республиками Центральной Азии по уровню развития институтов гражданского общества, экономики и прочее? В чью пользу сравнение?

Крейг Мюррей: К сожалению, Узбекистан и Туркменистан отстают от других [центральноазиатских стран] в социальном, политическом и экономическом развитии.

Фергана.Ру: Отдаете ли Вы себе отчет в том, что открытая критика страны пребывания расходится с общепринятой ролью главы дипломатической миссии? Или Вы считаете, что посол должен всегда открыто заявлять о самых серьезных проблемах?

Крейг Мюррей: До моего приезда британское правительство руководствовалось классической «тихой дипломатией». И какими были ее результаты? В Узбекистане не наблюдалось никакого прогресса, скорее, наоборот. В нормальной ситуации для посла нет необходимости открыто высказывать критику. Но когда правительство ведет страну к катастрофе, положение меняется.

Фергана.Ру: Как Вы относитесь к муссируемой в узбекских СМИ теме "национальных особенностей" узбеков, уникальной культурно-исторической почвы Узбекистана, на которую не переносятся слепо западные стандарты демократии?

Крейг Мюррей: Бедные люди никогда не прибегают к этим отговоркам. Они угнетены самыми богатыми, семьей Каримова и их друзьями по режиму, для которых само существование властных структур служит оправданием для собственного обогащения. Если народы Ганы или Индии могут жить в условиях успешной демократии, значит ли это, что узбекский народ глупее? Нет, узбекский народ вполне способен жить в демократии. Я категорически отвергаю подобный культурный релятивизм.

Фергана.Ру: Вы проработали в Ташкенте всего два года. Остались ли у Вас друзья в этом городе? Хотели бы Вы приезжать в Узбекистан в частном порядке?

Крейг Мюррей: У меня множество хороших друзей, и я с удовольствием хотел бы вернуться.

Фергана.Ру: Каковы Ваши планы на будущее? Продолжите ли Вы работать в Форин-офисе?

Крейг Мюррей: Я не думаю, что Форин Офис нуждается в служащем с избытком принципов!..

© Перевод ИА "Фергана.Ру"