Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Идеологическая пушка Ислама Каримова. Новая мишень – радиостанция «Озодлик»

10.06.2005 13:25 msk, Шухрат Улугзода, журналист (Арена)

Трагические события в Андижане породили целый жанр в современной узбекской публицистике – яростные нападки на тех, кто осмелился рассказать правду о произошедшем в этом городе или хотя бы просто высказать мнение, отличное от официального. Республиканские газеты полны статей, в которых самыми черными красками обрисовываются происки журналистов, передающих «недостоверную информацию». «Предатели родины», «провокаторы», «лжецы» - это еще не самые грубые эпитеты, которыми награждаются сотрудники независимых СМИ, побывавшие в Андижане, закрытом ныне для прессы, и рассказавшие о том, что видели там своими глазами. При этом очевидно, что сами авторы подобных писаний в этом городе не были, а все свои сведения о произошедших событиях почерпнули единым пакетом из источника, характер которого не вызывает сомнений.

Публикация подобных «идеологически выдержанных» материалов осуществляется так. В редакцию являются сотрудники службы национальной безопасности (СНБ) и вручают редактору тексты подготовленных статей. Кто является их авторами, неизвестно, поскольку почти все они предпочитают укрываться за псевдонимами. Однако отказать в публикации этих анонимок ни один редактор не может, каково бы ни было его собственное к ним отношение: иначе он будет просто уволен с работы.

Ниже приводится материал, который девятого июня был напечатан в ташкентской газете «Зеркало XXI». Показательно, что сотрудникам редакции под угрозой увольнения запретили рассказывать, откуда он появился в газете и расспрашивать, кто его настоящий автор. Ниже публикуется полный текст статьи.

«Свободный» вымысел – их кредо…

Слово – великое благо. Недаром говорят, что слово острее ножа. А в XXI веке – веке информационных технологий, слово, информация становятся сильнее ядерного оружия.

Это еще раз подтверждает необъективное освещение андижанских событий некоторыми зарубежными средствами массовой информации. Наблюдения показывают, что некоторые из них совершенные в Андижане террористические акты называют «акцией протеста населения», распространяют вымысел и клевету о том, что были расстреляны представители мирного населения. Односторонняя оценка этих событий до получения официальных следственных заключений ни что иное, как введение в заблуждение мировой общественности и жителей нашей страны, попытка пробудить недоверие к демократическим процессам в Узбекистане.

Представители некоторых международных средств массовой информации, выдающие себя за «правозащитников», превращающих какие-то небылицы, безосновательную клевету в кампанейщину, во многих случаях почему-то «забывают» о том, что люди, так называемые участники «мирной демонстрации» были хорошо вооружены, осуществили нападение на военную часть, совершили кровопролитие, выпустили на свободу террористов и убийц.

Об этом можно сказать и на примере распространенной и распространяемой со стороны радио «Озодлик» («Свобода») информации об андижанских событиях.

Слушая данную радиостанцию, поражаешься распространяемым ими сведениям. Эта радиостанция, финансируемая ЦРУ США, основной целью которой в свое время был распад бывшего СССР, теперь кажется переориентировалась на пробуждение паники и хаоса среди населения молодых независимых государств. В противном случае в эфире «Озодлик» не звучали бы различные небылицы и вымысел.

Обратите внимание на информацию радиостанции об андижанских событиях.

«Силы безопасности Узбекистана открыли огонь против акции протеста в Андижане» (13 мая). «В результате обстрела правительственными войсками в Андижане много человеческих жертв. Число погибших исчисляется тысячами» (15 мая).

Значит, взятие людей в заложники, покушение на жизнь невинных жителей, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, освобождение из тюрем опасных преступников называется «мирной демонстрацией»? Ведь это не что иное, как террористический акт!

В информации радиостанции почему-то андижанские события описываются с огромным преувеличением: «Андижанское восстание», «Андижанский мятеж», «Насилие, убийства, кровопролитие в Андижане…» Подобные эпитеты можно еще продолжить. Огорчительно то, что ни у одного радиожурналиста, побывавшего на месте события, не ощущается чувства горести по произошедшим трагическим событиям, сострадания и соболезнования близким погибших людей.

Ясно одно: в Андижане не было восстания. Народ не вышел с протестом на улицы. Напротив, осуществила вылазку группа боевиков, нелегально поставившая со стороны оружие, которое готовилось к данным злодеяниям в течение 5-6 месяцев. Они пытались повторить в Узбекистане «сценарий» событий, произошедших в соседнем государстве. Однако народ их не поддержал.

Информация о том, что военные стреляли в мирное население – это безосновательный вымысел. Неужели для администраторов радио настолько трудно отличить правду от клеветы?

Некоторые сведения, распространенные радиожурналистами, свидетельствуют об их поверхностном знании духовности и ценностях узбекского народа: «Трупы убитых солдаты тайком вывозят на окраину города, на массив Баги-Шамал, и там закапывают».

Ну, скажите сами: разве узбек может совершить подобное? Ведь узбекский народ не посмеет в одну могилу похоронить два трупа, и имеет своеобразные обряды и традиции, почитающие прах усопших. Разве это не оскорбление нации?!

Корреспондент радио 16 мая рассказывает: «Вооруженные солдаты на моих глазах грубо обращались с пожилым аксакалом 65-70 лет, угрожая автоматом, прогоняют его».

Продолжая свои комментарии, журналист говорит: «14 мая у здания хокимията военные расстреляли девочку, учащуюся 4-го класса…»

Радиожурналист без зазрения совести, хладнокровно сообщает эту информацию, будто он сам был свидетелем всего этого. Не знаю, кто может поверить таким словам Тургунбека?! Из каких «достоверных источников» он мог взять это?! Кто видел, чтобы узбек застрелил безоружного гражданина, девочку-четвероклассницу?! Это абсурд! Если ты журналист, это не значит, что ты можешь говорить все что угодно.

Обратите внимание на диалог двух журналистов «Озодлик» - Зебунисо и Тургунбека:

« - Тургунбек, кто управляет городом, кто контролирует обстановку?

- Зебунисо, для того, чтобы узнать, кто возглавляет власть, я приблизился к зданию хокимията, но меня туда не пустили. Вокруг здания собралось множество солдат, сотрудников милиции, людей в гражданке.

- Значит, город в руках военных?

- Думаю, что они уже, наверное, отправили в безопасное место своих близких. Однако народ очень недоволен. Должен сказать, что когда сейчас я ехал в такси, в разговоре с одним человеком услышал, что если килограмм картошки стоил 100-150 сумов, то сейчас поднялся до 1200 сумов, также и хлеб повысился в цене, а риса вообще нет».

Естественно, подобный «паникующий» разговор радиожурналистов может вызвать тревогу и опасение среди населения. Однако в действительности это не что иное, как вымысел и клевета. Какому правилу или норме может соответствовать безосновательный, не подтвержденный фактами, предположительный вывод корреспондента зарубежного СМИ о том, что «думаю, что они уже, наверно, давно отправили в безопасное место своих близких»?! Кто вам сказал, что военные отправили в безопасное место своих близких?!

Находившиеся в тот день (16 мая) в городе граждане полностью отвергают подобную информацию. Не знаем, с кем разговаривал Тургунбек, но в тот день в городе были обычные цены на продукты. И небылица то, что повысилась цена на хлеб, и что нет риса! Журналисту надо ссылаться не на разговоры, а на факты! Пошел бы, что ли, на базар и сам убедился…

Огорчительно и то, что собеседники «Озодлик» анонимные, неизвестные лица. Не знаем почему, но многие собеседники не хотят назвать своего имени. По мнению журналиста, чуть ранее этих событий, точнее 8 мая, политолог Камрон Алиев в программе «Курултай» сказал, что «сотрудникам внутренних дел Узбекистана был отдан устный приказ быть готовыми стрелять в народ». Интересно, откуда господин Алиев мог взять такой вымысел? Кто подтвердит это? Несерьезно говорить, что сказал будто кто-то, пришли два милиционера и сказали об этом! Кто возьмет ответственность за такую лживую реплику?! И после того, как вы, такой известный политолог, говорите об этой клевете, а «Озодлик» распространяет ее, каким должно быть отношение к вам?

В целом отношение радиожурналистов к андижанским событиям особенное. Они в своих выступлениях абсолютно не говорят о террористическом акте и боевиках. Вместо этого приводят какие-то неподтвержденные факты. Говорят, будто на улицы вышло 50 тысяч демонстрантов. Будто одна женщина видела, как в КамАЗ загружали трупы. Где здесь точность? Чем эти разговоры отличаются от базарных? Где здесь объективная журналистская позиция?

А.Шайбон (Х.Кутбиддинов) без зазрения совести утверждает, что «У народа по отношению к демонстрантам в Андижане ощущается не чувство ненависти, а наоборот, сильно чувство солидарности» (15 мая).

Что призывает выражать такие мысли радиожурналистов?! Нелегкое это дело – почувствовать общее настроение народа. Настроение одного, двух, пусть десятка человек не может определить состояние всех жителей. Хотя бы из уважения к своей родной андижанской земле не спешили делать опрометчивые выводы!

«- Тургунбек, люди выходят на улицу или до сих пор, боясь военных, сидят дома? Они так и будут жить в страхе от насилия военнослужащих или у них есть желание проявить свой протест в какой-либо другой форме?»

Несомненно, в контексте данного вопроса есть какие-то определенные цели.

Основным долгом и задачей каждого журналиста, независимо от его нации, вероисповедания, убеждений, является работа, опирающаяся только на факты и еще раз на факты. Корреспондент в каждую минуту должен глубоко чувствовать ответственность за распространяемую информацию. Лишь только источник информации, действующий на основе этого принципа, может удостоиться доверия народа.

Радио или оппозиция?

Анализируя программы радио «Озодлик», трудно найти какую-либо объективно освещенную ситуацию. Раньше не раз в них распространялись подобные безосновательные сведения и клевета. Если помните, в 1999-2000 годах радио «Озодлик» стало «трибуной» для исламских экстремистов – Тахира Юлдаша и Джумы Намангани.

Не стоит далеко ходить: 28 апреля этого года был передан материал корреспондента по Ферганской долине Носира Зокира о том, что среди работников акционерного общества Шурсувского горно-металлургического комбината Ферганской области, объявивших протест, один умер от голодовки. Однако во время журналистского расследования данный факт не подтвердился. Корреспонденты «Озодлик» привыкли распространять подобные лживые факты. Они даже могут живого человека выдать за мертвого.

Нет ни одной передачи радио, чтобы не передавались мнения «лиц», считающих себя представителями «оппозиции» или «правозащитником»! Корреспонденты радио, пусть то будет общественно-политическая, культурная или иная сфера, обязательно интересуются мнением этих «независимых экспертов» и на основе этого делают однозначные выводы. Почти во всех ежедневных программах «Озодлик» уделяет особое место призывам «вождей» неофициальных политических партий, не прошедших государственную регистрацию в Узбекистане, преследующих свои корыстные цели.

Возникает естественный вопрос: что, в Узбекистане нет других ученых, специалистов или не найдется граждан, свободно выражающих свои мысли по освещаемой теме?! Почему их аналитические рассуждения не передаются в эфир «Озодлик»?

В целом ощущается возможная взаимосвязь между сотрудниками «Озодлик» и группой лиц, считающих себя оппозицией. Проявляется и взаимодействие в их деятельности.

Освещение тем на радио «Озодлик» также спорны. Здесь речь идет не о сути выбора темы, а о цели, предусмотренной от ее освещения. В программах данного радио вообще не освещаются осуществляемые в Узбекистане демократические реформы, достигаемые в этом направлении позитивные результаты. Напротив, каждое событие или случай преподносятся как трагедия, делается негативный вывод. Преподносится так, что во всем этом виноват существующий строй.

В общем, средства массовой информации должны быть объективными. По сообщению радиожурналиста, руководитель узбекской службы «Озодлик» А.Наджимова требует от своих корреспондентов «раскручивать» только негативные темы, а материалы, освещающие достижения республики, находятся под ее строгой цензурой.

Безусловно, что Узбекистан в переходный период переживает определенные трудности, сталкивается с социально-экономическими проблемами. При этом приветствуется плюрализм мнений по данному вопросу. Однако страна не погрязла в болоте проблем. В стране ускоренно осуществляются демократические реформы. Кто может отрицать созидательную работу, экономические сдвиги?! К сожалению, сотрудники «Озодлик» ничего не говорят об этих успехах, точнее, не хотят говорить, признавать этого. Поэтому их деятельность в большинстве случаев сводится к распространению только лжи и небылиц, затеванию склок.

В письме Т.Останкулова, в течение определенного времени работавшего в узбекской службе «Озодлик», адресованном в редакцию газеты, есть следующие строки:

«Руководство радио «Озодлик» допускает недостойные поступки. Это нельзя объяснить никакими словами. В некоторых сообщениях и репортажах искажается информация, поступающая из областей. Корреспонденты, сокращая интервью граждан, делают монтаж их бесед по своему усмотрению. В сообщениях о жизни Узбекистана нет плюрализма мнений и равновесия. Через «Озодлик» передаются односторонне направленные сообщения, пробуждающие у населения несогласие по отношению к правительству, к действующему конституционному строю. Каждая передача проходит цензуру. Если в сообщении корреспондента нет оппозиционного мнения, то оно не передается в эфир».

Эти фразы свидетельствуют об отношении руководства радиостанции к социально-политическим событиям в Узбекистане.

4 мая 2004 года на интернет-сайте «Арена» была размещена статья «Круглый стол» узбекистанских журналистов и правозащитников в честь Международного дня свободы прессы. В ней по предложению журналиста радио «Озодлик» Х. Кутбиддинова участники «круглого стола» 27 июня – в День работников средств массовой информации решили устроить митинг протеста перед иностранными посольствами в Узбекистане (хотя на этом интернет-сайте Х. Кутбиддинов дал сведения с попыткой оправдаться – ни для кого не секрет, что это предложение принято офисом «Озодлик» и непосредственно исходило от их сотрудников). Неужели подобная открытая пропаганда, направленная на пробуждение массового протеста, входит в задачу «Озодлик»?

Кто работает на станции «Озодлик»?

Всем интересно, почему в узбекском отделении «Озодлик» царит такое настроение? Кто же там работает?

В свое время Т. Останокулов писал: «У корреспондентов радиостанции «Озодлик» нет навыков свободного творчества, они не могут преподносить материал». Действительно, это так. Методы работы на радио не дают возможности для творческих поисков. В пункте 1 договора о сотрудничестве в качестве общественного корреспондента узбекской службы радио говорится:

«Подписавший этот договор общественный корреспондент предоставляет свою продукцию по заказу и рекомендации заказчика. Радио обязуется оплатить работу корреспондента».

Как видно, каждое задание выполняется в соответствии с поручением «заказчика». Какие же интересы у корреспондента? Корреспонденты радиостанции «Озодлик» за 3-минутное вымышленное и преувеличенное сообщение о своей Родине и народе получают 25 тысяч сумов (около 23 долларов – примечание «Арены»). Таким образом, ради наживы они забывают о чаяниях народа, чести нации. Так появляются на свет нелогичные сведения, ложные призывы, авторы которых неизвестны, а в некоторых случаях от имени несуществующих граждан. Цель одна – как бы ни было выполнить «заказ», заработать побольше денег. Чем больше лжи, тем лучше доход… О совести не стоит вспоминать…

Конечно, нельзя назвать всех радиожурналистов распространителями ложной информации, людьми, попирающими честь и достоинство. Среди них есть честные, добросовестно выполняющие свои обязанности профессионалы. Однако среди большинства корреспондентов узбекской службы «Озодлик» чувствуется обида. Как бы они ни выставляли себя «сторонниками демократии», «защитниками прав человека», их личность раскрывает их сущность.

Один из «старательных» корреспондентов радио Х. Кутбиддинов имеет всего лишь среднее образование, он не удосужился пройти обучение в высшем учебном заведении. Некоторое время он работал в редакциях республиканских газет, однако нигде долго не задерживался. Неужели такой человек вдруг смог превратиться в объективного журналиста, «защитника справедливости»?!

Возьмем областных корреспондентов, к примеру, Насыра Зокирова. Человек, ранее считавший себя «оппозиционером», теперь корреспондент зарубежной радиостанции. Кто даст гарантию его объективности?

Абдувахид Хаитов в 1995 году вместе с лжедемократом М.Салихом уехал в Турцию и там обучался методам диверсионно-террористической деятельности. Разве можно от него ожидать «объективного» отношения к Узбекистану.

Муж журналистки Р. Мирзаахмедовой был обвинен в участии в религиозных экстремистских группах и был лишен свободы. Ясно, как эта журналистка может относиться к нашей стране.

Кстати, уместно вспомнить и то, что руководитель узбекской службы А.Нажимова в свое время не была принята на работу на радио «Би-би-си» по причине «профессиональной непригодности».

Несколько лет тому назад самаркандская корреспондентка «Озодлик» Хабиба была арестована в Праге за воровство и была отстранена от работы.

«Озодлик» представляет себя, как трудящуюся во имя обеспечения справедливости, приоритетности закона в Узбекистане, так почему же ее корреспонденты преступают закон?! По мнению радиостанции «Озодлик», ее сотрудники не должны быть членами никаких политических институтов, партий, организаций. Так ли это на самом деле?

Радио, критикующее родственные связи, на самом деле погрязло в кумовстве и местничестве. Только на самом радио до недавнего времени работали три брата – Шухрат, Хурмат и Кудрат Бабаджановы (К. Бабаджанов ныне сотрудник другой зарубежной организации).

Или же возьмем руководителя узбекской службы радио А.Наджимову. Находясь в Праге, втайне от своего начальства она обеспечила работой на «Озодлике» своего брата Х. Маликова. Позже ей удалось устроить его на радиостанцию «Голос Америки». Сотрудники радио хорошо знают о том, что один из его американских руководителей приезжал в Узбекистан повеселиться, завел любовницу, которой купил дом в центре города.

Теперь о том, как заботятся друг о друге те, кто трезвонит о ценности человека. Один пример. Журналист, проработавший руководителем ташкентского бюро «Озодлика» почти 10 лет, сейчас находится в тяжелом положении. Его бывшие сотрудники вместо того, чтобы навестить его, помочь ему, пытаются угодить А. Наджимовой и добиться своего назначения на эту должность. Где же ваша человечность, справедливость, в конце концов – солидарность?

В отличие от других средств массовой информации, корреспонденты «Озодлик» передают свои сообщения под такими псевдонимами, как «Тулкин», «Дилнаво», «Саида», «Нодира», «Шайбон», «Озодбек» и т.д. Если их информация правдива, то зачем скрывать настоящие имена и фамилии. Вы можете сказать, что они боятся возможных преследований? Тогда как оценить героизм тех журналистов, которые во имя объективности передают информацию с передовой, «горячих точек», где зверствуют террористы. Разве они не являются реальной мишенью экстремистов за их объективность, а не мнимой – властей. Наоборот, каждый такой журналист мечтает быть в «опале», что сулит им безбедное существование на Западе в качестве политэмигранта.

Нет, целью сокрытия своего имени является факт преднамеренного искажения слов респондента. Так, законодательством ни одной страны мира не разрешается скрытно записывать голоса граждан по телефону, затем с неверными комментариями передавать их в эфир, однако на «Озодлике» это стало нормой. В сообщениях от 4 и 5 мая 2004 года журналист Х. Кутбиддинов связался с корреспондентом телевидения Узбекистана, без его разрешения записал его голос и передал в эфир.

26 января прошло внутреннее заседание негосударственной организации «Истикболли авлод», на которое журналистов не приглашали. Вместе с тем, на заседании появился корреспондент «Озодлик» М. Абдурасулов и без согласия организаторов стал записывать ход заседания. Несмотря на предупреждения покинуть здание, вел себя грубо и стал инициативно задавать провокационные вопросы, нарушая регламент мероприятия. Кто дал ему такое право?

Можно привести массу других примеров неэтичного поведения корреспондентов радио «Озодлик».

Завершая, хотел обратить внимание на то, что именно передачи радио «Озодлик» стали причиной террористической деятельности. Вы скажете, что я слишком смел в своих заявлениях. Да нет. Я, в отличие от моих «коллег» из «Озодлика» опираюсь только на факты и не искажаю слова респондентов.

Так вот, в августе 2004 года я принимал участие в судебном процессе в Верховном суде республики, проводимом над лицами, причастными к террористическим актам в марте-апреле прошлого года. Тогда один из подсудимых Ф. Казакбаев, произнеся последнее слово, раскаиваясь, рассказал, что причиной того, что он встал на путь преступлений является его молодость и оказанное на него психологическое воздействие. В лагерях подготовки боевиков, помимо религиозного воздействия, от них для закрепления ненависти к конституционному строю в Узбекистане требовали обязательного прослушивания радиопередач «Озодлик».

«Мы через радиопередачи «Озодлик» узнавали, что в Узбекистане истребляют мусульман, издеваются над верующими женщинами, что пробуждало в нас чувство ненависти, т.к. мы верили в их информацию. Просим вас, берегите нашу молодежь от таких воздействий, клеветы, вредных течений», - говорил он со слезами на глазах.

Андижанские события локализованы, однако не прекратились кривотолки и клевета о них. Раз есть сильное государство, значит есть и различные внешние силы, которые пытаются его ослабить, превратить в своего послушного сателлита. От таких угроз наш народ может спасти только национальное единение, согласие, нравственность и высокая духовность, давайте вместе беречь нашу молодежь от внешней идеологической экспансии.

Эта земля, хранящая прах наших предков, священная для всех нас.

Пусть зарубежные недоброжелатели знают – мы никому не отдадим нашу Родину!

* * *

Источник - Freeuz.Org

http://www.freeuz.org/analysis/?id1=497