Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

10 женщин Узбекистана станут номинантами Нобелевской премии мира 2005, если не побоятся гнева властей своей страны

03.07.2005 10:47 msk, Андрей Кудряшов (Ташкент)

С тех пор как в 1901 году была учреждена Нобелевская Премия Мира, ее лауреатами стали всего двенадцать женщин. Депутату Европарламента от Швейцарской Республики госпоже Габи Вермот это число показалось непропорциональным количеству лауреатов-мужчин. Габи Вермот выступила с инициативой номинировать на присуждение Нобелевской премии в 2005 году сразу тысячу женщин из разных стран мира и различных социальных слоев. Идею поддержал Нобелевский комитет и различные международные организации. Критерии для выдвижения кандидатур следующие: активная миротворческая деятельность женщин по защите прав человека, защите интересов детей, инвалидов и других социально уязвимых групп, борьба с бедностью во всех ее проявлениях, борьба против насилия, расовой, классовой и этнической дискриминации, борьба за справедливое социальное и экономическое устройство, документирование военных преступлений. Согласно правилам, из тысячи номинированных женщин трое, отобранные с помощью жребия, должны поехать в Осло и получить премию 1 миллион 300 тысяч долларов, но не в качестве денежного поощрения. Премия будет передана в специальный фонд мира, который будет использоваться для финансирования миротворческих женских организаций.

29 мая в Ташкенте, в отеле «Интерконтиненталь» должна была состояться торжественная церемония чествования номинантов из Центральной Азии, среди которых должно было быть десять женщин из Узбекистана.

- Когда мы приехали в «Интерконитненталь» в качестве приглашенных гостей, администраторы нам сказали, что мероприятие не состоится, и посоветовали поехать в частную гостиницу «Вива», - рассказали корреспонденту агентства «Фергана.Ру» участники события. - Там в полуподвальном помещении бара мы увидели три составленных в форме буквы «П» стола, за которыми сидело человек сорок. Причем гости из других стран сидели на местах, снабженных с табличками с указанием их имен и рода деятельности. Женщин-номинантов из Казахстана, Таджикистана и Азербайджана официально представили, и торжественно дали слово для выступления. Слушать их было интересно. Но только в конце церемонии организаторы будто бы невзначай вспомнили о том, что в зале присутствуют и номинанты из Узбекистана. Правда, их оказалось не десять, а всего четыре, и те не были названы по фамилиям. А, выступая перед аудиторией, они словно в чем-то оправдывались…

Побеседовав с некоторыми из номинантов, нам удалось выяснить, что после того, как они были выдвинуты на соискание Нобелевской премии мира 2005, со стороны местных властей, в частности органов прокуратуры, на них началось давление. Им угрожали напрямую или старались запугать, начав собирать информацию об их детях, близких и родственниках. По словам некоторых женщин, власти добивались того, чтобы они сами сняли свои кандидатуры. Представителям областей силовые структуры препятствовали в выезде на церемонию. А одну из номинанток - координатора правозащитной организации «Матери против смертной казни» Тамару Чикунову, чья кандидатура была выдвинута «Хьюман Райтс Вотч» и Посольствами Великобритании и Германии, просто не уведомили о времени и месте церемонии. Открыв официальную страницу международного проекта 1000peacewomen.org, мы обнаружили там информацию, что «женщины-номинанты из Узбекистана опасаются оглашения в прессе их имен и фамилий из страха перед преследованиями».

- Я считаю такую ситуацию возмутительной, - говорит Тамара Чикунова. - Согласно правилам, имена кандидаток на Нобелевскую премию мира должны сохраняться в тайне до тех пор, пока Международный Совет не утвердит их. Но вот Финальный лист 1000 номинантов опубликован, и в нем появились фамилии женщин не только из стран с развитой демократией и гражданским обществом, но и Бурунди, Гаити, Папуа Новой Гвинеи. Там их чествуют как национальных героинь. А про Узбекистан сказано, что имена номинантов от этой страны не разглашаются в целях их собственной безопасности. По моему мнению, это просто дико. От Афганистана, к примеру, на Нобелевскую премию мира 2005 номинирована моя подруга Джойя Малалай, которая была в свое время изгнана талибами из правительства за бесстрашную критику их мракобесия, сняла паранджу и едва не погибла, когда ее пытались забросать камнями. Сейчас она живет и работает под охраной международных контртеррористических сил. Так неужели она находится в большей безопасности, чем женщины, выдвинутые на соискание Нобелевской премии мира от Узбекистана?..

По мнению Тамары Чикуновой, власти Узбекистана стали оказывать давление на женщин, опасаясь, что присуждение Нобелевской премии мира лицам, не относящимся к правительственным структурам, может придать им нежелательный для властей политический вес и авторитет.

- Действительно, решение не публиковать пока фамилий номинантов Нобелевской премии мира 2005 от Узбекистана было принято координационным Советом в Швейцарии после того как несколько женщин обратились с просьбами снять их кандидатуры из-за того, что, по их заявлениям, они стали испытывать «определенные трудности». - подтвердила в интервью корреспондентам агентства «Фергана.Ру» региональный координатор проекта Марина Пикулина. - Но это не нарушает правил и не искажает замысла акции. Хотя со стороны властей Узбекистана, в частности, Комитета женщин, возникло определенное непонимание целей нашего проекта, в результате чего официальные лица отказали нам в любой поддержке, я не вижу в этом неуспеха. Проект был направлен вовсе не на поддержку политической оппозиции, а именно на развитие миротворческой деятельности женщин, подразумевая, что кандидатки будут принципиальными противниками любых конфликтов, включая конфликты с властями.

- Вероятно, нам просто не повезло со временем проведения этой акции, - говорит Марина Пикулина. - Думаю, если бы проект завершился еще до трагических событий 13 мая в Андижане, потрясших все общество и обостривших противоречия, власти Узбекистана отнеслись бы к нему куда более снисходительно…

По словам Марины Пикулиной, ей предстоит в ближайшее время вновь опросить всех 10 женщин-номинантов с целью уточнить их согласие выдвинуться на Нобелевскую премию мира 2005. Окончательный список номинантов от Узбекистана, как утверждает Пикулина, может быть опубликован на веб-странице проекта в ближайшие две недели. Разумеется, теперь уже, как оппозиция и правозащитники, так и официальные властные структуры с предельной заинтересованностью будут ожидать его появления.