Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Митинговая болезнь в Киргизии превратилась в эпидемию. Мнения экспертов

30.05.2006 14:51 msk, Фирдавсий, соб.корр.

Права человека

- После революции 24 марта 2005 года один из российских аналитиков заявил, что юг Кыргызстана надо отдать Узбекистану, а север страны - Казахстану, - говорит журналистка из Оша Жылдыз Бекбаева. Недавно она была избита на одном из многочисленных митингов, причем, не работниками милиции, а самими участниками акции протеста. – Только спустя год до меня доходит смысл этих слов. Раз мы сами не можем навести порядок в своем государстве, так или иначе придется принимать помощь соседей. Сам факт того, что в маленьком Кыргызстане ежегодно устраивается более двух тысяч митингов, демонстраций и других акций протеста, говорит - в каком общественно-политическом положении находится наша страна.

По данным МВД Киргизии, ежедневно в стране проходит минимум два несанкционированных митинга. В 2005 году их количество достигло двух тысяч. А за несколько месяцев текущего года прошло 245 митингов, демонстраций и шествий.

- Кыргызстан постепенно превращается в страну митингов, - говорит эксперт из Оша Алмаз Исманов. – Мне кажется, что после 24 марта 2005 года в Кыргызстане появился настоящий синдром митингов. Люди считают: для того, чтобы решить даже такой мелочный вопрос, как уборка мусора перед их домом, надо устроить митинг или перекрыть дорогу. Я думаю это болезнь, которая уже превращается в эпидемию.

Что заставляет людей второй год подряд выходить на митинги? Революционный ажиотаж? Синдром митинговщины? Или все-таки безвыходность положения?

- Кыргызстан - это единственная страна в Центральной Азии, где граждане с определенными политическими взглядами пытаются воздействовать на власть путем митингов и других акций протеста, - говорит политолог из Бишкека Икбол Мирсаитов. – Но есть и другая сторона медали. Людям просто нечем заняться. Основными участниками митинга являются безработные люди. А в митингах можно все-таки немного развлечься, выплеснуть отрицательную энергию. Третье: в Кыргызстане до сих пор не разработан конкретный план развития. Граждане просто не знают, куда идет страна, как им управляют. Это тоже является одним из факторов так называемого митингового синдрома. Хотя многие граждане действительно обеспокоены будущим страны, чувствуют ответственность перед новым поколением.

По мнению лидера республиканской партии «Единство народа» Азамжана Акбарова, местные власти иногда сами провоцируют эти митинги и шествия.

- За последние пятнадцать лет независимости власть сильно отдалилась от народа, - говорит Азамжан Акбаров. – Я знаю множество людей, которые сотни раз обращались к органам власти за решением своих бытовых, социальных проблем. Но каждый раз они получали один и тот же ответ: «сегодня в республике очень много проблем. Потерпите и мы решим ваши вопросы в порядке очередности». Но, извините, сколько можно терпеть? И люди, которые уже не могут терпеть, выходят на улицы. Только после таких мероприятий власть обращает на них внимание.

Президент Кыргызстана заявил, что проведение митингов, демонстраций и шествий является демократической формой выражения позиции граждан страны. Но некоторые считают, что это также и своеобразный способ заработать деньги.

- Я сам очень часто вижу по телевидению и на митингах, в которых я участвую, как наблюдатель, что обычно одна и то же группа людей участвует в разных митингах по разным поводам, даже по разным политическим взглядам, - говорит Алмаз Исманов. – Для этих людей участие в митингах на самом деле превратилось в доходный бизнес.

По словам пресс-секретаря губернатора Ошской области Алишера Токсонбаева, хотя Кыргызстан является самой митингующей страной мира, население не имеет представления о культуре проведение митингов.

- Чтобы оказать давление на власти, у нас обычно перекрывают дороги и мосты. Иногда даже избивают представителей власти, - говорит Алишер Токсонбаев. – Это приносит огромный экономический ущерб стране, которого, к сожалению никто не учитывает.

По некоторым неофициальным данным, ежегодно в стране в митингах и других акциях протеста участвуют более 300 тысяч человек.