Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Сколько Интернет-пользователей в Узбекистане? По официальным данным - 1,4 миллиона

06.11.2006 16:38 msk, Соб. инф.

Наука Узбекистан

На днях Узбекское агентство связи и информатизации (УзАСИ) озвучило данные о количестве пользователей Интернета и абонентов сотовой связи в республике по итогам девяти месяцев текущего года. За этот период число владельцев сотовых телефонов возросло на 79,8 процентов и на 1 октября составило 2.068.500 человек, то есть подключенный мобильник имелся в наличии у каждого тринадцатого узбекистанца. В начале года в стране насчитывалось 1,15 миллиона сотовых абонентов (что, в свою очередь, вдвое превышает показатель начала 2005 года).

Стремительными темпами увеличивалось и количество интернет-пользователей. К началу октября, по оценочным данным УзАСИ, их численность достигла 1,4 миллиона человек, или 52,7 на 1000 жителей. По сравнению с 855 тысячами веб-юзеров, зарегистрированных в начале года, прирост достаточно внушителен – 64 процента.

Отметим, что по данным официальной статистики, количество узбекистанцев, пользующихся Интернетом, на протяжении последних лет растет с завидной быстротой. Если по итогам 2001 года их было 137 тысяч, то в конце 2002-го стало уже 275 тысяч (прирост 100,7 процентов), в конце 2003-го – 492 тысячи (79 процентов), 2004-го – 675 тысяч (37 процентов), а 2005-го – 855 тысяч (32,2 процента). В первом квартале этого года количество веб-юзеров превысило миллион и ожидается, что к концу года перевалит за полтора. Если верить этим цифрам, то получается, что прибавление в семействе узбекистанских интернет-пользователей в этом году происходит со скоростью примерно 60 тысяч человек в месяц.

Тем не менее, радужная картинка успешной интернетизации страны вызывает серьезные сомнения. Хотя бы потому, что официальные ведомства продолжают хранить молчание о том, какими критериями они пользуются для определения подлежащих учету интернет-пользователей. Кого они включают в свою статистику – только владельцев подключенных к Сети персональных компьютеров, или к ним приплюсовывается любой гражданин, единожды в год забредающий в Интернет-кафе, чтобы отправить письмо или скачать популярную мелодию? Об этом узбекские государственные мужи предпочитают не распространяться, а информация из независимых источников, к сожалению, отсутствует.

Касаясь практики включения в единую статистику посетителей Интернет-кафе, надо сказать, что она абсолютно некорректна, поскольку персонифицировать многочисленных клиентов Интернет-кафе невозможно. Как разобрать, один и тот же человек в течение года посещает множество различных Интернет-кафе, или это несколько совершенно разных людей? А если какой-нибудь посетитель выходит в Сеть из Интернет-кафе десяток раз в день? Как официальные ведомства определяют, что это разные пользователи, а не один и тот же?..

Статданные УзАСИ представляются завышенными еще и вот по какой причине. Если предположить, что в расчет принимались лишь полноценные пользователи (имеющие компьютеры с выходом в Интернет), то исходя из официальной цифры в 60 тысяч новых пользователей в месяц, выходит, что ежемесячно в стране реализуется как минимум 60 тысяч компьютеров, которые тут же подключаются к Сети. Насколько это далеко от реальности - не хочется даже комментировать.

Не так давно «Фергана.Ру» писала, что в России соотношение пользователей Интернета и абонентов мобильной связи составляет приблизительно один к шести (читать здесь). Вряд ли имеются веские основания полагать, что по каким-то неведомым причинам в Узбекистане этот разница на порядок меньше. Однако по утверждению государственных ведомств соотношение интернет-пользователей и абонентов сотовой связи в республике составляет 1 к 1,4.

С учетом сказанного приходится констатировать, что огромные цифры официальной статистики являются всего лишь традиционной для Узбекистана формой отчетности (обыкновенными приписками), направленной на выгораживание ведомств, ответственных за выполнение государственной программы по развитию ИКТ, а вовсе не отражением действительных масштабов распространения Интернета в Узбекистане.