Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

В религиозной жизни Кыргызстана царит такая же неразбериха, как и в политической

05.01.2007 20:17 msk, Абдумомун Мамараимов («Фергана.Ру»)

Кыргызстан Религия
В религиозной жизни Кыргызстана царит такая же неразбериха, как и в политической

На фото: молитва мусульман в одной из мечетей Юга Кыргызстана. Фото © Фергана.Ру

Последние дни 2006 года, пожалуй, запомнятся киргизстанцам двумя событиями. Первое, это – принятие Жогорку Кенешем (парламентом Киргизии) «новейшей» редакции конституции, уже второй по счету за последние два неполных месяца. Вторым событием можно назвать волнения среди мусульман, потребовавших отпраздновать Курбан-байрам днем раньше той даты, которую объявило духовное управление мусульман страны.

Если решение членов парламента уже оценено оппозиционными правительству силами как «предательство ноябрьских идей» и желанием некоторых депутатов сохранить свои мандаты любой ценой, то в сути недовольства тысяч мусульман в канун священного праздника жертвоприношения пока еще никто толком не разобрался. К тому же на фоне неожиданной отставки правительства страны это событие осталось почти незамеченным.

Напомним, что 9 ноября 2006 года под давлением оппозиции президент страны Курманбек Бакиев подписал новую редакцию конституции, передав значительную часть своих полномочий парламенту и правительству. Тогда противоборствующие стороны оценили это как общую победу. Но через месяц правительство Феликса Кулова вопреки положению новой редакции конституции о сохранении полномочий трех ветвей власти до 2010 года подало в отставку. В стране заговорили о возможности роспуска или самороспуска парламента, так как в нынешнем своем составе формировать новый состав правительства он не может. По всей видимости, именно это вынудило парламентариев спешно принять другой вариант основного закона, в котором президенту возвращается часть полномочий, отобранных «ноябрьской» редакцией конституции.

Теперь дело за главой государства. Оппозиционеры поспешили заявить, что если К.Бакиев этот законопроект подпишет, то бессрочные митинги с требованием отставки президента возобновятся. Если же президент новый основной закон не утвердит, то ему придется распустить парламент, тем самым нажив себе новых врагов в лице большинства депутатов парламента, которые пока предлагают ему компромисс. Следует отметить, что все это происходит в условиях, когда бюджет страны на наступивший год еще не принят, многие суды, в том числе, Конституционный, не могут работать, так как не утверждены новые судьи, а кадровые назначения президента из числа «бывших соратников Акаева» продолжают вызывать открытое недовольство киргизстанцев, называющих себя «революционерами».

Не меньше, чем вакханалии, ставшие нормой для политического истеблишмента страны, волнуют общество и конфликты в религиозной сфере. Однако создается впечатление, что проблемы мусульман Киргизии больше волнуют международные организации, чем руководство страны, которое сегодня озабочено упрочением своей власти.

Страсти вокруг муфтия страны – лишь верхушка айсберга

29 декабря 2006 года пятничные молитвы киргизских мусульман переросли в массовые акции протеста, которые прошли одновременно в столице и в нескольких городах республики. В них, как сообщали местные СМИ со ссылкой на правоохранительные органы, в общей сложности приняли участие около пятисот исламских активистов. Среди них силовиками были замечены известные им сторонники запрещенной партии «Хизб-ут-Тахрир». Протестующие требовали отставки верховного муфтия - руководителя Духовного управления мусульман страны (ДУМ) Мураталы Жуманова, который якобы нарушил нормы шариата и неверно назначил дату Курбан-байрама на тридцать первое декабря вместо тридцатого.

В этот день в южном киргизском городе Джалалабаде после обычного пятничного намаза около трехсот человек пикетировали здание областной администрации, требуя разрешить им совершить намаз 30 декабря, а не 31-го, как объявил муфтий страны. Угрозы и уговоры властей, которые в качестве контрмер выставили возле главной мечети области наряд милиции, на протестующих не подействовали. 30 декабря около тысячи мусульман совершили праздничный намаз в главной мечети Джалалабадской области. По словам очевидцев, верующим пришлось проникнуть в мечеть, взломав замок, который никогда ранее на дверях мечети не висел.

В свою очередь, ДУМ Киргизии заявило, что шествие общины мусульман Бишкека и выступления на юге страны организованы запрещенной партией «Хизб-ут-Тахрир».

Протестующие же обвиняли муфтия страны во многих грехах, в том числе, в коррупции. Они не дают Мураталы Жуманову забыть и об участи более чем двух с половиной тысяч мусульман, которые в 2005 году не смогли отправиться в хадж. Напомним, эти мусульмане не смогли совершить паломничество в Мекку по вине организаторов этой поездки, которые оформили документы на семь тысяч человек, когда как Саудовская Аравия выделила для Киргизии всего 4,5 тысяч квот. Но виновники так и не понесли наказания.

Тогда и муфтият и руководители Агентства по делам религии уверяли, что неудавшимся паломникам помогут в следующем сезоне. Однако в 2006 году киргизстанцев в хадж было решено отправлять только самолетами вместо обычных автобусов. Из-за этого многие мусульмане, которым билет на самолет не по карману, остались «за бортом». В настоящее время на юге страны и в столице действуют несколько групп мусульман, которые требуют отставки муфтия Мураталы Жуманова. Среди них – и прошлогодние несостоявшиеся паломники, и их руководители, которые не отказались от своих намерений возместить нанесенный им ущерб за счет руководителей муфтията.

Реакция властей на эти вопросы, вызывающие недовольство мусульман и заставляющие их выходить на улицы, спокойная: высокие чиновники, в основном, ограничиваются отговорками, что, мол, по закону в стране религия отделена от государства, и они не имеют права вмешиваться в религиозные дела. Между тем, немусульманская и «светская» часть населения страны встревожена тем, что в новой редакции Конституции, подписанной президентом 9 ноября 2006 года, отсутствует определение Киргизии как светского государство. Это определение было исключено из основного закона в то время, когда идея построения исламского халифата в регионе давно уже переросла в конкретные действия последователей этой идеи.

В колонке редактора бюллетеня «Право для всех» - издания правозащитной организации «Справедливость», по этому поводу говорится: «…Это, прежде всего риски, связанные с новой редакцией Конституции, в которой пока нет четкого определения государства как светского, и игнорируется наличие 34 процентов населения страны – этнических групп граждан – не киргизов. Де-факто получается, что треть населения [страны] отлучена от всех политических процессов, их как будто не существует, их мнение никого не интересует, они вроде бы граждане, но иного сорта».

Возможно, эти опасения вызваны также и заявлениями некоторых других высших и местных руководителей государства о том, что «в стране, где восемьдесят процентов населения – мусульмане, государство не может отделиться от религии». Но в какой степени и форме это государство не отделяется или отделяется от религии – другой вопрос. А страсти вокруг муфтия страны – всего лишь верхушка грозного айсберга, в которого превратились в совокупности религиозные проблемы.

Религию выбирают по национальности и возрасту?

В последнее время интернет-сайты Киргизии часто сообщают о конфликтах между представителями различных религиозных конфессий. В основном инциденты возникают из-за активности христианских миссионеров, что борются «за умы» в местах компактного проживания представителей традиционного ислама. Не дремлют и активисты запрещенной партии «Хизб-ут-Тахрир», давно ставшей головной болью киргизских властей.

По различным данным, около девяноста процентов прозелитов - бывших мусульман Киргизии, поменявших свою традиционную религию на членство в христианских и других течениях различного толка - составляют этнические киргизы. В то же время в рядах религиозной партии «Хизб-ут-Тахрир» и других течений ислама, деятельность которых запрещена в стране как экстремистские организации, такой же процент составляет узбекская молодежь. Правда, в последнее время «хизбутовцы» активизировали свою деятельность и на севере страны, где преобладают этнические киргизы.

Об этих проблемах, по поводу которых общественность давно бьет тревогу, говорилось и на круглом столе «Молодежь, религия и религиозные течения», прошедшем в южном городе Джалалабаде. Неприязненное отношение представителей традиционных религий к так называемым сектантам, проявилось и в ходе этого мероприятия. Встреча проводилась по инициативе партии «Мекен биримдиги» («Единство страны») при поддержке областной администрации, с участием представителей различных конфессий.

Кадырбек Суленов, физик по профессии, работает специалистом по делам религии в мэрии города Джалалабад и одновременно является имамом одной из сельских мечетей. По его словам, различные секты целенаправленно работают с представителями титульной нации, то есть, с киргизами. «Потому что киргизская молодежь не имеет сильной веры, - считает К.Суленов. - Сектанты не идут к узбекам, потому что они твердо стоят в своей вере и не признают их». Он также отметил, что отсутствие контроля со стороны взрослых и излишнее увлечение исламом привели к тому, что среди узбекской молодежи популярны идеи партии «Хизб-ут-Тахрир».

По мнению этнического киргиза, лидера протестантской общины «Бог с нами» Абдыкапара Сатыбалдиева, киргизы никогда ранее не отличались как правоверные мусульмане и ничего плохого в том, что они познают Бога через Христа, нет. «В мире существуют тысячи религий, - сказал он корреспонденту «Ферганы.Ру». - Мы не должны бояться того, что киргизы переходят в другую религию. Чего плохого в том, что вместо наркомании, алкоголизма и тюрьмы, наша молодежь выбирает религию?». «Многие говорят, что я продал свою религию, но религия не продается. Бог один, но все его называют по-разному. В конце концов, по конституции страны, каждый имеет право на свободу веры и убеждений», - говорит он.

В качестве основного аргумента противники либерального отношения к религиозным течениям говорят о том, что религиозное разнообразие может привести к потенциальным конфликтам на религиозной почве. Они также утверждают, что любой человек должен сделать свой выбор сознательно, а представители нетрадиционных религиозных течений пополняют свои ряды, пользуясь неопытностью и неграмотностью местной молодежи. В общество также сложилось устойчивое мнение, что многие меняют свои убеждения отнюдь «не бесплатно».

Как сообщил ИА «Фергана.Ру» казы (глава мусульманского духовенства) области Абибулла Бапанов, сегодня в республике работает около пятидесяти различных сект и религиозных течений. Казы не склонен делить представителей религиозных течений по национальности. По его мнению, те, кто оказался в рядах различных сект и течений, никогда раньше и не были мусульманами. «Эти люди ранее не придерживались никаких убеждений, хотя [формально] считались мусульманами. Это выясняется только теперь, когда они оказались среди заблудших. Истинные верующие никогда не поменяют свою религию ни на что», - считает он.

Стоит отметить, что, защищая права граждан на свободу веры, правозащитники также опасаются за будущее молодежи, которой зачастую навязывают различные убеждения, предлагая взамен материальные блага. «Конечно, каждый человек имеет право на выбор своих религиозных убеждений, - говорит правозащитник Абдумалик Шарипов. - Но сначала надо объяснить людям сущность этих религий, чтобы они могли сделать осознанный выбор».

Пример члена церкви «Новая жизнь», Бермет Султановой говорит о том, что прозелитами становится не только «не образованная молодежь». Она приняла «другую» веру в зрелом возрасте, занимая пост главного редактора ведомственной газеты. На вопрос корреспондента «Ферганы.Ру» о том, что заставило ее поменять свою веру, она ответила так: «Я была мусульманкой по традиции, потому что родители были мусульманами. Когда однажды мне стало очень плохо, я решила пойти в мечеть. Но женщин туда не пускают. Я возмутилась, но потом в церкви я нашла место, где обрела духовное и телесное исцеление».

Что тебе в религии моей?

Полтора года назад «Фергана.Ру» в статье «Массовый переход киргизов из ислама в религиозные секты христианского толка стал проблемой для руководства Киргизии», со слов тогдашнего председателя Государственной комиссии по делам религии при правительстве республики Омурзака Мамаюсупова сообщала, что «из-за активизации исламских и христианских эмиссаров из-за рубежа Киргизия оказалась на грани межрелигиозного и межнационального конфликтов».

В указанной статье говорилось, что «напряженность возникает в связи с тем, что киргизы, традиционно считающиеся мусульманами, рассматривают принявших другую веру, как вероотступников, и в их адрес все чаще раздаются угрозы, в частности, «они отселяются из сел и над ними совершаются физические расправы». Стоит отметить, что такое же презрение к прозелитам-сородичам наблюдается и среди этнических узбеков. Зачастую смена религии заканчивается для бывших мусульман отказами в родственных связях, разводами или конфликтами в семье, отказом похоронить в мусульманском кладбище или требованиями высылки из родных мест. Нередки случаи физической расправы с «вероотступниками».

Рост популярности различных сект немусульманского толка среди киргизской молодежи волнует и молодых граждан страны, которые считают, что местная молодежь меняет свои духовные ориентиры за деньги. Студент Джалалабадского госуниверситета, член партии «Мекен биримдиги» Рустам Алымбаев утверждает, что в его селе сектанты вербуют молодых людей, предлагая им по 300-500 сомов (8-13 долларов США) в месяц. «В условиях безработицы и крайней нищеты в сельской местности, эти деньги для них многое значат», - считает он.

По мнению руководителя комитета по делам молодежи области Мураталы Учкемпирова, каждый имеет право выбрать свою веру и объект поклонения, как по закону, так и по совести. Однако его отношение к прозелитам отрицательное. «Разногласие мнений и поступков между представителями различных течений и традиционных религий порождает конфликты, - говорит он. - Это является угрозой для безопасности государства, так как религиозные конфликты являются самыми опасными».

Между тем, само слово «секта» вызывает у представителей различных течений протестную реакцию. «Это слово для нас - оскорбление, - говорит пастор Джалалабадской церкви «Новая жизнь» Джаныбек Джакупов. - Мы проповедуем Иусуса, помогаем нуждающимся, больным, рассказываем молодежи о Христе, чтобы они не пили, не курили». Он категорически отрицает то, что они завлекают своих прихожан деньгами. «То, что мы даем людям деньги – грязная ложь, - говорит он, - Наоборот, сами прихожане платят церкви десятину».

Выходец из одного из северных регионов страны Дж.Джакупов рассказал «Фергане.Ру» о том, что в прошлом он был алкоголиком. «Чтобы не умереть, я должен был пить спиртное через каждые полчаса, - говорит он. - Тогда Бог пришел ко мне и спас меня». По словам проповедника, Иусус пришел к нему в облике киргиза и только молитвы единоверцев помогли ему вылечиться и встать на истинный путь. Однако его утверждение о том, что в их церкви никогда не говорят плохое о мусульманах, вызвало бурную реакцию со стороны других участников круглого стола – мусульман.

Кадырбек Суленов обвинил его в том, что он использует даже эту встречу, чтобы агитировать идеи своей церкви. «Как парапсихолог ты проповедуешь свою религию и здесь, - сказал Суленов. - Я же встречался с членами вашей церкви, которые говорили мне, что наш пророк был кровопийцей и многоженцем!» Это мнение поддержал заместитель казы области Абдрахман-хаджи, после чего в зале разгорелся спор.

Организаторам круглого стола пришлось напомнить, что их пригласили на встречу для поиска путей решения проблемы, а не для выяснения отношений между собой. Позже, в беседе с корреспондентом «Ферганы.Ру» некоторые свидетели этой дискуссии отмечали, что высказывания руководителя церкви «Новая жизнь» выглядели более взвешенными и убедительными, в то время как его оппоненты были во власти эмоций.

Что такое зло и как с ним бороться?

По мнению Кадырбека Суленова, корень зла кроется в непросвещенности не только мусульманской молодежи, которая под влиянием различных сект и течений «превращается в зомби и даже духовных мутантов», но и имамов и мулл, которые призваны нести свет и добро в людские сердца.

«Большинство наших мулл невежественны как в религии, так в светских науках, - считает Кадырбек Суленов, - они выучивают несколько сур из Корана, молитв на разные случаи жизни и учат людей, призывая их к вере». По его мнению, служители религии должны быть просвещенными во всех отношениях людьми. «Бойся религиозности невежественного и невежества верующего. Ибо они оба несут беду», - напоминает К.Суленов слова пророка Мухаммада. Однако у государства, видимо, другие подходы к этой проблеме.

По сообщениям киргизских СМИ можно сделать вывод, что в последнее время власти страны предприняли достаточно радикальные меры против сторонников построения исламского государства в регионе вплоть до открытого уничтожения их лидеров. За последние полгода СМИ страны сообщали о нескольких случаях уничтожения групп экстремистских течений на юге страны. Кроме лидеров экстремистов, давно разыскиваемых и по линии Интерпола, в число уничтоженных экстремистов попал и авторитетных богослов, имам Карасуйской мечети Мухаммадрафик Камалов, расстрелянный в своей машине вместе с двумя предполагаемыми боевиками.

Как сообщала киргизская служба радио «Свобода», в прошлом году только в Джалалабадской области правоохранительными органами было возбуждено 39 уголовных дел против 19 активистов запрещенной партии «Хизбут-ут-Тахрир». Все они обвинены в разжигании религиозной розни. У задержанных изъято множество листовок и изданий, которые эксперты оценили как экстремистские. Сотрудниками правоохранительных органов более восьмисот джалалабадцев квалифицированы как «лица, попавшие под влияние членов этой организации».

Таким образом, можно сказать, что власти хоть как-то определились в своих позициях в борьбе с радикалами, которые заявляют о себе как об истинных мусульманах. Однако стоит отметить, что объявленная против религиозных экстремистов борьба воспринимается многими правоверными мусульманами как борьба с их религией вообще. В определенной степени эту точку зрения разделяют и правозащитники.

Пресс-секретарь правозащитной организации «Справедливость» Абдумалик Шарипов в беседе с корреспондентом ИА «Фергана.Ру» заявил, что борьба правоохранительных органов против экстремистских течений зачастую «похожа на борьбу против ислама». А.Шарипов отметил, что под видом борьбы против терроризма, нередко сотрудники правоохранительных органов нарушают права простых мусульман. По мнению Шарипова, в то же время государство «не уделяет достаточного внимания деятельности различных сомнительных христианских и других сект, представляющих реальную угрозу безопасности страны». «Деятельность многих из них запрещена у себя на родине, а у нас они чувствуют себя вольготно. Если они работают согласно нашим законам и не представляют угрозы нашему обществу, ради Бога, пусть работают», - добавил он.

Извечный вопрос: Что делать?

Надо сказать, что в этом простом по форме, но сложном по содержанию вопросе представители власти и духовенства страны не имеют единых позиций. Если власти считают, что проблема возникла и не решается из-за неграмотности и некомпетентности лидеров традиционных религий, то они в свою очередь ссылаются на высших чиновников, «которые не уделяют должного внимания этим проблемам». При этом обе стороны согласны с тем, что законодательство страны в области религии «слишком либеральное».

Иерей джалалабадской православной церкви отец Сергий также считает, что государству следует ужесточить законы, чтобы навести порядок в религиозной сфере. Признавая важную роль служителей традиционных религий в решении проблем в этой сфере, он посетовал на пассивную позицию государства в этом вопросе. В качестве иллюстрации отец Сергий привел прошлогодний случай, когда в представительной международной конференции в Бишкеке, посвященной религиозным вопросам, представители государства вовсе не участвовали.

«Премьер-министр Феликс Кулов выступил в начале форума и быстро уехал, - говорит о.Сергий. - А ведь мы собрались там для того, чтобы обсудить эти вопросы вместе с государственными органами». Затем, как отметил священник, многие разочарованные участники конференции возмущались поведением главы правительства, так как рассчитывали на долгожданный диалог с властями.

Губернатор Джалалабадской области Искендербек Айдаралиев считает, что главная роль в решении проблем в религиозной сфере должна принадлежать служителям религии, «но нам надо работать сообща». «Уровень знаний наших молдо (муллы) намного ниже, чем скажем, у членов партии «Хизб-ут-Тахрир, - сказал губернатор журналисту ИА «Фергана.Ру», - те ведут за собой молодежь, убеждая в правоте своих идей», чего не хватает официальным служителям религии.

По мнению И.Айдаралиева, если развитие проблем в религиозной сфере будет идти «с такими темпами, через пару лет мы можем потерять наше государство». Губернатор области также считает, что для решения проблем в религиозной сфере, нужно усилить государственную идеологию, создать «духовные и нравственные ориентиры для молодежи».

Свое видение путей решения имеют и правозащитники. Так, член правозащитной организации «Справедливость» Абдумалик Шарипов считает, что в первую очередь, государство должно провести инвентаризацию в этом вопросе. «Надо проверить наличие регистрации всех религиозных организаций и соответствие их деятельности задачам, заявленным в их уставах, - говорит он. – Затем работать с этими организациями с учетом зарубежного опыта».

Председатель Совета правозащитной организации «Справедливость» Валентина Гриценко также считает, что главную роль в разрешении названной проблемы должны сыграть руководители духовенства страны. «Наверное, им нужно вести такую работу, чтобы члены их религиозных общин не переходили в различные течения, - сказала она корреспонденту ИА «Фергана.Ру». – Что касается прав граждан на свободу веры и убеждений, надо создать такие условия, чтобы граждане, особенно молодые, могли сделать осознанный выбор». Законодательство страны в сфере религии, В.Гриценко оценила как «лояльное», которое разрешает всем и все, «в том числе, деятельность последователей таких сект и течений, которые своими действиями призывают людей к самоубийству».

Заместитель казы Джалалабадской области Абдрахман-хаджи предлагает ввести предмет по религии в школьные программы. «Если мы не начнем обучение религии со школы, то потом мы не научим нашу молодежь, - считает Абдрахман хаджи. - Сегодня наши дети учатся за рубежом, уже есть дипломированные специалисты. Пусть им дают часы в школах». Преподавая в местном университете другие предметы, специалист по религии Кадырбек Суленов также давно добивается, чтобы в вузах был введен предмет по религиоведению.

Пока государственные мужи заняты разрешением политических кризисов, которые они сами создают один за другим, представители различных религий и течений предлагают свое видение решения проблем. Но, по мнению аналитиков, это и есть один из главных факторов потенциальных конфликтов. Например, по мнению Бермет Султановой, если все жители региона примут христианство, то здесь «не будет бунтов, революций, войн, ни межрелигиозных, ни межнациональных конфликтов. Молодежь будет доброй, отзывчивой, трудолюбивой и воспитанной».

Непоколебима и позиция мусульманского духовенства, которое хочет видеть в местных жителях исключительно мусульман. Казы области Абибулло Бапанов заявил ИА «Фергана.Ру», что «ислам – самая правильная и верная религия, а все остальные религии неправильны». В то же время он отметил, что «согласно Корану нельзя распространять ислам насильно, навязывать его людям. Пусть каждый выбирает свой путь умом, данным ему Всевышним», - говорит он, отмечая, что «сегодня во всем мире известные ученые, богословы из других религий и даже из окружения папы римского», принимают ислам.

Чтобы сохранить «чистоту веры» среди местной молодежи, молодой член партии «Мекен биримдиги» («Единство страны») Рустам Алымбаев готов пожертвовать демократическими ценностями. «По-моему, демократия способствует тому, что в нашей стране каждая секта свободно проводит свою политику, - говорит Алымбаев. - Пусть государство запрещает или ограничивает их деятельность».

Судя по словам руководителя общества протестантов из Джалалабада Абдыкапара Сатыбалдиева, в этом направлении государство все-таки ведет «определенную работу». Абдыкапар выбрал протестантство десять лет назад. Создал свое сообщество в Джалалабаде, но уже второй год не может зарегистрировать эту организацию в министерстве юстиции. «Я думаю, что с регистрацией нашей организации они тянут из-за того, что мы киргизы, - говорит он. - Почему боятся – я не знаю». По его мнению, запретами проблему не решить. «Запретный плод сладок. Надо дать всем свободу и пусть все работают открыто, в рамках закона. Надо, чтобы люди с разными убеждениями встречались и общались чаще. Тогда и не будет конфликтов», - считает Сатыбалдиев.

Трудно не согласиться с мнением Суюнбека Сырдыбаева, эксперта по вопросам управления и анализа политики, которое он высказал в интервью Интернет-газете «Tazar.kg»: «…Объективно роль государства сегодня в Кыргызстане сводится больше к тому, чтобы тормозить процессы развития. Возможно, роль государства сегодня должна быть в том, чтобы определить более реальные стандарты, которые мы все должны соблюдать и тогда оно может ожидать большего порядка».

Эти слова можно отнести и к религиозной сфере.