Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Каменная книга Искандеркуля

20.04.2007 09:25 msk, Виктор Дубовицкий

История Таджикистан

Фото "ИА Фергана.Ру"
Прошлое отправляет нам свои послания на страницах, сделанных из самых разных материалов: здесь и папирус египетских свитков, и кожа кумранских пергаментов, и береста новгородских грамот и многое другое. Но самым прочным и надежным материалом для этих посланий все же оказался камень. Понятие «каменные скрижали» давно стало нарицательным для древней и незыблемой надписи. Несокрушимые граниты, базальты и нефриты донесли до нас из глубины веков свод законов вавилонского царя Хаммурапи, персидского царя Кира, имена героев разных народов, даты великих битв и основания городов.

Наш рассказ сегодня - о надписях на камне, хотя и не таких древних, но не менее интересных. Древние рисунки на камне - петроглифы, в изобилии рассеянные по скалам горных хребтов Таджикистана, рассказывают о жизни охотников и скотоводов, живших десятки и сотни поколений до нас.

На северном берегу озера Искандеркуль, одной из «мекк» туризма для всей Средней Азии, стоит огромный камень, все четыре грани которого испещрены надписями. Среди этих автографов автору этих строк, побывавшему здесь в конце 1980-х годов, удалось разыскать несколько рассказывающих о важных вехах истории Таджикистана.

Самой ранней надписи, которую удалось разыскать на камне, уже сто двадцать семь лет. Это слово «Русские» и дата «VI-1870», выбитые характерным для конца позапрошлого века шрифтом и с особенностями орфографии старорусского языка. Надпись анонимна, но позволяет утверждать, что она связана с пребыванием на берегах озера знаменитых русских исследователей Средней Азии - Алексея Павловича и Ольги Александровны Федченко.

Зимой 1867 года в Москве состоялся первый съезд естествоиспытателей России. На нем присутствовал весь цвет отечественной биологической, геологической и географической науки. Именно здесь президент Общества любителей естествознания Г.П.Щуровский предложил вчерашнему выпускнику Московского университета А.П.Федченко отправиться в большую экспедицию по Средней Азии. Нужно сразу отметить, что такое предложение было сделано молодому биологу неспроста. В своем рекомендательном письме туркестанскому генерал-губернатору Щуровский писал: «Мы избрали из своей среды одного молодого ученого, пользующегося нашим уважением по своим способностям и по своему характеру, всегда благородному и всегда стремящемуся к предполагаемой цели». Столь лестной для начинающего ученого характеристики Федченко удостоился в двадцать четыре года.

Алексей Федченко.
Алексей Федченко
20 октября 1868 года экспедиция отбыла из Москвы. В ее составе было всего три человека - Алексей Павлович Федченко, его жена Ольга Александровна и препаратор Иван Иванович Скорняков. Ольга Александровна была неразлучной спутницей своего мужа во всех его экспедициях. Молодых людей сблизило совместное увлечение живой природой, и в 1867 году они поженились.

Ученых, прибывших в новую для них страну, заинтересовала, прежде всего, Зеравшанская долина. Для Алексея Федченко был характерен комплексный подход к исследованию природы. Он достигает истоков реки Зеравшан, всесторонне топографически исследует долину этой реки, обратив особое внимание на ее хозяйственное освоение, а затем проводит в Самарканде самые первые метеорологические наблюдения и одновременно изучает богатый животный и растительный мир долины.

Объем работы ученого характеризуют такие цифры: в его зоологической коллекции собрано свыше восьми тысяч экземпляров птиц, млекопитающих, рептилий, насекомых, при этом одних только пчел, ранее неизвестных науке, обнаружено в Средней Азии около трехсот видов. Столь же огромен гербарий, собранный его женой Ольгой, который позволил ботанике сделать неожиданный и важный вывод об общем происхождении флоры Средней Азии и Средиземноморья.

Возвратившись из экспедиции по Зеравшану в Самарканд, они обработали гигантскую коллекцию, подготовили научный отчет и после краткого отдыха в мае 1870 года супруги Федченко вновь устремились в Кухистан - «Страну гор», как называют сложную систему горнах отрогов Зеравшанского и Туркестанского хребтов. На этот раз ученые присоединились к Искандеркульской военной экспедиции генерал-майора Абрамова, исследовавшей район Фанских гор.

Период для исследований был выбран не самый удобный, если вспомнить, что в долине реки Ягноб экспедиция дважды попадала в засады бежавших в эти края из занятого русскими войсками Самарканда бухарских чиновников и их нукеров. В таких случаях Ольге Федченко, по ее воспоминаниям, приходилось менять специальность ботаника на профессию сестры милосердия и под пулями перевязывать раненых. Но, несмотря на все перипетии, экспедиции удалось, наконец, в мае 1870 года достичь берегов легендарного Искандеркуля. Именно в дни недолгой стоянки лагеря здесь и была выбита памятная надпись. Сейчас, по прошествии стольких лет, она едва различима под пятнами лишайника и традиционными туристскими «автографами», оставленными бесчисленными васями, машами, парвизами и заринами в то время, когда берега озера были туристическим раем. А Владимир Высоцкий «сердце оставил в Фанских горах»…

За время Искандеркульской экспедиции исследователям удалось пройти до верховьев Зеравшана, а затем, перевалив Гиссарский хребет, побывать в Каратегине, описав долину реки Сурхоб.

Зимовали в Ташкенте, возвращаться в Москву в экспедиционное межсезонье было далековато. За это время побывали в зимних Кызыл-Кумах, а затем отправились в Кокандское ханство, расположенное в Ферганской долине. Отсюда была предпринята попытка проникновения на Памир: через Ходжент и Исфару маленькая экспедиция прошла до кишлаков Чорку и Варух.

Дальнейшая судьба А.П.Федченко сложилась трагически: в 1873 году он погиб на леднике у подножья Монблана в Швейцарии, куда отправился специально для того, чтобы получить альпинистскую подготовку, столь необходимую ему в экспедиционной работе в горах. Два швейцарских проводника-инструктора бросили его, спасаясь от начавшейся снежной бури. Ему было всего 29 лет.

Ольга Федченко.
Ольга Федченко
Ольга Александровна тяжело переживала гибель мужа, но научную работу не бросила. Ей предстояло отредактировать и издать огромный материал, собранный в экспедициях 1868- 1871 годов. По поручению Общества любителей естествознания она привлекает к этой работе многих ученых. Благодаря ее энергии и самоотверженности было издано «Путешествие в Туркестан» (24 выпуска). Книга эта - детальное описание флоры и фауны Средней Азии, она и сейчас представляет большую научную ценность.

Тридцать лет спустя сын супругов Федченко Борис продолжил дело родителей. Его научные маршруты пролегли на Памир. Ольга Александровна, оказывая огромное влияние на выбор сыном жизненного пути, отправляется вместе с ним. Собранные в этой экспедиции коллекции легли в основу капитальных трудов «Флора Памира» и «Определитель памирских растений».

Итог научной работы О.А.Федченко - около семидесяти публикаций. Альбом ее рисунков Общество любителей естествознания отметило золотой медалью, она стала первой женщиной-ботаником, удостоенной этой награды.

Именем Ольги Федченко названо несколько среднеазиатских растений. Позже академик В.Л.Комаров скажет о ней: «В Ольге Александровне мы чтили не только ученого, но и одну из тех славных русских женщин, которые прокладывали новые пути, выходя за узкие сферы домашних интересов на широкую дорогу общественного служения, и вместе с тем работали над созданием той идейной, самоотверженной русской интеллигенции, которой по справедливости гордится наша страна».

Об авторе: Виктор Дубовицкий, доктор исторических наук, действительный член Русского Географического Общества, эксперт «Фергана.Ру», Душанбе, Таджикистан.