Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Аксыйская трагедия в Киргизии: Пеший марш как зеркало состоятельности власти

20.06.2007 09:25 msk, Абдумомун Мамараимов

Кыргызстан

Пеший марш в знак протеста против действий властей, состоявшийся более пяти лет назад на юге Киргизии и закончившийся гибелью шести граждан, может возобновиться осенью нынешнего года. На днях, выступая на заседании Жогорку Кенеша (парламента Киргизии) депутат Азимбек Бекназаров заявил, что осенью 2007 года жители Аксыйского района Джалалабадской области, в котором пять лет назад произошло столкновение с властями, намерены совершить пеший поход в Бишкек.

Напомним, что в свое время, добиваясь справедливости у власти Акаева, аксыйцы проделали пеший марш до города Джалалабада, преодолев более двухсот километров. Такое же расстояние они одолели и в противоположном направлении – в сторону столицы. При этом демонстранты периодически перекрывали главную автомобильную трассу страны – Бишкек-Ош, соединяющую южный и северный регионы, разделенные огромными горными массивами.

Комментируя решение Верховного суда отложить рассмотрение дела по аксыйским событиям на конец июня, депутат Бекназаров отметил, что сельчане, проделавшие путь в 500 километров для участия в процессе, «не хотят вновь приезжать сюда, чтобы их в очередной раз обманули. И поэтому они сами хотят поставить точку в этом деле осенью». Как заявил Азимбек Бекназаров, председатель Верховного суда Курманбек Осмонов, который якобы инициировал отложение дела на более поздний срок, сообщил, что «по личному указанию президента должно быть оставлено в силе прежнее решение суда по аксыйским событиям». «Если Курманбек Бакиев действительно имеет к этому отношение, пусть он даст ответ сам либо через свою пресс-службу. Ведь в свое время мы даже просили его, чтобы он не расследовал данное дело», - цитирует Азимбека Бекназарова ИА 24.kg.

Напомним, согласно решению прежних судей, несколько человек мелкого исполнительского уровня понесли легкие наказания и были освобождены от уголовной ответственности по амнистии.

Следует отметить, что президент страны Курманбек Бакиев с первых дней своего правления периодически заявлял, что никогда не будет вмешиваться в работу судебных органов. Об этом он говорил и во время «прямых линий» по национальному телевидению, когда люди обращались к нему с просьбой повлиять на того или иного судью для восстановления справедливости. На встрече с аксыйцами весной этого года в связи с пятилетием трагедии Курманбек Бакиев заявлял и о недопустимости вмешательства с его стороны в следственные действия. «Я не могу говорить генеральному прокурору, чтобы он арестовывал или отпускал того или иного человека», - говорил он, упрекая депутата Азимбека Бекназарова, который, по словам президента страны не справился с этим делом, будучи генеральным прокурором страны.

Извечные вопросы, туманные ответы

У каждой страны могут быть факторы, которые как барометр точно определяют состоятельность действующей власти и отношение населения к представителям этой власти на самом высоком уровне. В Киргизии таких факторов несколько. Один из них - аксыйские события, пятилетие которых отмечали весной нынешнего года, расследование по ним не завершено по сей день. Между тем, многие аналитики склонны считать, что предвестником мартовских событий 2005 года, в результате которых экс-президент Аскар Акаев бежал из страны, была именно трагедия в Аксы.

Напомним, что 17 марта 2002 года во время разгона мирных демонстрантов в селе Боспиек Аксыйского района милиция применила огнестрельное оружие, в результате чего шесть граждан погибли, несколько человек получили ранения. Участники акции протеста требовали освободить опального депутата Азимбека Бекназарова, который угодил за решетку после систематической критики экс-президента страны Аскара Акаева за передачу части киргизских земель соседнему Китаю. Депутат был арестован по возобновленному делу пятилетней давности. После расстрела демонстрантов депутата выпустили, правительство во главе с нынешним президентом Бакиевым ушло в отставку, власти пообещали найти и наказать виновных. Однако по сей день на главный вопрос следствия «кто дал приказ стрелять?» общество так и не получило ответа.

По словам бывшего сотрудника генпрокуратуры Нурлана Жээналиева, который вел дело по событиям в Аксы уже при нынешней власти, следствие установило, что из двенадцати омоновцев, разгонявших тогда демонстрантов, автоматы имели только четверо. «По демонстрантам стреляли двое, еще двое стреляли в воздух. Фамилии тех, кто стрелял, тоже известны», - говорил он, выступая перед аксыйцами 17 марта 2007 года. До главного ответа, которого ждала вся страна, оставалось недолго. Однако в сентябре 2005 года президент Курманбек Бакиев отправил в отставку генпрокурора Азимбека Бекназарова и дело «замяли» в очередной раз. А извечные вопросы «кто виноват» и «что делать» - остались.

Лебедь, щука и рак или круговая порука?

Претензии аксыйцев, прозвучавшие в адрес главы государства на встрече в Аксы в день пятилетия трагедии, закончились отставкой другого генпрокурора - Камбаралы Конгантиева, сыгравшего роль «стрелочника» в этой затянувшейся проблеме. Эта отставка, в свою очередь, ознаменовала очередной виток вокруг расследования аксыйской трагедии. Новый Генеральный прокурор страны Эльмурза Сатыбалдиев, так же, как и его предшественники, заявил, что «вновь начатое расследование аксыйских событий будет беспристрастным и объективным, а все виновные понесут наказание, предусмотренное законом».

На этот раз следствие вышло на след депутата Султана Урманаева, который в те роковые дни занимал пост губернатора Джалалабадской области, куда входит Аксыйский район. В свою очередь, Султан Урманаев заявил, что «уголовное дело против меня в связи с аксыйскими событиями должно быть заведено и в отношении президента Кыргызстана Курманбека Бакиева, занимавшего тогда пост премьер-министра страны». И добавил, что «ожидал этого, так как в последнее время часто выступаю с критикой в адрес главы государства и знаю, что от нынешних властей можно ожидать чего угодно».

Если Султан Урманаев считает, что его совесть перед аксыйцами чиста, и спокойно встречается с родными погибших аксыйцев, то в отношении бывшего руководителя администрации президента Аскара Акаева Аманбека Карыпкулова пострадашие сельчане имеют большой зуб. Многие аксыйцы считают, что именно от него исходил приказ о применении оружия против мирных демонстрантов. Султан Урманаев в свое время заявлял, что именно этот чиновник в преддверии трагедии запретил ему, тогдашнему губернатору, выехать на место и вести переговоры с взбунтовавшимся народом.

Кроме Карыпкулова и Урманаева генеральная прокуратура намерена привлечь к делу в качестве обвиняемых заместителя председателя Пограничной службы Киргизии Садырбека Дубанаева (тогдашнего заместителя министра внутренних дел) и бывшего начальника Джалалабадского управления внутренних дел Токбаева. Генпрокуратура заявила, что «в уголовном деле выявлены новые обстоятельства, ранее не известные судебным органам». В связи с этим генпрокуратура обратилась в Верховный суд страны с просьбой отменить прежние решения суда по этому делу.

Надо сказать, что если, согласно законодательству страны, для привлечения к уголовной ответственности депутата требуется согласие парламента, то остальных «бывших» следствие может привлекать к ответственности без проблем. Единственное, что может помешать делу в случае с другими подозреваемыми, - родственные отношения или возможность этих людей «потянуть за собой более крупные рыбы». Между тем, генпрокурор Эльмурза Сатыбалдиев на устроенной на днях им самим пресс-конференции заявил, что считает «нецелесообразным допрашивать бывшее руководство страны по делу об аксыйских событиях».

Однако председатель Верховного суда Курманбек Осмонов сделал более сенсационное заявление. После рассмотрения обращения генеральной прокуратуры об отмене прежних судебных решений по этому делу в Верховном суде Курманбек Осмонов заявил, что в деле об аксыйских событиях нет никаких вновь открывшихся обстоятельств. Главный судья страны также заявил: «Ни нынешнему генеральному прокурору Эльмурзе Сатыбалдиеву, ни бывшему никто не мешал и не мешает привлечь к ответственности высокопоставленных чиновников, замешанных в этой трагедии».

Эти высказывания председателя Верховного суда возмутили депутата Азимбека Бекназарова, который, будучи избранным от Аксыйского района, не раз обещал своим избирателям довести дело по аксыйским делам до конца. Он обвинил Курманбека Осмонова в давлении на правосудие. «Он говорит, что оно уже давно расследовано, но председатель Верховного суда не имеет права этого делать, ведь этим оказывается своеобразное давление на правосудие», - отметил Азимбек Бекназаров. По просьбе Бекназарова спикер парламента Марат Султанов дал поручение соответствующим комитетам Жогорку Кенеша дать оценку действиям Курманбека Осмонова.

Таким образом, конфликт между тремя ветвями власти налицо.

Доживем до осени

С июля парламент страны уходит на каникулы до самой осени, которая обещает быть богатой на политические события. Добавится ли к этому возобновление пешего марша аксыйцев до Бишкека или в «аксыйском деле» все же будет поставлена точка в ближайшие месяцы, предсказать трудно. Однако ясно одно – если «точки» не будет до осени, то вполне вероятно, что в стране заработает другой фактор, то есть – возникнет очередной виток недовольства населения, уставшего ждать элементарного восстановления справедливости в таком, казалось бы, несложном деле, как аксыйская трагедия. Тем более, в стране немало сил, плачущих по тем нестабильным временам, когда возможны захваты власти и перевороты.