Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Партиям приказано включиться… Подробности узбекской политической кухни

11.10.2007 16:02 msk, Обозреватель

Узбекистан Анализ

Официально зарегистрированные партии Узбекистана включились в подготовку к выборам президента страны, которые намечены на 23 декабря 2007 года. Заметим, что эта дата несколько противоречит предусмотренному законом положения, по которому в Узбекистане выборы должны проводиться в последнее воскресенье последнего месяца того или иного года. В этом году последнее воскресенье выпадает на 30 декабря, т.е. буквально за сутки до Нового года. Поэтому перенос дня выборов вполне оправдан.

Вернемся к партиям. 28 сентября состоялся пленум Политсовета Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат» (Справедливость), который принял решение о созыве в октябре с.г. очередного съезда партии и вынесении на обсуждение съезда кандидатуры первого секретаря Политсовета, руководителя парламентской фракции этой партии в Законодательной палате Олий Мажлиса Дилором Ташмухамедовой для ее выдвижения в качестве кандидата в Президенты Республики Узбекистан.

29 сентября состоялось заседание Центрального Совета Национально-демократической партии «Фидокорлар» (Самоотверженные), на котором также принято решение о проведении в октябре съезда партии и выдвижении кандидатом в Президенты страны первого секретаря Центрального совета партии, руководителя парламентской фракции Ахтама Турсунова.

2 октября был проведен пленум Центрального Совета Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение»), обсудивший вопрос о проведении съезда партии и выдвижении кандидатом в Президенты республики председателя Центрального совета партии руководителя ее парламентской фракции Хуршида Дустмухамедова.

На следующий день, 3 октября, свой пленум провел Центральный Совет Народно-демократической партии Узбекистана. В повестке дня был тот же вопрос – об участии партии в предстоящей избирательной кампании. Было принято решение о созыве съезда партии в ноябре с.г. и внесении на его рассмотрение кандидатуры руководителя фракции НДПУ в Законодательной палате парламента Аслиддина Рустамова.

И, наконец, 4 октября состоялось заседание Политсовета Движения предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократической партии Узбекистана (УзЛиДеП). Именно он поставил все точки над «и», выдвинув на обсуждение ноябрьского съезда своей партии кандидатуру действующего Президента Ислама Каримова на повторное (в 4-й раз!) избрание главой государства.

Такая последовательная активность всех легитимных партий объясняется вовсе не их желанием скорее включиться в предвыборную борьбу, чтобы заиметь больше времени и шансов на победу. Отнюдь. Все партии, как и все население республики, прекрасно осознают, что итоги выборов давно предрешены. А их формальное участие должно придать этой навязанной игре видимость соблюдения элементарных демократических правил.

Собственно об этом партийным лидерам было открыто заявлено в аппарате президента страны еще 15 сентября – за неделю до объявления предвыборной кампании. При этом были решительно отвергнуты услужливые заявления партийных боссов об их отказе баллотироваться на пост президента и их готовности всячески поддержать кандидатуру «незаменимого и горячо любимого» Ислама Абдуганиевича Каримова. «Высочайшее согласие» выдвинуть в кандидаты действующего президента было дано только для УзЛиДеП, хотя именно в этой партии и находится наибольшее количество амбициозных деловых людей, которые хотели бы незамедлительных и конкретных изменений в экономической политике страны. Но их надежды захлебнулись в очередной раз.

Не менее нелепая ситуация сложилась в крупнейшей партии – Народно-Демократической партии Узбекистана. Она явилась правопреемницей бывшей Компартии Узбекистана, которую возглавлял первый секретарь ЦК и член Политбюро ЦК КПСС Ислам Каримов. По его же указанию 1 ноября 1991 года КПУз была преобразована в НДПУ, которой на правах почетного председателя он успешно продолжал руководить в течение нескольких лет.

Благодаря именно этой политической силе И.Каримов успешно провел и парламентские и президентские выборы, а затем и всенародный референдум. Максимально использовав весь потенциал единственной тогда официальной политической партии, в середине 90-х годов И.Каримов, по сути, лично образовал несколько новых партий: «Ватан тараккиети» («Прогресс Родины»), «Адолат» («Справеливость») и «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение»), а затем приостановил свое членство в НДПУ.

Однако, его расчет на то, что эти молодые, незапятнанные прошлым, партии быстро найдут свою нишу в политической сфере страны не оправдались: вялые и инертные политические новообразования практически не нашли поддержки у населения. НДПУ же так и оставалась самой организованной и многочисленной партией. Во многом по инерции ее продолжали поддерживать бывшие члены КПСС. Тогда по указанию президента была создана новая партия «Фидокорлар» («Самоотверженные») с акцентом в работе на молодежь. Для того, чтобы отобрать в парламенте первенство по количеству партийных депутатов, президент обязал две партии - «Ватан тараккиети» и «Фидокорлар» - объединиться, что позволило объединенной партии «Фидокорлар» быть представленной в «Олий Мажлисе» самой многочисленной фракцией.

Многими это было воспринято как еще один факт «предательства» Ислама Каримова по отношению к возглавляемой им ранее НДПУ. Третьим и очень болезненным для «ндпушников» актом стало открытое и грубое преследование бывшего руководителя партии Абдулхафиза Джалалова. В 2000 году он, выполняя указания аппарата президента, вынужден был выставить свою кандидатуру на очередных президентских выборах. При этом он неосторожно позволил себе на предвыборных собраниях делать некоторые критические замечания и предложения по поводу внутренней политики. За это Джалалов подвергся резким нападкам в печати, и в итоге он не только не был избран Президентом, но и не был допущен к избранию депутатом Олий Мажлиса, хотя и возглавлял крупнейшую партию. Более того, через некоторое время его сняли с должности директора института философии и права Академии наук страны (она долго оставалась вакантной), а затем заочно, без приглашения на пленум - с поста руководителя якобы «независимой» политической партии. Фактически он был исключен из рядов НДПУ.

Несмотря на столь ощутимый удар, НДПУ до сих пор продолжает оставаться относительно популярной среди населения. Ставка на «Фидокорлар» не оправдалась, и тогда президент предпринимает еще одну попытку найти альтернативную НДПУ силу в лице Движения предпринимателей и деловых людей – «УзЛиДеП». На последних парламентских выборах огромные командно-административные и финансовые ресурсы были брошены на избрание в Олий Мажлис представителей именно этой партии, что позволило сформировать ей самую крупную парламентскую фракцию. Казалось бы, «дело в шляпе»: политическая база, на которую отныне может опираться Ислам Каримов – налицо.

Но авторитет НДПУ продолжает беспокоить главу государства и его преданно-подхалимское окружение. Во-первых, потому, что эта партия – единственная среди официально признанных вынуждена была объявить себя в Олий Мажлисе «оппозиционной» партией. И хотя народу трудно верится в настоящую боеспособность такой «карманной» оппозиции, но тоска по чему-то самостоятельному, нерегламентированному столь ощутима, что выборный электорат у этой партии может оказаться довольно внушительным. Конечно, фальсификациями в Узбекистане никого не удивишь, но зачем создавать дополнительные проблемы?

Во-вторых, потому что лидером партии в последние два года является относительно молодой, внешне симпатичный, одинаково хорошо владеющий и узбекским, и русским языками, известный общественный деятель Латиф Гуламов. Ранее он избирался депутатом парламента, многие годы возглавлял Ташкентскую организацию НДПУ. Тут надо учитывать один немаловажный нюанс – к столице Ислам Каримов всегда относился с подозрением и неприязнью, ибо отсюда вышли многие его политические противники и оппоненты, начиная с его бывшего друга и соратника Шукрулло Мирсаидова. К тому же, Ташкент является самым многочисленным избирательным округом и в нем вероятен наибольший мониторинг выборов, если таковой, то есть, действительно, объективный, вообще возможен.

Такая перспектива не могла не волновать режиссеров намеченной масштабной выборной постановки: тщательно продуманный сценарий мог дать нежеланный сбой. Но выход был найден. Поначалу, чтобы полностью приручить Л.Гуламова, в прошлом году ко Дню независимости его неожиданно наградили орденом статусом повыше, чем всех остальных партийных лидеров, хотя по сравнению с руководителями других партий, он был самым молодым по стажу пребывания на этом посту.

А в сегодняшней предвыборной ситуации ему недвусмысленно предложили отказаться от выдвижения своей кандидатуры на пост президента в пользу своего заместителя Аслиддина Рустамова – человека невзрачного, малоизвестного, но уроженца Самарканда, то есть, земляка И.А.Каримова. От такого искусственного выдвиженца сюрпризов ждать не приходится. Да и вряд ли за такого безликого политика захотят отдавать свои голоса ташкентцы и избиратели других областей Узбекистана.

Другие объявленные кандидатуры практически не в счет – в лучшем случае им позволят набрать до 10 процентов голосов. Если, конечно, они в нужный момент не отзовут свои кандидатуры. В целом, запрограммирован очередной триумфальный успех Ислама Каримова, который, вопреки законодательству, намерен править Узбекистаном еще минимум семь лет.