Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Противостояние вместо партнерства: Лидера узбекской диаспоры Томска пытаются лишить российского гражданства

08.11.2007 23:20 msk, Феруза Джани

Миграция  Россия

Благими намерениями вымощена дорога в ад. Эта пословица невольно приходит на ум после знакомства с ситуацией, сложившейся вокруг Томской городской национально-культурной автономии (ТГНКА) «Узбекистан» - единственной организации, объединяющей проживающих в Томске выходцев из Республики Узбекистан. Вот уже почти полгода между ТГНКА и Управлением Федеральной миграционной службы (УФМС) по Томской области идет странное противостояние.

Кроме организации различных национальных праздников и участия в культурной и общественной жизни Томска, ТГНКА занимается также поддержкой прибывающих в город мигрантов – как трудовых, так и желающих получить российское гражданство. Естественно, что эта работа невозможна без сотрудничества с миграционной службой.

- Приезжающие в Томск мигранты очень часто испытывают языковой барьер, не могут найти человека, который согласился бы их зарегистрировать, а это надо успеть сделать за три дня. У них возникают и другие проблемы, - рассказывает председатель ТГНКА «Узбекистан» Хамза Хамроев. – Поэтому мы решили создать реабилитационный центр, помогаем приезжим, оказываем юридическую поддержку, выступаем в роли переводчика, если надо – возим по диспансерам, где им нужно брать справки о своем здоровье, стараемся подыскать для них работу. Ведь если мы не поможем им, они станут нелегалами и не смогут выехать из страны, на первом же милицейском посту их поймают. И это будет на нашей совести.

Когда исполняющим обязанности начальника УФМС по Томской области был назначен выходец из Узбекистана Сергей Ирисбаев, местная узбекская диаспора обрадовалась – земляк! Хотя к прежней начальнице, Наталье Макаренко, претензий у ТГНКА не было, наоборот, отзывы о ней – самые положительные: «Порядочная, умная, придешь к ней с любым вопросом - в тот же момент решала». Но земляку Ирисбаеву поначалу были рады. И, как выяснилось позже, радовались напрасно.

С внесением в январе 2007 года изменений в миграционное законодательство Российской Федерации стало возможным регистрировать мигрантов не только в жилом помещении, но и в офисах. В соответствии с этим положением в ТГНКА легализовали двадцать пять граждан Узбекистана.

Хамза Хамроев. Фото ИА Фергана.Ру
Хамза Хамроев. Фото ИА Фергана.Ру.

- Мы отправили в миграционную службу уведомление о том, что эти граждане пребывают по фактическому адресу нашего офиса - площадь Ленина 82-а. Когда получили на всех двадцать пять мигрантов разрешения на работу, предварительно оплатив госпошлину и собрав все справки об их здоровье, мы переоформили их к работодателю, непосредственно туда, где они находились, сняв с учета в нашей автономии, - рассказывает Х.Хамроев. – С той поры у нас начались проблемы.

Фергана.Ру: - В чем именно вас обвиняют?

Х.Хамроев: - УФМС Томской области на меня, как на должностное лицо, я ведь - председатель ТГНКА «Узбекистан», и еще на двух моих заместителей подало в суд за то, что мы, якобы, нарушили статьи 20-21 Федерального закона 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». В вину нам вменяется то, что мы приняли мигрантов, но не обеспечили их жильем; они у нас не проживают, хотя и зарегистрированы. Но наш юрист изучил этот закон, и в нем говорится, что люди не обязаны проживать там, где их зарегистрировали или поставили на миграционный учет. А сотрудники УФМС утверждают обратное. Приходят к нам и требуют показать, где именно они тут живут. Мы им говорим: по первому вашему зову наши мигранты прибудут туда, куда вы скажете, мы сами приведем их к вам. Все они под контролем, мы знаем, где они работают.

Фергана.Ру: - А что решил суд?

Х.Хамроев: - Суд оправдал наши действия, постановив, что в них не было нарушений, а наоборот: по прибытии наших земляков мы уведомили миграционную службу. Тогда начальник УФМС вторично составил на нас протокол, но уже не на сорок пять тысяч штрафа, а на четыреста пятьдесят тысяч, как юридическому лицу. Как мне объяснили мои знакомые, все это происходит потому, что я, сам того не зная, «наступил сотрудникам УФМС на хвост». Оказывается, постановка на миграционный учет, получение разрешения на работу, справок и тому подобное – это большой бизнес, а мы делали это бесплатно. Причем дело было в мае, и с тех пор мы прекратили этим заниматься. Но УФМС до сих пор нас преследует. Постановления и штрафы сыплются на нас как снег зимой.

Из письма Совета старейшин узбекской диаспоры Томска директору ФМС России К.Ромодановскому: «Большая государственная «машина», уполномоченная регулировать миграционную политику государства, закрутилась в обратном направлении. Создается впечатление, что УФМС выгодно, когда иммигрант находится «нелегально» и без каких-либо прав, иначе как можно объяснить действия региональных управлений?..».

Томский городской этнический карнавал. Фото ИА Фергана.Ру
Томский городской этнический карнавал. Фото ИА Фергана.Ру.

По словам Х.Хамроева, проблемы возникли и у работодателей, принявших к себе мигрантов из Узбекистана, которые были зарегистрированы в ТГНКА. Это - ООО «РСУ» и завод «Сибкабель». «На этих предприятиях стали проводиться проверка за проверкой, на руководство оказывалось давление с помощью административных ресурсов», - рассказывает председатель ТГНКА. - «К примеру, на встрече мэра Томска с председателями национальных общин Сергей Ирисбаев публично заявил, что в «РСУ» рабочие из Узбекистана находятся, якобы, нелегально. Это - ложь. Но после заседания начальник «РСУ» чуть не потерял все, что имел», - говорит Х.Хамроев. – «РСУ» даже было вынуждено выгнать мигрантов, и они остались без крова и работы».

Тех мигрантов, кто не успел до начала конфликта получить пластиковую карточку (разрешение на работу), также ожидали большие неприятности.

Из письма Совета старейшин узбекской диаспоры Томска директору ФМС России К.Ромодановскому: «Когда мигранты подавали документы на получение разрешения на работу, их принимали без проблем. Но когда они пришли забирать «пластиковую карту», их начинали допрашивать о том, кто их оформлял, кто зарегистрировал их на три месяца, кто помог им оформить документы для подачи на разрешение на работу. Затем всем подряд выписали по две тысячи рублей штрафа, отобрали все документы, в том числе – паспорта, по той причине, что якобы у них фальшивая регистрация. С тех, кто пообещал с ними [сотрудниками УФМС] сотрудничать, взяли заявления о том, что они за свою регистрацию платили по 3000–5000 рублей, после этого им вернули их паспорта. Остальным паспорта отдавали только после уплаты штрафа. Председатель ТГНКА «Узбекистан» и его заместители каждый день лично ходили к начальнику УФМС разбираться по этому поводу, и тогда он приказал своим сотрудникам уничтожить председателя, то есть Хамзу Умаровича, и нашу автономию».

- Когда мигранты приходили к нам с жалобами на то, что у них есть все необходимые документы – и регистрация, и разрешение на работу, а их штрафуют чуть ли не на каждом шагу, мы обращались в УФМС. Сергей Кулахметович Ирисбаев один раз хорошо нас встретил, второй, а потом говорит: «Ребята, а чего это вы каждый день ходите ко мне как к себе домой?». Мы отвечаем: «А почему их оштрафовали? У них же все законно!» Ирисбаев начал возмущаться нами. В результате он перестал нас принимать. И тут же в нашу автономию пришли его подчиненные с проверкой, - рассказывает Х.Хамроев. – А нам нечего скрывать, у нас все в порядке.

- Когда Сергей Кулахметович понял, что со мной не так легко расправиться, - продолжает Х.Хамроев, - он стал требовать у наших людей: «Переизбирайте своего председателя». Мне сообщили об этом, я говорю «пожалуйста, я за кресло не держусь». А мне отвечают: нет, ты работай, только наладь с ним отношения. А как мне их наладить? Каждый раз, когда к нему прихожу, руку мне подает, «все, разговоров нет, работай дальше» - говорит. Я ухожу успокоенный, по своим делам. А проблем становится все больше.

Из письма Совета старейшин узбекской диаспоры Томска директору ФМС России К.Ромодановскому: «Однажды, когда Х.Хамроев выходил с заседания Общественной палаты, на улице средь белого дня и при свидетелях на него напал сотрудник УФМС Гусаров С.И, скрутил ему руку и хотел насильно посадить в машину, в которой сидела начальник районного паспортного стола. Когда к ним подошли президент Ассамблеи народов Томска Габрусенко А.П. и другие коллеги, Гусаров отпустил его [Хамроева], а свое поведение объяснил тем, что он «солдат» и выполняет приказ начальника».

- Я написал заявление по этому факту в прокуратуру. Оттуда получил ответ, что дело передано… начальнику УФМС, - рассказывает Х.Хамроев. - То есть - этому же начальнику и отдано рассмотрение дела. А из УФМС ни письма, ни звонка по этому вопросу. Так и заглохло дело.

- Хамзу Умаровича затравили как зверя, вплоть до того, что позволяют себе скручивать ему руки при всех, и другие выходки, - высказывает свое возмущение Зафар Сафаров, помощник председателя по проектам Красноярского узбекского национально-культурного центра «Дустлик». С Х.Хамроевым он познакомился в начале 2007 года, когда по делам побывал в Томске.

- ТГНКА «Узбекистан» начала большую и хорошую работу. Усилиями автономии в Томске впервые был открыт реабилитационный центр для трудовых мигрантов, - рассказывает З.Сафаров. - Когда человек приезжает туда, о его прибытии сразу же уведомляют УФМС, ему помогают получить разрешение на работу, а пока мигрант его ждет, его обучают на ускоренных курсах в колледже, после чего он идет работать. Легально и принося пользу государству, как своему, так и российскому. И у автономии еще много хороших проектов. Но сейчас, насколько мне известно, председателя ТГНКА Х.Хамроева пытаются даже лишить российского гражданства.

Как рассказал Хамза Хамроев ИА «Фергана.Ру», в Томск он приехал в 1989 году. Поступил в местный пединститут, проучился три года, затем перевелся на заочное отделение и стал работать там же, в пединституте. В 1993 году Хамроев оказался в Узбекистане, куда прибыл с советским паспортом. В то время, в связи с обретением независимости, страна вводила собственный паспорт, и документ советского образца у Хамроева был изъят.

- Я не мог выехать из Узбекистана, - рассказывает Хамза Умарович. - Был вынужден написать заявление на получение вида на жительство. Через три месяца получил его, но и с этим документом тоже не мог покинуть Узбекистан и вернуться домой, в Россию. Тогда я обратился в посольство Российской Федерации в Ташкенте, объяснил свою ситуацию. Мне посоветовали получить загранпаспорт, чтобы обрести право покинуть страну. Таким образом, я вернулся в Россию. Так как я с 1993 года отсюда не выписывался, мне автоматически дали российское гражданство. Спустя четыре года истек срок вида на жительство в Узбекистане, и я отправил туда письменное заявление о том, что отказываюсь от его продления. А Сергей Кулахметович недавно летал в Ташкент, где выяснил, что мне когда-то выдавался вид на жительство в Узбекистане. И он дал приказ нашему районному паспортному столу изъять у меня российский паспорт. А еще я случайно узнал, что УФМС Томской области сделало несколько запросов в пединститут, где я учился. Выясняют, когда я учился, с кем, где работал.

Недавно Хамза Хамроев получил повестку из районной паспортно-визовой службы. По прибытии в ПВС у него потребовали предъявить паспорт.

- Паспорта с собой не было, я показал свои водительские права, - продолжает Х.Хамроев. - Тогда начальница говорит: «Знаете, Хамза Умарович, мы с уважением к вам относимся, но у меня есть приказ от моего начальства изъять ваш паспорт и лишить вас гражданства». Я говорю – а на каком основании? «Оказывается, у вас вид на жительства узбекский». Но ведь вид на жительство – это не гражданство. Я не получал гражданства Узбекистана, у меня только один паспорт и одно гражданство – Российской Федерации. У меня потребовали принести доказательства того, что я проживал в Томске на момент получения российского паспорта. На следующий день я принес ей трудовую книжку, справку с пединститута, бумагу из загса. А через неделю она опять мне звонит и опять говорит то же самое, заявляет – решай, мол, вопрос с моим начальством. А чего там решать? Я прихожу к Сергею Кулахметовичу, а он каждый раз меня с улыбкой встречает и говорит: «Все нормально! В чем проблема?»

Из письма Совета старейшин узбекской диаспоры Томска директору ФМС России К.Ромодановскому: «19 сентября Хамзу Умаровича пригласили в Ташкент, в МИД Узбекистана, в связи с открытием в Новосибирске генерального консульства. Как только он вернулся оттуда, нас тут же завалили постановлениями и письмами от УФМС, УФНС (Управление Федеральной налоговой службы. - Прим. ред.), УФРС (Управление Федеральной регистрационной службы. - Прим. ред.) Томской области о проведении внеочередных проверок. Хотя у нас нет финансового потока из-за рубежа и вообще нет денежного оборота. Как выяснилось, УФРС организует проверку в связи с очередным письменным заявлением от УФМС Томской области! Мы, старейшины узбекской диаспоры, в недоумении: за что мы, «узбеки», стали «неугодными» своему земляку Сергею Кулахметовичу, что прошло уже более пяти месяцев [с момента начала конфликта], а он никак не может успокоиться и неустанно преследует ТГНКА «Узбекистан».

- Вчера меня пригласили в управление юстиции. Прихожу, мне сообщают – ждите внеочередную проверку, - рассказывает Х.Хамроев. – Я говорю: «Вы же весной нас проверяли, у нас все в порядке, к нам же не было претензий». А мне отвечают, что из миграционной службы к ним трижды письма поступали и внеочередная проверка проводится по просьбе УФМС Томской области. Теперь нашу деятельность снова подняли.

- Надо мной висит серьезная угроза. Теперь даже когда из подъезда выхожу, боюсь, что сверху на меня что-то упадет, нечаянно, - грустно замечает Х.Хамроев. - Прихожу к себе на работу и думаю – сегодня опять у меня повестка, опять меня куда-то вызывают. Налоговые органы несколько раз меня проверяли. А зачем? Ведь у нас нет финансовых доходов, нет денег, по нулям баланс сдаем. Все равно… Не знаю, как покончить с такой ситуацией. Одна надежда – на директора Федеральной миграционной службы Российской Федерации Константина Ромодановского, к которому Совет старейшин нашей диаспоры намерен обратиться с письмом.

* * *

Сегодня председатель Томской городской национально-культурной автономии «Узбекистан» Хамза Хамроев отправил письмо-жалобу директору Федеральной миграционной службы России К.Ромодановскому. Мы переслали копию этого письма председателю организации «Гражданское содействие», члену совета правозащитного центра «Мемориал», члену совета при президенте РФ по правам человека Светлане Ганнушкиной.

Мы ждем ответа от чиновников Федеральной миграционной службы России, ждем помощи от правозащитников. Ждет ответа и решения своей судьбы патриот России, этнический узбек Хамза Хамроев, живущий в Томске. Связаться с ним можно через нашу редакцию. А письма в ИА «Фергана.Ру» мы просим вас направлять по адресу ferghana(at)fergananews.com.