Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

В Таджикистане выросло число разводов. В чем причины?

23.11.2007 10:57 msk, Ольга Сенчук (Душанбе)

Таджикистан Общество

В одном из номеров издаваемой Партией Исламского возрождения Таджикистана газеты «Наджот» было высказано мнение, что в республике «стало больше разводов из-за ликвидации неграмотности среди женщин». Так ли это на самом деле?

По данным официальной статистики, в последние годы представительницы прекрасного пола в Таджикистане стали более информированными о собственных правах, правах детей, в вопросах взаимоотношений между мужчиной и женщиной, связанных семейными узами. Среди таджичек немало тех, кому доверены руководящие посты, кто занимается бизнесом, их официально поддерживают государство и различные неправительственные и международные организации. Однако, как утверждает известный в республике психолог, проректор педагогического университета Нафиса Юнусова, все это не дает оснований считать, что женщина стала частым инициатором разводов.

В НПО «Лига женщин-юристов Таджикистана» заявляют, что в большинстве случаев инициаторами разводов в республике становятся мужчины. А утверждение о том, что браки расторгаются из-за того, что таджички стали грамотнее в правовом аспекте, – абсурдно.

Согласно Конституции, Республика Таджикистан строит демократическое светское государство. Несмотря на это, в стране до сих пор сильны религиозные традиции, обычаи и обряды. Более девяноста процентов населения – мусульмане, и не считаться с этим абсурдно. Таджикским женщинам постоянно приходится лавировать между религиозными ценностями и современной реальностью, искать компромисс между требованиями шариата и демократическими законами. К примеру, в советское время местные женщины носили платья национального покроя, но укороченные, и они походили на европейское платье с национальным колоритом. В период суверенитета современная молодежь в городах носит обтягивающие джинсы и блузки, оголяют пупок.

Однако в сельской местности девушки одеваются только в национальную одежду и не выходят на улицу без головного убора. В последнее время как в селах, так и в городе часто можно увидеть женщин в хиджабах – покрывале или накидке, надеваемых мусульманками при выходе на улицу и скрывающих лицо и руки. Замужняя женщина обязана носить национальную одежду и платок.

Правда, соблюдения обычаев и обрядов требуют, в основном, от женщин, а не мужчин. Так уж сложилось, что таджикское общество сквозь пальцы смотрит на «шалости» мужчин, в том числе – на многоженство, которое после гражданской войны в Таджикистане стало очень распространенным явлением, несмотря на то, что в уголовном кодексе Таджикистана за многоженство предусмотрено наказание.

Состоятельный таджик берет неофициально вторую или третью жену по разным причинам, в том числе и ради того, чтобы поднять свой «авторитет» в обществе себе подобных. Большинство женщин соглашаются на роль второй жены исходя, чаще всего, из меркантильных соображений, желая материально обеспечить себя и своих детей.

Кроме того, нельзя упускать тот факт, что во времена гражданского противостояния в девяностых годах двадцатого века Таджикистан потерял много мужчин, а в двадцать первом веке нехватка мужского населения продолжает остро ощущаться из-за того, что многие жители уезжают из страны в качестве трудовых мигрантов.

Так как в Таджикистане многоженство запрещено, чтобы хоть как-то узаконить свой второй или третий брак, люди посещают мулл, которые проводят мусульманский обряд «никох». Этот обряд в определенной мере узаконивает права женщин в браке и детей, рожденных от совместного проживания. Однако такой брак не признается государством. И часто мужчина, живущий в таком браке, не чувствует ответственности за семью ни по мусульманскому обычаю, ни по законодательству республики.

Как сообщила исполняющая обязанности начальника управления записи актов гражданского состояния министерства юстиции Таджикистана Хамро Каримова, в настоящее время религиозным деятелям республики запрещено совершать мусульманский обряд вступления в брак «никох» без официальной регистрации в ЗАГСе.

По словам ведущего сотрудника НПО «Лига женщин-юристов Таджикистана» Фазилат Каримовой, одной из основных причин распада семьи является домашнее насилие, которое выражается в том, что мужья не позволяют женщинам выходить на улицу, навещать родственников, нередко избивают их и даже изгоняют из дома. Более тридцати процентов мужчин, взяв в жены девушек с высшим образованием, деловыми или служебными перспективами, запрещают им работать, отводя им роль домохозяйки и не считаясь с их желаниями реализовать себя в общественной и деловой сферах. И хотя сегодня во всех регионах республики открыто немало государственных и неправительственных центров, где можно получить консультацию по проблемам в браке, во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, на общую ситуацию это мало влияет.

Как сообщил Абдурахмон Шарипов, адвокат международной юридической фирмы «Контракт», на судебном заседании бракоразводного процесса супруги называют, в основном, банальную причину «не сошлись характерами». Между тем, по его наблюдениям, в настоящее время основанием для развода чаще всего становятся материальный фактор, влияние родственников, проблемы в сексуальном воспитании.

Однако председатель суда района Фирдавси города Душанбе Файзулло Раджабов не согласен с мнением, что материальный фактор является главной причиной расторжения браков. По его словам, число разводов растет из-за нежелания супругов заботиться о том, чтобы семья была крепкой и благополучной.

Х.Каримова подтвердила, что число фактов расторжения брака в республике выросло: за девять месяцев 2007 года расторгнуто 3447 браков, что на тысячу случаев больше по сравнению с тем же периодом минувшего года.

Но в то же время выросло и число заключаемых браков - на 152,6 процента. Это напрямую связывают с претворением в жизнь Закона Республики Таджикистан по упорядочению национальных традиций и обрядов, который значительно облегчил местным жителям проведение процессов бракосочетания.