Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Кумтор: Ставка больше, чем миллиард

13.02.2008 10:20 msk, Бакыт Мусаев (Бишкек)

Экономика Кыргызстан

Страсти вокруг нового соглашения между правительством Кыргызстана с канадскими инвесторами по золоторудному месторождению Кумтор разгораются по всем правилам бесконечных российских телесериалов. В который раз, казалось, будет поставлена окончательная точка в череде разбирательств между героями мыльной оперы, но в сценарий неожиданно вводится новая сюжетная линия, продлевающая, на радость домохозяйкам, интригу еще на десяток серий. Однако если продолжение телесериала приносит его авторам дополнительную прибыль от продажи рекламного времени, то в случае с торможением ратификации соглашения, напротив, Кыргызстан недополучает вполне приличные, а главное, законные деньги.

Бюджет Кыргызстана в предвкушении дополнительных «кумторских» миллиардов

На прошлогодних переговорах в Бишкеке правительство Кыргызстана добилось серьезных уступок от основного акционера золотодобывающей компании Centerra Gold Inc. в лице канадской корпорации Cameco, вынудив ее поделиться активами и прибылями. Президент страны Курманбек Бакиев и ставший недавно премьер-министром Игорь Чудинов не скрывали своего удовлетворения результатами договоренностей. Если оппозиционно настроенные члены теперь уже бывшего состава Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана) блокировали одобрение соглашения, то в новом парламенте глава государства и правительство пользуются безоговорочной поддержкой свыше восьмидесяти процентов депутатов. А потому всем казалось, что уже ничего не может помешать Кыргызстану получить дополнительные семнадцать процентов акций и более чем в два раза увеличить поступление в бюджет налогов от добычи золота на месторождении Кумтор.

По данным правительства, в 2007 году от деятельности на Кумторе были получены 1 млрд. 079 млн. сомов ($1=36 сомов). А в бюджет 2008 года доход от месторождения заложен в размере свыше 2 млрд. 300 млн. сомов – согласно прогнозам компании Centerra Gold Inc., которая намерена добыть на Кумторе 500-600 тысяч тройских унций драгоценного металла.

Новое соглашение рассматривается и в качестве надежной финансовой страховки Кыргызстана в условиях начавшегося мирового банковского кризиса, который уже поразил соседний Казахстан, чьи инвестиции служили, как известно, основным фактором экономического роста в Киргизской Республике все последние годы. Однако на минувшей неделе Нурсултан Назарбаев объявил о свертывании целого ряда программ, и всем стало ясно, что сокращение объема казахстанских инвестиций коснется, в первую очередь, зарубежных, в том числе киргизских проектов.

В связи с этим премьер Кыргызстана Игорь Чудинов озвучил намерение правительства использовать акции Centerra Gold Inc. для получения «длинных кредитов» и покрытия грядущего инвестиционного голода. Эксперты считают это вполне реальным, поскольку в случае вступления в силу вышеупомянутого соглашения Кыргызстан становится обладателем тридцати двух процентов акций Centerra Gold Inc. При этом активы страны в кумторском проекте, по словам министра экономического развития Акылбека Жапарова, будут оцениваться на мировом рынке в 1 млрд. 200 млн. долларов США.

Известно также, что прошлогодние договоренности вступают в силу лишь в случае их одобрения парламентом в срок до 15 февраля. Канадские партнеры никогда не скрывали того, что без особой охоты расстаются с активами, которые уже привыкли считать своими собственными и не прочь оставить их за собой. И если парламент не утвердит новое соглашение к взаимно согласованной дате, Centerra Gold Inc. продолжит работать по действующему на данный момент документу.

Финпол подкрался незаметно

Между тем, неизбежного, казалось, одобрения в парламенте до сих пор не получено. Напротив, появилась угроза вообще остаться без него. В игру неожиданно включилась финансовая полиция, следователи которой, по прошествии четырех лет, «узрели» в действиях канадской компании желание уклониться от уплаты налогов. Для придания веса возбужденному уголовному делу следователям пришлось вытащить изрядно пропахшую нафталином фигуру забытого всеми экс-премьера Николая Танаева. Не обратив внимания на то, что глава правительства ставит свою подпись, как правило, после всех министров и руководителей юридических служб, Танаева обвинили в превышении должностных полномочий при подписании инвестиционного соглашения от 2003 года.

Вброс данной информации происходит буквально накануне готовившейся процедуры одобрения в парламенте нового соглашения по Кумтору. И хотя представители золотодобывающей компании предоставили документы об отсутствии к ним претензий со стороны государственной налоговой службы, парламентарии отложили голосование. Действия силовиков, похоже, застали врасплох как правительство, так и депутатов. Премьер Игорь Чудинов и председатель профильного комитета парламента Эрик Арсалиев предположили, что эти процессы не помешают утвердить соглашение.

Между тем, неуверенные и скомканные комментарии следователей Турарбека Масыбаева и Эрнис уулу Айбека, не сумевших назвать ни одной конкретной цифры «неуплаченных налогов», лишь усилили подозрения в наличии некоего политического заказа на срыв соглашения. Как выяснилось, следователи не встречались с работниками канадской компании, которые узнали об уголовном деле из сообщений СМИ. Вопрос, чье поручение выполняет финансовая полиция, завис в воздухе вместе с судьбой проекта соглашения. Правоохранительные органы Кыргызстана никогда не отличались самостоятельностью в подобных вопросах, тем более, когда речь идет о возможных миллиардных потерях для бюджета республики.

Политики в Бишкеке теряются в догадках. «Правительство и парламент не в курсе, что основные параметры бюджета утверждены с учетом нового соглашения, а сейчас все валится. Мне непонятно: либо это факты, которые имеют место, либо идет какая-то игра, о которой мы не знаем. Кто за всем этим стоит, неизвестно»,- рассуждал на заседании профильного комитета депутат от фракции «Ак-Жол» Кабай Карабеков.

Что дальше?

В ближайшие дни финансовая полиция, возможно, более конкретно оформит свои претензии и ознакомит с ними парламент и представителей компании Centerra Gold Inc. Судя по развитию событий, расследование будет продолжено и перед правительством встанет вопрос о срыве соглашения. Попробуем спрогнозировать различные варианты судьбы Кумторского проекта.

Сценарий 1. Оптимистичный, но нереальный.

Правительство и канадская сторона вновь садятся за стол переговоров. По словам выступавшего в парламенте министра экономического развития Кыргызстана Акылбека Жапарова, добиться еще больших уступок со стороны канадцев уже не получится. Последним выгоднее отказаться от дальнейших переговоров и, учитывая срыв подписанного соглашения по вине киргизской стороны, настаивать на работе по прежнему документу от 2003 года.

Сценарий 2. Стороны идут на конфликт и проигрывают

По мнению Акылбека Жапарова, в случае возникновения конфликта канадская сторона имеет серьезные шансы выиграть судебные процессы. Когда Кыргызстан откажется работать по соглашению от 2003 года, допустит противоправные действия со стороны третьих лиц или станет чинить препятствия производственной деятельности компании, последняя может пойти на временную консервацию золотодобывающего комбината.

Согласно мировой практике, инвестор получит компенсацию от страховой компании как по части заработной платы сотрудников, так и по части упущенной прибыли. Эти выплаты составят приблизительно $10 млн. в месяц и лягут на расходы правительства Кыргызстана, то есть будут компенсированы из бюджета. Дело в том, что получив заявку от инвестора, страховая компания автоматически подает иск на правительство в международный арбитраж и ей не составит труда доказать наличие препятствий нормальной работе комбината со стороны киргизской стороны.

В таком случае, первым решением арбитражного суда будет наложение ареста на золотовалютные резервы Национального банка Кыргызстана. Окончательное решение суда, по мнению экспертов, также окажется не в пользу республики. В итоге проиграют обе стороны. Кыргызстан потеряет доверие западных инвесторов и значительную часть резервов Национального банка, из которого не только компенсирует потери канадских инвесторов, но и оплатит судебные издержки. Канадская сторона погрязнет в скандалах и будет вынуждена рано или поздно продать свои активы другому инвестору.

Сценарий 3. Появление нового инвестора и смена оператора Кумторского проекта

Специалисты считают, что смена инвестора в случае с Кумтором будет весьма рискованным шагом для Кыргызстана. Во-первых, трудно представить, что новые инвесторы компенсируют все потери бюджета республики в связи со срывом упомянутого соглашения. В случае возникновения конфликта средней продолжительности потери могут составить до $300-500 млн., выплаченных из резервов Национального банка. Кроме того, действующий инвестор не уступит Кумтор «по дешевке» и новым претендентам придется выложить также немалую сумму канадским акционерам.

Во-вторых, жители иссык-кульского региона уже высказывали опасения, что уход канадцев отрицательно скажется на менеджменте компании-оператора проекта и взаимоотношениях инвестора с местным населением. Здесь опасаются проникновения криминальных структур в процесс добычи и реализации золота. Не секрет, что за все годы осуществления проекта не было ни одного случая хищения кумторского золота, чего не скажешь о других золотодобывающих предприятиях Кыргызстана.

Вместо эпилога

Неизбежный ущерб бюджету вряд ли понравится электорату, и в преддверии новых выборов властям Кыргызстана придется искать стрелочников, например, в финансовой полиции. В перспективе, в страну не придет ни один серьезный инвестор из западных стран и Кыргызстан полностью окажется в зависимости от экономик России, Казахстана, Узбекистана и Китая, отличающихся своеобразными формами инвестиционного сотрудничества. Хотя международная практика и заявляет о преимуществах такой политики, когда в стране работают инвесторы из разных государств, в первую очередь, из тех, что принято называть странами развитой демократии.