Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Аза Мигранян: «Для Киргизии мысль об отказе сотрудничества с Россией и СНГ недопустима…»

25.09.2008 10:27 msk, Фергана.Ру

Экономика Кыргызстан

Экономика Киргизии, как и ряда других стран Центральной Азии, переживает состояние упадка. Цены в стране растут, энергетический кризис принуждает правительство идти на веерные отключения света по всей стране. Все это неизбежно заставляет ряд политиков, экспертов говорить о возможности новых революционных событий не только в Киргизии, но и других странах региона, наподобие тех, что происходили в марте 2005 года. А дестабилизация в одной из стран неизбежно приведет к цепной реакции в других странах. Об экономических перспективах центрально-азиатского региона корреспонденту «Фергана.Ру» рассказывает доктор экономических наук, профессор Аза Мигранян.

Профессор Аза Мигранян
Аза Мигранян - доктор экономических наук, профессор Кыргызско-Российского Славянского университета (Бишкек)

- Аза Ашотовна, экономическая составляющая является одним из залогов политической стабильности в общества. Как Вы оцените сегодняшнее положение экономики Киргизии и всей Центральной Азии в целом ?

- Скажем прямо, современное состояние экономики Киргизии, к сожалению, не может служить гарантом национальной экономической безопасности и, как следствие, - политической стабильности страны. Сегодня экономику страны можно охарактеризовать как предкризисную, а по ряду экономических показателей и кризисную. Приведу несколько цифр. По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, инфляция в Киргизии остается одной из самых высоких в Содружестве. За первые семь месяцев 2008 года показатель индекса потребительских цен в Киргизстане составил по сравнению с темпами роста инфляции в аналогичном периоде 2007 года 26,6%. Это уже галопирующая инфляция.

Киргизия входит в тройку стран СНГ с самыми низкими темпами прироста объема продукции сельского хозяйства. Показатель темпов прироста объема сельхозпродукции в составил в республике 2,9% против 4% в целом по Содружеству. На фоне сокращения объемов производства сельхозпродукции продолжается стагнация в промышленных отраслях. Темпы роста объема промышленного производства остаются ниже, чем в среднем по СНГ. Кризис в промышленных отраслях продолжается с момента распада СССР. По сути, республика умудрилась полностью потерять отрасли машиностроения, металлургии, приборостроения, текстиля и т.д. Сегодня продолжают работать лишь легкая промышленность (представленная так называемым «самопошивом», который, кстати, только в последние два года стали выводить из теневого сектора) и пищевая промышленность, представленная плодоовощным производством.

Результатом такой политики стало ухудшение структуры национальной экономики. До 1992 года Киргизия считалась индустриально-аграрной страной. За годы суверенитета она поменяла свой статус сначала на аграрно-индустриальную, а затем и просто на аграрную. Рост показателя ВВП носит характер валового прироста за счет роста цен и прироста темпов торгового и посреднического секторов экономики. При этом отечественная промышленность не способна выдержать никакой конкуренции со стороны иностранных производителей. Она все больше уступает рынок импортным товарам, сокращая свои объемы производства. Темпы прироста объема выпускаемой промышленной продукции в Киргизстане составляют 5,8%. Причем по сравнению с показателями июля 2007 года в 2008-м отмечено снижение на 4,5%. Проблема спада темпов роста реального сектора экономики Киргизии усугубляется высокой инфляцией.

- Это проблемы только Киргизии? А в соседних странах как обстоит дело?

- Экономическая ситуация во всех странах Центральной Азии характеризуется кризисным состоянием, но различной степени тяжести. Хуже всего обстоят дела в Таджикистане, где также высок уровень темпов инфляции – 29,8%, процентов. Промышленный сектор – в минусе, но при этом там сохраняется высокий уровень темпов развития аграрного сектора экономики, Узбекистан наоборот демонстрирует тенденции роста в промышленности – 12,2% при относительно умеренной инфляции, в Казахстане банковский и ипотечный кризис постепенно отступает, но при достаточно высоких темпах инфляции. В целом же состояние экономик стран региона можно оценить как нестабильное. Относительный рост основных макроэкономических показателей, там, где он есть, пока носит неустойчивый характер, он не способен противостоять внешним вызовам, в том числе и инфляции.

- Подобное состояние экономики не может не влиять на социальную сферу… И как не допустить очередного социального взрыва?

- Рост цен на продукцию первой необходимости приводит к вымыванию дешевых товаров, что сказывается в первую очередь на социально незащищенных слоях населения. А это - прямая дорога к очередному социально-политическому взрыву. Но именно такой поворот событий крайне нежелателен, так как он в первую очередь будет ударом для без того ослабленной национальной экономики. Избежать этого можно, используя весь арсенал методов госрегулирования цен, и тем самым – обуздания инфляции.

Официальная версия причин высоких темпов инфляции – это мировой кризис, обусловленный ростом цен на нефть. Конечно же, это фактор имеет влияние, но списывать все на него не следует. Для Киргизии не он является главным. К основным факторам здесь относятся, прежде всего, слабость самой экономики, ее структура и низкая конкурентоспособность национальной продукции. Но оказать влияние на эти показатели, да еще и в кризисной ситуации, не способно ни одно государство. Поэтому меры воздействия должны быть направлены на сам механизм ценообразования, хотя бы для товаров первой необходимости.

Важно обратить внимание на то, что в республике цены формируются, когда несколько крупных компаний, производителей-поставщиков (продавцов), контролирующих значительные сегменты рынка, полностью или практически полностью обеспечивают поставку тех или иных товаров. Между фирмами, как правило, существуют соглашения о сотрудничестве, зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья (к примеру, муки). Необходимо ограничить возможности олигополий на рост цен посредством установления ценовых ограничений. В Киргизии неоднократно фиксировались цены на продукцию тех или иных мнимых монополий, но по рынку потребительских товаров все пущено на самотек. Вдобавок, в период роста цен, обусловленного мировым нефтяным кризисом, правительство в несколько раз подняло цены на электроэнергию и газ.

Подобные меры не решают проблемы регулирования цен. Во-первых, правительство не обладало четкими критериями и надежной методикой регулирования деятельности олигополистов. Во-вторых, отсутствие ценового контроля наносит удар по немногочисленным вполне конкурентоспособным отраслям промышленности и приводит к товарному дефициту (по отношению к дешевым товарам). Государственное фиксирование могло бы побудить предприятия разрабатывать более эффективные стратегии, что способствовало бы экономическому росту, а не инфляционному накачиванию валовых объемов.

- В чем причина такого парадокса: Киргизия и Таджикистан являются странами с большим гидроэнергетическим потенциалом и обе страны испытывают жестокий энергокризис, который выливается в ежедневные многочасовые отключения света?

- Думаю, что сравнивать природу энергокризиса в Киргизии и Таджикистане невозможно. В Таджикистане он порожден последствиями гражданской войны, а затем необоснованным, неграмотным использованием энергоресурсов. Сказалась и низкая эффективность и отсталость применяемых технологий. В Киргизии причины кризиса носят в основном экономический характер. Одной из них является совершенно безграмотная политика использования гидроресурсов страны с учетом сокращения естественного стока вод. Еще в 1995 году специалисты предупреждали о необходимости рационального использования гидроресурсов Токтогульского водохранилища. Тогда же говорилось и о возможностях использования различных режимов его сработки, с тем, чтобы обеспечить и производство электроэнергии, и обеспечить водопользование для сельскохозяйственных нужд. При этом вместо решения проблемы высокого уровня потерь от внутреннего потребления энергоресурсов, производители электроэнергии стали все больше ориентироваться на внешний рынок. Это говорит об отсутствии сбалансированного государственного подхода к использованию основного стратегического ресурса страны. Пожалуй, самая большая проблема электроэнергетики на сегодня для Киргизии заключается в том, что вместо реконструкции и мобилизации средств в отрасли, правительство решило повысить ее эффективность посредством приватизации. И это абсурд с точки зрения здравого смысла в условиях нехватки гидроресурсов. Естественно, что веерные отключения электричества вряд ли способны решить проблемы жесточайшего энергетического кризиса, да и воды в водохранилище от этого прибавится не намного.

- Летом, на экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент Киргизии Курманбек Бакиев призвал ведущие страны изменить ситуацию с ценами на мировых рынках. Куда, в какие союзы, на ваш взгляд, должна стремиться Киргизия, чтобы обеспечить свою экономическую стабильность?

- К сожалению, в сложившейся экономической ситуации К.Бакиеву ничего другого не остается как апеллировать к сильным мира сего, к той же России. Рост цен на мировом рынке нефтепродуктов негативно сказывается на экономике всех стран, а особенно – на слаборазвитых экономических системах, таких как в Киргизии.

С точки зрения экономических выгод любая стран должна стремиться к интеграции с теми странами, союз с которыми может дать экономические дивиденды. Если рассматривать Киргизию, то это должен быть союз, который может способствовать возрождению промышленности страны. Только производство конкурентоспособной продукции способно помочь преодолению кризиса, в котором находится экономика.

Правительству любой страны нужно быть готовым к открытому столкновению интересов отечественных и иностранных производителей, быть способным защитить своих производителей хотя бы на своем внутреннем рынке. Тем самым, не дать погибнуть отечественной промышленности и науке. Государственная поддержка отечественных производителей должна производиться именно в этих двух основных направлениях, ибо они служат основой для конкурентоспособного существования государства в целом.

Для большинства стран с трансформирующейся экономикой характерен экспорт первичной продукции (сельскохозяйственное сырье, минералы, топливо), что сопряжено с риском и неопределенностью. При этом практически не используются имеющиеся научные и производственные ресурсы. Использование внешней торговли в качестве благоприятного фактора, способствующего экономическому росту, возможно лишь при условии экспорта продукции промышленного производства. Проблема заключается в том, что страны со слаборазвитой промышленностью в качестве основного критерия регулирования своей деятельности рассматривают величину валютных поступлений как основной источник финансирования импорта. Они постоянно наращивают объемы экспорта продукции сырья, что обуславливает постоянное падение цен на нее.

Влияние интеграционных процессов привело к возникновению новой формы технологической зависимости от развитых стран, при которой простое копирование и перенесение действующих технологий развитых стран не даст возможности для формирования такого уровня конкурентоспособности, который позволил бы лидировать на рынке. Попытки Киргизии реформировать свою экономику в соответствии с рецептами международных организаций – таких, как МВФ, как и вступление в ВТО, – ярчайший тому пример…. Поэтому формирование конкурентоспособности стран со слабой экономикой должно происходить на основе объединения собственных научных, финансовых, производственных ресурсов этих стран, их внутренней интеграции.

Успех любого интеграционного образования зависит от характера отношений, установленных между странами. Конечно же, наиболее эффективным являются партнерские отношения. С этой точки зрения целесообразен союз со странами равными по уровню развития, схожести социальных и политических стандартов. Если исходить из названных критериев, то для Киргизии предпочтителен союз со странами Центральной Азии, вообще бывшего СССР, в таких союзах наша страна уже состоит – это СНГ, ЕврАЗЭС, ШОС. Осталась малость – максимально использовать экономические и политические выгоды от участия в них. Для этого необходимо одно – наличие управленческого и политического умения, с которыми, вероятно, проблемы…

- США неоднократно советовали как Киргизии, так и другим странам ЦА, перестать обращать внимание на Россию и СНГ, а переключить свое экономическое внимание на Афганистан, Пакистан и Индию. Насколько экономически обосновано такое предложение?

- Киргизия имеет небольшой экономический потенциал для сотрудничества с Афганистаном, Пакистаном и Индией. В какой-то степени он уже на сегодня реализуется. Но, повторюсь, сотрудничать надо на основе взаимовыгодного партнерства. Что касается названных стран, то надо учитывать их специфичность экономической и политической ситуации. Воюющий Афганистан не способен предложить выгодные экономические проекты, позволяющие развиваться киргизской экономике. Он сам нуждается в инвестиционных вливаниях, которыми на сегодня Киргизия не обладает. Показательно, что Киргизия из стран региона наиболее пассивна в вопросах экономического сотрудничества с Афганистаном, хотя, время от времени руководство республики и декларирует свои интересы: сотрудничество в области сельского хозяйства, в развитии торговых отношений…

В отношении - Пакистана аналогичная ситуации, Индия в этом списке наиболее перспективный экономический партнер. Но торговые отношения с Индией осложнены отсутствием сухопутных дорог, общих экономических и политических интересов с Киргизией. Что же касается поучительных наставлений США, то очевидна их беспочвенность и заинтересованность в решении собственных проблем в регионе. Особенно это касается второй части их рекомендаций. Для Киргизии просто недопустима сама мысль об отказе от сотрудничества с Россией, и со странами СНГ. Именно в этом интеграционном формате возможно обретение хоть каких-то экономических выгод для республики. Руководству Киргизии необходимо научиться самому определять внешнюю и внутреннюю политику страны, исходя из национальных интересов. И хотелось, чтобы она основывалась, прежде всего, на здравом смысле и грамотно осознанных приоритетах экономического развития страны.

Записал Д.Кислов