Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекско-турецкие отношения теплеют? Если да, то пока очень медленно

23.12.2008 22:20 msk, Тимурхан Алимханов (Ташкент)

Экономика Узбекистан
Узбекско-турецкие отношения теплеют? Если да, то пока очень медленно

22 декабря в столице Узбекистана Ташкенте состоялся бизнес-форум деловых кругов Узбекистана и Турции. Деловая встреча была организована Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли (МВЭС) Республики Узбекистан и Министерством внешней торговли Республики Турция и посвящена дальнейшему расширению торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между двумя странами.

Возглавили делегации сторон первый заместитель министра внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан Насриддин Нажимов и замминистра внешней торговли Республики Турция Гузель Улкер.

Руководители многих министерств и концернов Узбекистана, как сговорившись, на узбекско-турецкий форум в Международном бизнес-центре (МБЦ) не явились. Не приехали на встречу с турецкими коллегами приглашенные председатель Торгово-промышленной палаты Узбекистана Алишер Шайхов, хоким (глава администрации) города Ташкента Абдукаххор Тухтаев, руководители «Узбекистон хаво йуллари», «Узбекенгилсаноат», «Узгуштсаноат», «Узвнештранса» и многих других ассоциаций и отдельных промышленных предприятий.

Несмотря на торжественные реляции в узбекской прессе, встреча была скорее формальной, чем эпохальной. Никакого прорыва в узбекско-турецких экономических отношениях пока не намечается.

По словам одного из участников форума, узбекская сторона предложила турецким предпринимателям приватизировать, а также вложить инвестиции в 63 узбекские предприятия-банкроты. «Они обнищали до такой степени, что от них остались только бетонные здания и пустые производственные территории. Эти предприятия нужно восстанавливать почти с нуля. А ведь до визита турецкой делегации наши [узбекская сторона – Т.А.] обещали гостям предложить для инвестирования полноценные работающие предприятия», - сказал он.

По данным узбекских органов статистики, в 2007 году товарооборот между Узбекистаном и Турцией составил 754,3 млн. долларов США. По итогам 10 месяцев 2008 года объем взаимной торговли между странами увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,6% и составил 735,3 млн. американских долларов.
По данным турецкой стороны, объемы взаимной торговли в 2007 году достигли $840 млн. К завершению текущего года впервые ожидается, что объем товарооборота между двумя странами превысит $1 млрд.
По словам источника ИА «Фергана.Ру», предприниматели из Турции критически относятся к таким предложениям узбекских чиновников. «В середине 90-х годов турки, поверив обещаниям наших властей, бросились вкладывать деньги и восстанавливать с нуля обанкротившиеся узбекские предприятия. А когда на этих предприятиях было налажено производство, наши чиновники под различными предлогами их отобрали. Вот и сейчас выходит так, что турков приглашают осваивать пустынные земли, сажать там деревья, а урожай, скорее всего, будут снимать наши узбеки», - говорит участник узбекско-турецкого форума.

Ташкентская встреча с турецкой делегацией прошла за закрытыми дверями, словно представителям узбекских властей было чего стыдиться, или они стремились скрыть от общественности какие-то государственные тайны. Узбекские чиновники старались оградить турецких гостей от нежданных журналистов. В список работников СМИ, приглашенных освещать форум, вошли только корреспонденты турецких масс-медиа и официальной прессы Узбекистана.

«Этот список был «спущен» основным организатором форума - Министерством внешнеэкономических связей Узбекистана. Нам велено не пускать посторонних», - объясняли сотрудники безопасности МБЦ «посторонним» журналистам, пришедшим освещать ход узбекско-турецкого форума. Так, в частности, за бортом мероприятия остались корреспондент радио «Голос Америки» Абдумалик Бобоев, а также еще несколько журналистов зарубежных и местных масс-медиа, имена которых не были включены в список корреспондентов, приглашенных на форум.

Однако, как сообщил «Фергане.Ру» источник в МВЭС Узбекистана, список этот был подготовлен не самим министерством, а Службой национальной безопасности (СНБ) республики. «Наше министерство совместно с Торгово-промышленной палатой республики, а также посольством Турции подготовили большой список, куда были включены фамилии многих журналистов. Однако за день до форума из СНБ нам спустили другой, совсем короткий список. Кроме того, нам приказали поменять место проведения форума с гостиницы «Интерконтиненталь», куда вход свободный, на Международный бизнес-центр, вход в который осуществляется только при предъявлении документов», - сообщил сотрудник МВЭС Узбекистана.

По словам источника, эти неожиданные изменения вызвали недовольство посольства Турции, а также ташкентского представительства турецкого агентства «ТИКА». «Турки хотели, чтобы на этих мероприятиях присутствовало как можно больше журналистов. Но наши [узбекская сторона – Т.А.] даже слушать их не захотели», - сообщил источник из узбекского МВЭС.

Помимо этого, узбекская сторона отклонила также предложение турецкой делегации провести по итогам встреч совместную пресс-конференцию.

Однако, несмотря на «холодок» в отношении узбекских чиновников и полупустой зал заседаний МБЦ, гости из Турции выразили оптимистичные прогнозы развития двухсторонних деловых и экономических отношений. Например, заместитель министра внешней торговли Турции Улкер Гюзель заявила, что турецкие деловые круги рассматривают Узбекистан как важного партнера в Центральной Азии.

По ее словам, интерес турецких деловых кругов вызвали презентации узбекских специалистов на темы «Инвестиционный климат и инвестиционные возможности Узбекистана», «Перспективные инвестиционные проекты в текстильной промышленности республики», «Возможности участия турецких компаний в инвестиционных проектах кожевенно-обувной отрасли Узбекистана», «Возможности участия турецких компаний в инвестиционных проектах в сфере производства строительных материалов», «Возможности участия турецких компаний в приватизационных процессах республики», сделанные в Турции.

Некоторые турецкие предприниматели, а также работники турецкого посольства и ташкентского представительства агентства «ТИКА» вовсе не считают такой прием и отношение к ним со стороны узбекских чиновников холодным. «Потому что раньше отношение [Ташкента] к Турции, к ее инициативам было намного хуже, чем сейчас», - говорят они.

По словам представителей турецких деловых кругов, в октябре нынешнего года Ассоциация хокимов (глав администраций провинций) Турции вручила Узбекистану гуманитарную помощь на 100 тысяч долларов США. Она была передана школе-интернату близоруких детей, расположенному в Хамзинском районе г. Ташкента, фонду «Соглом авлод учун» и Ассоциации женщин-инвалидов, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Кроме того, тогда, в октябре 2008 года, Ассоциация хокимов Турции вложила в качестве безвозмездной помощи 20 тысяч долларов США в проект по водоснабжению нескольких населенных пунктов кишлачного схода граждан «Ахил» Янгиюльского района Ташкентской области.

«Тогда мы приглашали СМИ Узбекистана осветить церемонию передачи этой гуманитарной помощи. Однако никто из местных журналистов не пришел», - рассказывают турецкие предприниматели. По их словам, через некоторое время после этого часть приглашенных узбекских журналистов извинялись за неявку. «Узбекские журналисты сказали нам, что посещать и освещать наши мероприятия было запрещено руководителями СМИ и вышестоящими организациями», - отмечают турецкие бизнесмены. «Сейчас наши узбекские друзья хоть встретились с нами, пригласили маленькую группу журналистов», - радуются турки.

Радостный оптимизм представителей турецких деловых кругов создает впечатление, что официальная Анкара изо всех сил стремится навстречу Ташкенту, но объятия узбеков пока закрыты. Кажется, Ташкент никак не может простить Анкаре голосование за проведение международного расследования андижанских событий. Кроме того, в ташкентском Оксарое невзлюбили Турцию еще за то, что она, как претендент на вступление в Европейский Союз, в унисон с остальными странами-членами Евросоюза осудила использование в Узбекистане детского труда при сборе хлопка.

Есть и другая причина «натянутости» узбекско-турецких отношений: Ташкент давно намекает Анкаре, что неплохо бы выселить из Турции лидера оппозиционной партии «Эрк» Мухаммада Салиха, который проживает там по статусу политического беженца ООН. Вопреки пожеланиям Ташкента Анкара не может выселить Мухаммада Салиха из Турции, так как, во-первых, узбекский оппозиционер имеет статус беженца, во-вторых, Турция, чтобы вступить в ЕС, старается особо не нарушать права человека и привлекать к себе внимание международных правозащитных институтов.

Поэтому утверждать, что узбекско-турецкие связи резко налаживаются, пока нельзя. И такой «холодный» характер отношений между двумя странами сказывается на двусторонних торгово-экономических связях.

Тимурхан Алимханов, Ташкент, Узбекистан