Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Министерство иностранных дел Узбекистана как Министерство Пропаганды

16.01.2009 11:43 msk, Мусафирбек Озод

Права человека Узбекистан
Министерство иностранных дел Узбекистана как Министерство Пропаганды

На фото: Игра на карнае — узбекском национальном духовом музыкальном инструменте. Фото ИА «Фергана.Ру»

15 января 2009 года посольство Республики Узбекистан в США распространило пресс-релиз «О рассмотрении Национального отчета Узбекистана в рамках [сессии] Универсального Периодического Обзора Совета ООН по правам человека» (Press Release On the consideration of Uzbekistan’s National Report within the framework of Universal Periodic Report of UN Human Rights Council).

Примечательным в этом пресс-релизе является то, что распространен он был через месяц после самой сессии Совета ООН по правам человека и содержит весьма сомнительные заявления.

Имея в наличии документы самой сессии и результаты слушаний доклада о соблюдении прав человека в Узбекистане, ранее опубликованные информагентством «Фергана.Ру», можно с уверенностью констатировать, что узбекское дипломатическое ведомство стремится оправдать нарушения прав человека в стране и распространяет заведомо неточную информацию.

Так, например, в пресс-релизе посольства говорится, что из 55 делегатов, участвовавших в обсуждении на сессии, «подавляющее большинство выступающих признали существенный прогресс в обеспечении и защите прав человека в Узбекистане и выразили полную поддержку реформам в политической, экономической, социальной и судебной сферах в Узбекистане». Однако это заявление категорически не соответствует тем резким выступлениям, которые звучали во время сессии.

Напомним, что ряд делегаций, в том числе российская, белорусская, иранская, азербайджанская, китайская и кубинская, действительно отметили определенные позитивные достижения Узбекистана, в частности, усиление роли парламента, создание органа омбудсмена, недавнее освобождение политзаключенных, присоединение к большинству ключевых договоров в правозащитной сфере.

Однако с критическими замечаниями в адрес Узбекистана выступили сорок семь (!) делегаций-участниц дискуссии. В частности, они подняли темы освобождения находящихся в заключении правозащитников; обеспечения свободной деятельности неправительственных организаций; принятия эффективных мер по борьбе с безнаказанностью сотрудников правоохранительных органов, чья деятельность с применением пыток вызывает немало жалоб со стороны населения; гарантий независимости судебной системы и так далее.

Наиболее категоричны были представители Швеции, Канады и Великобритании. Они заявили, что положение в области прав человека в Узбекистане после трагических событий в Андижане в 2005 году только ухудшается, поэтому доклад узбекских чиновников нельзя считать убедительным.

Между тем в своем пресс-релизе сотрудники узбекского посольства описывают, как хорошо развита в стране система защиты прав человека на примере «отмены смертной казни, введения института «Хабеас корпус», обозначения роли политических партий в демократическом обществе, создания института детского омбудсмена, продолжающихся визитов представителей МККК (Международный Комитет Красного Креста) в пенитенциарные учреждения, а также прогрессирующего роста количества НПО и СМИ».

Следует отметить, что согласно докладу узбекской делегации, среди «успешно действующих» неправительственных организаций оказались только те НПО, которые курируются властями как официально, так и негласно - например, «Фонд Форум культуры и искусства Узбекистана».

«Делегаты стран-членов ООН отметили, что Национальный доклад Узбекистана отражает прогресс в области демократического обновления страны, а также преданность процедурам Универсального Периодического Обзора и диалогу с Советом по правам человека, - говорится в пресс-релизе. - В этом контексте сотрудничество Узбекистана с УВКПЧ (Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. - Прим. ред.) и подразделениями ООН [...] было высоко оценено».

Подобного рода заявления опровергают такие факты, как закрытие представительства УВКБ ООН в Узбекистане после андижанских событий, вынужденное функционирование УВКПЧ с территории соседнего Кыргызстана, а также негласное курирование всех проектов ООН и ее деятельности со стороны Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана.

Пафос заявления дипломатического представительства Узбекистана в США способен убедить любого читателя пресс-релиза, который плохо знаком с ситуацией в этой центральноазиатской стране, в том, что жизнь в Узбекистане - просто сказка. Такие громкие выражения, как «искоренение дискриминации в отношении женщин и детей», «защита прав ребенка», «усиление роли женщин в общественно-политической жизни страны», «улучшение уровня жизни детей» и тому подобные встречаются в тексте не один раз.

На деле все иначе: к примеру, не зря сразу четыре крупнейшие западные объединения импортеров и торговцев одеждой отказались покупать текстиль из узбекского хлопка, сбор которого происходит с использованием принудительного детского труда.

В пресс-релизе, распространенном через свои посольства узбекским МИДом, особо подчеркивается деятельность государственных учреждений в рамках так называемого «Национального плана действий, посвященных 60-летию Всеобщей декларации прав человека», рассчитанного на 2007-2011 годы. По мнению же независимых экспертов и правозащитников, вышеуказанный План и проводимые в его рамках мероприятия иначе как театрализованными шоу не назовешь.

Еще одним не заслуживающим доверия сообщением в пресс-релизе является упоминание того, что «члены Рабочей группы приветствовали заявление узбекской делегации относительно продолжающегося улучшения законодательной базы по преследованию и наказанию судом [за факты] применения пыток и других форм плохого отношения [к подследственным и заключенным]… Узбекистан предпринял шаги по выполнению рекомендаций, сделанных Спецдокладчиком [ООН] по пыткам по итогам визита в Узбекистан в 2002 году».

Если ознакомиться с докладами и мнением международных правозащитных организаций и независимых экспертов, станет ясно, что в реальности Международная конвенция против пыток в Узбекистане действует только на бумаге, впрочем, так же как и большинство международных договоров, подписанных Ташкентом.

Завершается пресс-релиз весьма оптимистично. Посольство Узбекистана в США уверенно заявляет, что «делегация Узбекистана приняла большинство рекомендаций», высказанных на сессии. Действительно, узбекская делегация приняла поздравления международного сообщества «с достижениями» в области соблюдения прав человека, однако согласилась учесть только те общие рекомендации, выполнение которых не потребует ни кардинальных, ни косметических изменений политики.

Предоставление заведомо искаженной или неполной информации – принятая практика любых дипломатических представительств Узбекистана. Свежо в памяти лицемерное опровержение посольством Узбекистана в Великобритании случаев использования детского труда, которые вызвали жестокую критику со стороны международных правозащитных организаций и отдельных независимых экспертов.

Мусафирбек Озод, Ташкент