Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Тайна Намангана-2008: Власти Узбекистана два года скрывают правду о массовом заражении детей ВИЧ

22.03.2010 13:41 msk, Фергана.Ру

Узбекистан
Тайна Намангана-2008: Власти Узбекистана два года скрывают правду о массовом заражении детей ВИЧ

«Мой сын сильно температурил, и мы сначала приехали в Ирваданскую детскую больницу. Но там шел ремонт, и нас привезли в больницу на массиве Гузаль. Врачи, осмотрев ребенка, дали нам список лекарств и сказали: «Принесите все, и мы сделаем ему укол». Но после укола температура не спала…»

Перед телекамерой сидит мать Иззата, которому не было и года, когда он попал в наманганскую больницу, и рассказывает, как детские врачи пытались помочь ее сыну. Попробовали поставить капельницу, но, видимо, не смогли попасть в вену. Ребенку становилось все хуже.

«Мы зашли к дежурному врачу. Он разговаривал с кем-то по телефону. Мы сказали ему: «Почему вы ничего не делаете с ребенком?» Врач вызвал реаниматологов, они спустились с верхнего этажа и забрали ребенка с собой. Нам велели выйти и подождать полчаса… Мальчика вернули, снова поставили ему капельницу. Через полчаса ребенок скорчился в судорогах, его состояние резко ухудшилось, и реаниматологи снова забрали его к себе. Там он потерял сознание, потом до утра четырежды бился в судорогах, после чего впал в кому... В коме он пробыл девять дней, на десятый день очнулся. Его нельзя было узнать, так он изменился... Если я расскажу о его состоянии... Я не знала, что и делать... Смотрю на него, а он странный такой… Молчит, не улыбается, глядит широко раскрытыми глазами…»

Иззат с мамой пролежали в больнице месяц, потом их выписали. Вскоре из больницы позвонили и велели сдать анализы. Родителям сообщили, что в больнице у многих детей был обнаружен ВИЧ. Маленького Иззата тоже заразили во время того пребывания в больнице. Сейчас ребенка уже нет в живых.

Рассказом матери Иззата начинается документальный фильм, снятый Узтелерадиокомпанией по заказу Наманганской областной прокуратуры Узбекистана. Фильм этот никто, кроме узкого круга посвященных, до сих пор не видел.

Факты, изложенные в фильме, таковы:

Из-за халатности врачей в 2007-2008 годах только в больницах Намангана и Наманганской области ВИЧ/СПИДом по вине медицинских работников было заражено 147 детей, из них 20 – в районных больницах. Причиной массового заражения стали использование многократно и без стерилизации катетеров, одноразовых шприцов и скарификаторов для взятия анализа крови, а также фальсификация регистрационных записей в журналах о стерилизации инструментов и материалов с последующим уничтожением необходимой документации в этих журналах.

Ближе к январю 2009 года, когда расследование было завершено и уголовные дела отправлялись в суд, 14 из зараженных детей уже скончались.

По нескольким уголовным делам проходило 13 медицинских работников из двух больниц города Намангана. 12 из них по суду были лишены свободы, получив от пяти до восьми лет. В фильме названы их фамилии и должности. Также осуждены и несут уголовную ответственность девять врачей и лаборантов из районных больниц Наманганской области.

Все суды в Наманганской области прошли скрытно, в местных газетах о следствии и процессах не было сказано ни слова.

О судах, приговорах и о самих фактах массового заражения СПИДом детей в больницах представители государственной власти и силовых ведомств упорно молчат уже более года. Хотя сами знают о произошедшей трагедии всё.

Предыстория

Наша редакция проводила собственное расследование массовых заражений в Наманганской области. Так, в начале ноября 2008 года «Фергана.Ру» рассказывала о том, что в Наманганской областной больнице работает ташкентский «десант», сформированный из сотрудников спецслужб, следователей Генеральной прокуратуры, а также чиновников Министерства здравоохранения Узбекистана. Группа следователей из Ташкента прибыла тогда в Наманган, чтобы расследовать факты вопиющего нарушения медицинских правил, повлекших за собой массовое заражение вирусом иммунодефицита человека. По слухам, из-за халатности местных медиков ВИЧ во втором по величине городе республики оказались заражены более сорока детей. Однако сегодня мы уже знаем, что эта цифра была серьезно занижена.

По рассказам местных жителей уже тогда становилось понятно, что «спецгруппа» из Ташкента занимается не только расследованием инцидента, но и всяческой изоляцией родителей и родственников зараженных детей от… журналистов. «Иногда кажется, что они, особенно ташкентские эсэнбэшники, приехали из столицы только для того, чтобы скрыть этот скандал. Они серьезно озабочены только тем, чтобы эти факты не дошли до средств массовой информации, местной и зарубежной общественности», - говорили тогда в интервью «Фергане.Ру» наманганцы.

Полтора года назад «Фергана.Ру» располагала, по сути, лишь слухами и неподтвержденными данными. Тогда мы открыто обратились к властям Узбекистана с просьбой предоставить общественности исчерпывающую информацию об инциденте в Намангане, дабы пресечь домыслы, активно распространяющиеся в стране. Однако власти категорически отказались идти на контакт с журналистами. Все наши обращения в Министерство здравоохранения республики, в Генеральную прокуратуру и в МВД не дали результата. Лишь в интервью Радио «Азаттык» представитель министерства здравоохранения Узбекистана Саидмурод Саидалиев заявил: «В Наманганской области действительно есть случаи заражения ВИЧ, но это никак не связано ни с данной больницей, ни с использованием одноразовых шприцов, ни с заражением упомянутых в прессе 43 детей и новорожденных».

Фильм, которого все боятся

«Фергане.Ру» удалось достать у одного высокопоставленного чиновника фильм, в котором называются фамилии осужденных медиков, количество зараженных детей и способы, каким были заражены пациенты. Очевидно, фильм был снят сразу после того, как прошли закрытые суды над виновными врачами и медперсоналом.

Этот фильм - не рабочие материалы следствия, а подготовленная к широкому показу телевизионная публицистика. Слова, которые произносит диктор, рассчитаны на массовое потребление, а не на узкий круг специалистов-медиков или следователей.

Голос за кадром проникновенно говорит: «Ребенок – радость нашей семьи, смысл нашей жизни. Если в его руку войдет заноза, то для нас это - как ножом по сердцу… Детский врач должен относиться к больному ребенку не только как специалист, но с материнским состраданием и желанием помочь…»

Или: «В нашей республике, где верховенствует закон, преступники не остаются безнаказанными. Виновные в случившемся врачи заслужили всеобщего порицания и сегодня сидят за решеткой за свои преступления. Возможно, им снятся эти младенцы, безвременно умершие из-за заражения ВИЧ-инфекцией. Возможно, дети, в нежные вены которых вкалывали несущие опасность иглы, все время встают перед их глазами. Впрочем, как говорится, «какая польза от позднего покаяния».

По всем признакам, фильм должны были показать людям.

Но не стали.

Поэтому фильм показываем мы. Кроме того, мы дословно перевели на русский язык все, что говорится в кадре и за кадром (сам фильм идет на узбекском языке).

И мы снова спрашиваем власти Узбекистана: почему они по-прежнему скрывают страшные факты массовых заражений от собственного народа? Может быть, эта публикация заставит их хоть как-то прокомментировать произошедшую трагедию.

Власти Узбекистана параноидально боятся всего, что может разрушить миф о стабильной и благополучной жизни в республике. Замалчивание вопиющих фактов массового заражения неизлечимой болезнью - в общем русле информационной блокады, тотальной немоты власти, накрывшей Узбекистан еще в середине девяностых годов прошлого века. Вероятно, в прокуратуре и в правительстве Узбекистана испугались широкого резонанса, который мог вызвать фильм - как внутри республики, так и за рубежом. Огласка ужасающих фактов могла вызвать негативную реакцию иностранных партнеров по громким программам борьбы с ВИЧ\СПИДом, в том числе и доноров.

Однако, по нашему мнению, узбекское общество (и прежде всего – именно узбекское, а потом уже «иностранное») ДОЛЖНО знать о том, что творится в медицинских учреждениях страны.

И кстати. В фильме диктор произносит: «Пройдут дни, месяцы и годы. И дай Бог, чтобы заболевшие дети выздоровели и долго жили на радость родителей и во благо общества».

На эту типично узбекскую пропаганду «во спасение репутации» внимания не обращайте. СПИД пока неизлечим.

Полный перевод на русский язык доступен здесь.

Некоторые цитаты из фильма

Достон Худойбердиев, заместитель главного врача областного центра государственного санитарно-эпидемиологического контроля: Согласно приказу Минздрава за номером 480, в каждом лечебном и профилактическом учреждении страны должны работать санитарно-эпидемиологические комиссии… В ходе проверок было выявлено, что в областном (наманганском – ред.) детском многопрофильном центре и в городской детской больнице такие комиссии созданы не были.

Мухаммаджон Ашурматов, главврач областного центра борьбы со СПИДом: СПИД, как известно, передается тремя способами. Первый способ - половым путем, второй – от матери ребенку, и третий - парентеральный способ, то есть через кровь. Третьим способом болезнь передается в результате использования нестерилизованных медицинских инструментов. При проверке больных в многопрофильной областной детской больнице и в городской детской больнице в крови пациентов обнаружены вирусы иммунодефицита человека (ВИЧ). В ходе проверки выявлено, что способ заражения детей был третий — парентеральный.

Отец пострадавшего ребенка: После проверок стало ясно, что сын мой заразился СПИДом из-за халатности врачей, которые повторно использовали одноразовые шприцы. У ребенка прорезались зубки, во время грудного кормления он покусал мать, отчего у моей жены появились раны. Когда она показалась врачам, ей рекомендовали использовать для лечения мази. Но потом стало ясно, что во время кормления больной СПИДом ребенок заразил и свою мать.

Шарипова Насиба, бывшая главная медсестра многопрофильной областной больницы: Я, Шарипова Насиба Алимджановна, с 1984 года работала в областной детской больнице. С 1984 по 1994 годы работала старшей медсестрой отделения раннего детства, с 1994 года - главной медсестрой больницы. То, что в нашей больнице у 89 больных выявлен СПИД… Как главная медсестра я контролировала… Но не смогла в достаточной мере, не знаю… Я очень сожалею…

Молчание ягнят

По данным источников «Ферганы.Ру», смертность среди узбекских детей, зараженных ВИЧ, день ото дня растет. Родители с трудом достают для больных дефицитные препараты, которые к тому же слишком дороги.

Случаи врачебного заражения ВИЧ есть уже в Андижане, а также в медицинских учреждениях других городов Ферганской долины. По некоторым данным, буквально на днях на группу врачей одной из больниц Андижана заведено уголовное дело, идет следствие. Однако эти факты по-прежнему тщательно скрываются.

По свидетельству самих врачей, весьма здравые положения указов и постановлений Минздрава республики на практике не выполняются.

По мнению экспертов «Ферганы.Ру», одной из главных причин возникновения риска заражения пациентов медицинским путем является вопиющая бедность населения на фоне перехода медицины на «рыночные рельсы». «Без денег для больных нет стерильных инструментов. Если вы попали в больницу, то у вас нет другого выбора, кроме как самим покупать шприцы, капельницы, катетеры, салфетки и марлю, бинты для операции, резиновые перчатки для доктора и прочее, не говоря уже о лекарствах. Иначе вы можете остаться без лечения. Или же вас будут колоть использованными или ненадлежащим образом стерилизованными иголками», - рассказывает «Фергане.Ру» сотрудница одной из больниц Ташкента, не разрешившая опубликовать ее имя по соображениям безопасности.

По нашим данным, в Фергане строят огромный центр по борьбе со СПИДом. Значит ли это, что эпидемия приобрела уже масштаб национальной катастрофы? Официальная статистика говорит другое: на 1 января 2007 года (с тех пор данные Республиканской чрезвычайной противоэпидемической комиссии не обновлялись) в Узбекистане было зарегистрировано 10.015 случаев заражения ВИЧ-инфекцией. На Третьей конференции по ВИЧ/СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии, прошедшей в Москве, прозвучали данные на 1 января 2009 года (источник не уточняется) – 12.816 людей с ВИЧ. «Фергана.Ру» уже писала о «Национальной стратегической программе противодействия распространению ВИЧ-инфекции в республике на 2007-2011 годы», в которой изложена национальная политика по отношению с ВИЧ/СПИДу, и о том, как эта программа выполняется на деле.

В фильме, снятом в 2009 году, говорится, что девять медработников нескольких районных больниц тоже привлечены к уголовной ответственности, и «следственные мероприятия по этим делам близки к завершению».

Завершены ли эти дела, какие сроки получили врачи – неизвестно.

Как до сих не известно, сколько из зараженных детей умерло на сегодняшний день и скольких врачи еще успели заразить за это время.

В тишине и нищете СПИД может распространяться со скоростью смерча.