Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Дана команда: «Брать любым способом!»

24.06.2010 17:53 msk, Тилав Расул-заде

Права человека Таджикистан
Дана команда: «Брать любым способом!»

На фото: участок узбекско-киргизской границы

В приграничных районах граждане Таджикистана часто становятся жертвами узбекских пограничников. Граница между двумя странами – безусловно, уязвимое место. Но когда – о чем и пишет наш корреспондент Тилав Расул-заде – страдают безобидные люди, получающие в Узбекистане строгие судебные приговоры, поневоле можно усомниться в толковости самой судебной системы.

Нет визы – в тюрьму

Одиннадцатого июля в здании Хавастского районного суда Сырдарьинской области состоится апелляционный суд над двумя жителями Таджикистана. Семнадцатого марта они были задержаны военнослужащими КООГ СНБ Узбекистана в приграничной зоне «62-й разъезд» джамоата (сельской управы) Зафарабадского района. Что касается мнения потерпевшей стороны, первая судебная инстанция рассмотрела надуманное дело предвзято, и виновность обвиняемых в нарушении границы не была доказана.

В последние годы все больше таджиков, живущих в приграничных c Узбекистаном районах, попадает в руки силовых структур своих соседей. В порядке вещей случаи, когда военные КОГГ СНБ группами по 15-18 человек проникают в Таджикистан и силой или шантажом заставляют местных жителей перейти на свою территорию для разбирательств.

– Вы незаконным образом, то есть без визы, пересекли нашу государственную границу, – обычная фраза силовиков. – Теперь за свое преступление ответите перед законом.

Затем дела попавших в беду граждан передаются в распоряжение следствия, которое, в свою очередь, часто проводится поверхностно и неубедительно. Ну а дальше дела «нарушителей» отправляются в суд. Суды безо всяких дополнительных разбирательств, бывает, поспешно выносят решения, и длительные сроки лишения свободы – не редкость. Обычно в этих случаях органы правосудия игнорируют любые доказательства и аргументы «обвиняемых» в защиту своей невиновности.

Граждан Таджикистана чаще всего задерживают в тех местах, где жили и живут их предки в течение ста, а то и больше лет. Пограничниками и правительством соседней республики, претендующей на эти земли, не установлено никаких предупредительных и опознавательных знаков, которые указывали бы на принадлежность этих зон Узбекистану.

Едем в Зафарабад
Едем в Зафарабад

Виновные невиновные

Эксперты в области прав человека говорят: «В Узбекистане установка: «захватить и посадить любой ценой» хоть и неформально, но исходит от первых лиц. Поэтому судебные органы не заинтересованы отправлять такие дела для пересмотра или вынесения оправдательных приговоров». Так случилось недавно с двумя таджиками, чья вина лишь в том, что их шантажировали пограничники Узбекистана.

Семнадцатого марта нынешнего года граждане Таджикистана 41-летний Джаббар Джамалов и 27-летний Акмал Исмаилов «провинились» тем, что сажали деревья на территории дехканского хозяйства «Т.Ниязи» ассоциации дехканских хозяйств «Вахдат», расположенного на участке железной дороги «62-й разъезд» Зафарабадского района.

Примерно в 11:00 группа солдат КОГГ СНБ внезапно вторглась на таджикскую территорию, захватила этих двух дехкан и под дулом боевых оружий увела их в сторону Узбекистана. Сначала они были доставлены в ОВД Хавасского района, а затем в спецприемник-распределитель УВД Сырдарьинской области.

Четырнадцатого мая Хавастский районный суд рассмотрел дела двух граждан Таджикистана, предъявив им обвинение по статье 223, часть 2«б» УК РУ (незаконное пресечение государственной границы), и приговорил их к двум с половиной годам лишения свободы с отбыванием срока наказания в колонии общего режима.

– Материалы дела были сфабрикованы и с первых же минут задержания оформлялись с нарушением всех уголовно-процессуальных норм, существующих в мировой практике, – говорит узбекский юрист-правозащитник Хайрулла Шодиев (имя и фамилия изменены по просьбе респондента – Т.Р.). Задержанные на весь период уголовного преследования, включая судебный процесс, были лишены услуг адвоката.

Хотя Акмал Исмаилов и Джаббар Джамалов были задержаны 17-го марта 2010-го года, обвинительное заключение было выдано им лишь 5-го мая.

Полоса отчуждения

Исмаилов и Джамалов в своих показаниях, данных начальнику ОВД Хавасского района Бекмурзаеву, четко указали место их задержания, которое является неоспоримой территорией Таджикистана. Однако эти доказательства никак не были учтены органами следствия и дознания, а позже и суда. Подсудимые были задержаны 17-го марта 2010-го года, однако в уголовном деле вплоть до 18-го апреля отсутствуют документы об их местопребывании.

Точность места задержания не была проверена с привлечением в качестве свидетелей солдат, участвовавших в операции. Более того, по ходу осмотра фиктивные свидетели почему-то указали на участок земли, принадлежащей Узбекистану, хотя трактор, на котором работал Акмал, находился на земле Таджикистана.

Согласно справке, выданной 19-го апреля 2010-го года председателем Зафарабадского района Согдийской области Курбонбоем Каримовым, «линия государственной границы между республиками Таджикистан и Узбекистан на участке «62-й разъезд» Зафарабадского района в соответствии с материалами государственного учета 2004-го (протокол межправительственной комиссии по сотрудничеству между Таджикистаном и Узбекистаном был подписан сторонами 4-го июля этого года – прим. авт.) проходит по южной части полосы отчуждения железной дороги «Джизак-Хаваст». Место задержания граждан Республики Таджикистан на участке «62-й разъезд» является территорией Таджикистана».

Следственным органам вручили и другие документы в объеме семнадцати страниц от комитета по землеустройству района Зафарободзамин, в том числе государственную карту и карту земли, которые подтверждают законную принадлежность места задержания Исмаилова и Джамалова Таджикистану.

С участием узбекской и таджикской стороны было проведено совместное дознание. После осмотра места событий представители Узбекистана убедились, что Акмал Исмаилов и Джаббар Джамалов действительно работали на территории Таджикистана, и пообещали содействовать в адекватном и справедливом разрешении ситуации. Однако и после этого органы расследования и суд предвзято игнорировали доказательства представителей своего государства. Реальные обстоятельства дела, по сути, не были учтены.

Суд поспешно вынес свой приговор, нарушив при этом все требования Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан, не говоря уже о международных нормах правосудия.

«Где Акмал, мы узнали случайно…»

– Наш сын работал трактористом, пахал землю на участке «62-й разъезд», – говорит отец Акмала Шодибой Исмаилов. – Этот участок земли принадлежит дехканскому хозяйству «Т.Ниязи». Ежегодно он щедро засеивался множеством сельскохозяйственных культур, и никто претензий не предъявлял. Когда к Акмалу подошли узбекские военнослужащие, он ни о чем не догадывался, даже заподозрить не мог, что пограничники с боевым оружием идут к нему со злыми намерениями. Поэтому ни мой сын, ни член дехканского хозяйства Джаббар Джамалов и не пытались скрыться или сопротивляться.

Где наш отец?
Где наш муж и отец?

– Прошло более трех месяцев с тех пор, как мы не знаем ничего о судьбе своего сына, – сетует мать Акмала Мавджуда Очилова. – Нас никто о его задержании не уведомлял. Только после того, как двое зафарабадцев вернулись из изолятора временного задержания ОВД города Гулистана Сырдарьинской области Узбекистана, мы узнали, где Акмал. Хотя мы живем в приграничном районе и имеем право находиться на территории соседней республики в радиусе тридцати километров, на практике этот пункт закона не соблюдается. Таможенные посты во всех трех направлениях Зафарабадского района, имеющие границу с Узбекистаном, закрыты почти год. Получить визу тоже непросто. Для этого нам нужно сначала поехать в Душанбе и несколько дней ждать ее выдачи. Потом пересечь границу можно только через таможенные посты «Ойбек» и «Платина», имея при себе довольно крупную сумму, которой у нас нет. Мы ведь живем за чертой бедности. Поэтому мы и не смогли участвовать в судебном процессе. Только из уст жителей Узбекистана услышали о вынесенном приговоре. При этом до сих пор с узбекской стороны мы никаких извещений о факте задержания не получили. И даже с датой проведения суда нас заранее никто не ознакомил.

– Мой брат Джаббар заболел ревматизмом, и мы очень обеспокоены его здоровьем, – говорит старший брат Латиф Джамалов. – Особенно сильно переживает за судьбу своего сына мама. Наши родители всю жизнь работали на земле, и никто из членов нашей семьи никогда не нарушал законы как своей, так и сопредельной страны. Участок земли, на котором был задержан брат, изначально принадлежит нам. В 2004-м году, когда в последний раз специальной комиссией двух республик был рассмотрен вопрос размежевания границ, ее отнесли к территории Таджикистана. Есть протокол, подписанный этой совместной комиссией.

Теперь мы надеемся только на добрую волю и гуманность сотрудников судебной системы соседей. Ведь и Акмал, и Джаббар являются простыми дехканами, людьми, далекими от политики. На иждивении каждого из них по трое несовершеннолетних детей. Наверняка у судей тоже есть дети и пожилые родители. И, несомненно, судьи тоже понимают, как трудно и больно остаться без отца или сына.

Живые мишени

По словам председателя суда Зафарабадского района Бахтиёра Окилова, в течение последних двух лет органами правопорядка Таджикистана на границе было задержано немало граждан Узбекистана.

– Если они ранее не совершали каких-либо противозаконных действий, – говорит Бахтиёр Окилов, – мы стараемся принимать легкие меры наказания в виде штрафа вплоть до 1000 сомони ($220). Более того, мы всегда учитываем исторические родственные связи наших народов. Ведь порою эти люди не виноваты в том, что по стечению обстоятельств муж, к примеру, оказался гражданином Таджикистана, а жена – гражданкой Узбекистана. Или наоборот, муж и жена оказались гражданами Таджикистана, а их родители остались за кордоном.

– Если сын поехал повидать своих пожилых родителей в какую бы то ни было сторону, он нарушает границу только формально, и судить его «по всей строгости закона» глубоко несправедливо, – продолжает Бахтиёр Окилов.

Вместе с тем нахождение на узбекской земле, независимо от того, законно ли оно или незаконно, чревато стрельбой узбекских военнослужащих по живым мишеням. Есть примеры смертей и ранений. Под выстрелами оказывались жители того же Зафарабадского района.

Утром 12-го мая 2009-го года на участке Хаваст Сырдарьинской области Узбекистана от пуль узбекских пограничников погиб гражданин Таджикистана 34-летний Алишер Бойкузиев. Об этом корреспонденту «Ферганы.Ру» рассказал помощник председателя Зафарабадского района Содикджон Мирзоев.

По словам родственников погибшего, Бойкузиев занимался мелкой торговлей и часто пересекал границу соседней республики. Двенадцатого мая во время пересечения на мотоцикле приграничной зоны Хаваст он был остановлен узбекскими пограничниками. Алишер сказал им, что только что его документы проверила другая группа пограничников, затем сел на свой мотоцикл и собрался уезжать. В ответ пограничники открыли по нему огонь, Алишер получил смертельное ранение. Военнослужащие не ограничились стрельбой и жестоко избили уже полумертвого человека, перебив ему руку и ноги. После полудня родственникам Алишера удалось забрать его тело и похоронить в родном селе.

До этого 30-го марта 2009-го года на Зафарабадском участке таджикско-узбекской государственной границы во время нелегального перехода стреляли в жителя Таджикистана – 24-летнего Илхома Маджидова. Он получил ранение и был госпитализирован в Центральную районную больницу.

Подобные инциденты в приграничных зонах Узбекистана и Таджикистана – обычная практика.

По команде «фас»

В приговоре Хавасского районного суда говорится: «Подсудимые Исмаилов А.Ш. и Джамалов Д.З. по предварительному сговору нарушили установленный порядок получения визы для выезда граждан за рубеж, а также требования статьи 5, часть 1: соглашение «О переходе границ между гражданами двух республик», подписанное правительствами Таджикистана и Узбекистана от 16.05.2000-го года. Пересекли границу в неустановленном месте и вошли на территорию Узбекистана… Эти граждане были задержаны военнослужащими воинской части 9226 КООГ СНБ Республики Узбекистан…».

Напомним, что визовый режим в одностороннем порядке был введен Узбекистаном в целях предотвращения проникновения террористов ИДУ и наркокурьеров со стороны Таджикистана.

– Видимо, каждый гражданин, близко подходящий к границе Узбекистана, для силовиков этой страны является потенциальным террористом и наркобароном, – говорит политолог Илхомджон Якубов. – Вообще-то в течение более десяти лет в приграничных зонах не задержан ни один террорист или наркокурьер. «Нарушители госграниц», как свидетельствует статистика, не бандиты и террористы, не исламские боевики, а простой народ. Как в Узбекистане, так и в Таджикистане вольготно чувствуют себя олигархи, бизнесмены, криминальные авторитеты. Никто не предъявляет к ним претензий. Но когда Центру нужно выполнить план захвата «перебежчиков» из Таджикистана и отдается соответствующая команда «фас», в капкан часто попадают люди, обремененные семьями и еле сводящие концы с концами. Им не до политики и зарубежных вояжей, в частности, в Узбекистан.

По мнению аналитика Рахима Абдуева, в Узбекистане идет широкомасштабная агитационная кампания против Таджикистана. Она связана с желанием этой страны достроить Рогунскую ГЭС. Поэтому с узбекской стороны были проведены несколько акций протеста, уже полгода на узбекской части железной дороги задерживаются вагоны, предназначенные для народного хозяйства Таджикистана. В СМИ появились слова пресс-секретаря ПООГ СНБ Узбекистана Раззака Шаймарданова о том, что якобы «в 2009-10-м годах пограничниками было задержано свыше 6,5 тысяч таджиков, нелегально пересекших узбекско-таджикскую границу».

– Эти цифры не имеют под собой реальной почвы, – говорит Илхомджон Якубов. – Таджики – законопослушные люди, и они так массово никогда не будут нарушать госграницу. Это попытка ударить по международному имиджу страны. Однако рано или поздно подобные кампании, в силу их популизма, постигнет фиаско.

Тилав Расул-заде