Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Ширин Айтматова: «Национализм – это плохо»

31.08.2010 18:21 msk, Фергана.Ру

Кыргызстан Интервью

Ширин Айтматова
Ширин Айтматова – дочь великого киргизского писателя Чингиза Айтматова. Родилась в Кыргызстане, в возрасте десяти лет переехала в США, где прожила двадцать лет, затем вернулась на родину. Она - один из руководителей Фонда Айтматова, преподаватель мировой литературы в Американском университете Центральной Азии (АУЦА) в Бишкеке. После «ошских событий» сопровождала из Бишкека и распространяла на юге страны гуманитарную помощь, собирала рассказы очевидцев событий, фото и видеоматериалы. Большинство из них опубликованы на странице в Facebook
Фото предоставлены «Фергане.Ру» Ширин Айтматовой

После кровавых июньских событий на юге Кыргызстана Ширин Айтматова, дочь всемирно известного писателя и общественного деятеля Чингиза Айтматова, занялась документированием и публикацией случаев, в которых пострадали киргизские семьи. По ее мнению, это позволит несколько уравновесить некий «дисбаланс», наблюдавшийся в работе многих СМИ – мнение о том, что во время конфликта пострадала только узбекская сторона. В интервью «Фергане.Ру» Ширин говорит о том, что «нельзя допустить усугубления национализма», и что «каждый человек должен искать пути к примирению двух народов», «относиться терпимо к представителям других национальностей», «ведь Кыргызстан – родина для всех людей, живущих на его земле».

* * *

Фергана.Ру: - Начиная с середины июня 2010 года, Вы приезжали в Ош три раза. Заходили ли Вы в узбекские махали, общались ли с узбеками?

Ширин Айтматова (Ш.А.): - Да, конечно, общалась и с узбеками. Я - на стороне всех жертв. Уже 17 числа я была в махалле у Привокзального. Я туда пришла, и люди, узбеки, очень открыто со мной разговаривали, не чувствовалось национализма. А в последний раз я была в Черемушках, плодотворно пообщалась с одним узбеком о том, как он видит перемирие. Он сказал, что хватит давать одностороннюю информацию и той, и другой стороне. Я с этим согласна. Просто я вижу, насколько мало информации с кыргызской стороны: в первые дни конфликта СМИ сообщали, что пострадавшие – ТОЛЬКО узбеки, - и я пыталась это как-то сбалансировать. Было, конечно, много страшных фото, фактов. Но люди в областной администрации говорили мне, чтобы я не показывала эти фото, мол, они не хотят, чтобы еще приехали еще люди, и чтобы конфликт продолжался. Вообще, в те дни государство очень постаралось, чтобы узбекская сторона не пострадала больше, чем она уже пострадала.

Фергана.Ру: - Как Вы думаете, почему ни один известный киргиз не осудил национализм со стороны киргизов (которые, являясь титульной нацией, боле многочисленны, а значит, они сильнее представителей остальных национальностей)?

Ш.А.: - Я думаю, что в связи с очень односторонней информацией, которая публиковалась в первые дни, киргизы заняли «самозащищающую» позицию: когда мировая общественность приняла одно видение конфликта, что только узбеки пострадали, многие из них, наверное, испытывали чувство обиды. Освещали-то конфликт иностранные журналисты, специализирующиеся на горячих точках, которые приехали сюда на пару дней, им не нужно будет здесь жить. А те, кто здесь живет и хочет восстановления межнационального согласия, освещают ситуацию совсем по-другому.

Я думаю, что если бы информация подавалась сбалансированно, то у политических лидеров и других известных в Кыргызстане людей был бы шанс активно противостоять национализму. Сейчас многие, например, политические лидеры обеспокоены постконфликтной вспышкой национализма. Но сейчас уже трудно с этим работать. Просто однобокая информация в СМИ, работа международных организаций с одной стороной конфликта больше, чем с другой, вызвали у кыргызов боль, обиду, что им не уделили внимания. Этим могут сейчас спекулировать, например, недобросовестные политики перед предстоящими парламентскими выборами. И национализм может развиться...

Ширина Айтматова во время поездок по югу ивстреч с населением
Ширина Айтматова во время поездок по югу и встреч с населением

Фергана.Ру: - Как Вы сами относитесь к национализму киргизов по отношению к узбекскому меньшинству?

Ш.А.: - Я к любому национализму отношусь плохо! Я не хотела бы видеть моноэтническое государство, я уважаю все народы, которые здесь живут. Многие здесь живут потому, что они потомки переселенцев вследствие каких-то миграционных решений, скажем, при Сталине. Кыргызстан – это дом всех, кто здесь находится. И очень опасно то, что люди могут позволить себе не уважать другие национальности, этнические группы. В каждом из нас должно быть понимание того, что нужно держаться за межэтническую толерантность, нам всем здесь жить.

Фергана.Ру: - А что Вы думаете о продолжающемся до сих пор на юге страны насилии в отношении узбеков со стороны силовых органов?

Ш.А.: - Со мной работал молодой парень-узбек, мы с ним многое обсуждали. Он мне рассказывал, что на самом деле силовики приходили и забирали людей, кто не причастен к конфликту. Я ему верю.

В то же самое время я работала с одной женщиной-кыргызкой, она вообще сначала не хотела рассказывать свою историю. Ее брата в последний раз видели в узбекской махалле возле Сампы - хлопкоперерабатывающего завода в Сузаке. Узбеки хорошо подготовились – они намазали мазутом или каким-то маслом дорогу возле махалли, и когда машины останавливались, в них стреляли. В заборе Сампы проделали отверстия и из них стреляли. Прорыли огромный ров. Когда я все это увидела, то поняла, что все-таки была какая-то агрессия с узбекской стороны. Это было 13 июня.

И ее брата затащили в одно из зданий в этой махалле. С ним были его друзья, один из них татарин. Узбеки приняли его за русского и решили не избивать. В общем, двое человек выжили, они потом рассказали, что в последний раз видели брата этой женщины в махалле. Она стала искать своего брата, в эту махаллю пришли силовики и устроили там зачистку. И нашли в одном из домов флешку из фотоаппарата этого молодого человека.

Вы видите, с одной стороны, говорят, что арестовывают узбеков, непричастных к конфликту, с другой стороны, видно, что данная зачистка была нужна, чтобы освободить заложника. Родственники заложников в страшном состоянии, они требуют от силовиков, чтобы те срочно нашли их родственников. Нужны ли были другие зачистки - не буду утверждать. Я думаю, что есть такие случаи, когда забирают невиновных людей, но есть и такие случаи, когда зачистки необходимы. Даже не знаю, что из этого правильно. Если невиновных узбеков арестовывают и там над ними издеваются, – конечно, это ужасно!

Фергана.Ру: - А брата этой женщины нашли?

Ш.А.: - К кыргызке пришли женщины-узбечки, которые стали ей угрожать, сказали, что убьют ее, если она еще раз приблизится к их махалле. Мы туда поехали, я пошла вместе с ней, мы стучались в ворота и разговаривали с некоторыми людьми, которые открыли свои ворота и вышли на улицу поговорить. Я их просила, пожалуйста, дайте информацию этой женщине, а то она в страшном состоянии. Но ее брата пока так и не нашли.

Ширина Айтматова во время поездок по югу ивстреч с населением
Ширина Айтматова во время поездок по югу и встреч с населением

Фергана.Ру: - Сколько Вы задокументировали случаев, когда кыргызы пострадали от рук узбеков?

Ш.А.: - Ну, вот этот случай с кыргызкой, ищущей своего брата, и еще один случай, когда в узбекской махалле убили кыргызскую семью: жену, 10-летнего сына и 15-летнюю дочку. Я попала на похороны этого 10-летнего мальчика. Впервые я встретила главу семьи 17 или 18 числа на площади в Оше, когда он искал своих родных, а затем я уже попала на похороны мальчика в Узгене. Для меня эти две истории оказались очень важными, они вызвали у меня внутренний резонанс. Я не знаю, сколько всего произошло таких случаев, но они есть.

Фергана.Ру: - По Вашим сведениям, иногда захоронения тел погибших производились в старые могилы. Кто Вам дал такую информацию?

Ш.А.: - Когда я в первый раз приехала в Ош, числа 17-18 июня, я встретила там западных журналистов, они работают в уважаемой в мире газете, они мне рассказывали, что их пригласили на похороны. Это было старое кладбище, на котором 400 лет уже не хоронили. Но так как с узбекской стороны было много трупов, особенно обгоревших, то хоронили по два трупа узбеков в эти старые могилки (по традициям ислама, похоронить человека в чужую могилу, то есть потревожить могилу ранее похороненного человека – один из тягчайших грехов – прим. авт.).

Во время моей второй или третьей поездки, на этом же кладбище была произведена эксгумация. Одна женщина утверждала, что в могиле похоронен ее сын, и кыргызская семья также утверждала, что там похоронен не труп узбека, а труп кыргыза. В могиле обнаружили тело, завернутое в ковер, и одетое в нижнее белье. (Хотя, по мусульманским обычаям, умерших хоронят завернутых в саван, без всякой одежды, ведь шариат запрещает хоронить умершего в одежде. – прим. авт.). Кыргызы стали говорить этой женщине, «неужели вы так похоронили своего сына?» На что она ответила, «да, я ошиблась, это не мой сын».

Я подъехала к концу эксгумации и мне это рассказали те люди, кто эксгумацию проводил. Это один случай, когда я могу утверждать достоверно, что это было. Не знаю, насколько подобные случаи происходили массово. Обе стороны конфликта там такие вещи вытворяли, каждая теперь хочет, чтобы внимание было на их стороне. Происходила информационная манипуляция.

Фергана.Ру: - Что было дальше с этим трупом? После эксгумации его перезахоронили на другое кладбище?

Ш.А.: - О его дальнейшей судьбе я ничего не знаю. Предположительно была еще одна эксгумация, опасная. Потому что узбекская семья похоронила труп человека, которого они считали своим сыном. Они утверждали это. А кыргызская семья была уверена, что это их сын, потому что они увидели его фотографию в морге. Не знаю, разрешили ли им эксгумацию, и на каком это было кладбище.

Ширина Айтматова во время поездок по югу ивстреч с населением
Ширина Айтматова во время поездок по югу и встреч с населением

Фергана.Ру: - На Ваш взгляд, как можно примирить киргизский и узбекский народы?

Ш.А.: - Правительство предпринимает попытки межнационального примирения через религию, организуя общие молитвы. Я была на одной такой молитве в КараСуу, когда люди разных национальностей вместе молятся. В других местах они еще и готовят вместе еду.

Я думаю, что пока люди с обеих сторон не поймут, что никому из них не пришлось хорошо в этой ситуации, пока люди не поймут, что противная сторона так же пострадала, и уже хватит продолжать кровопролитие, - перемирия не будет. Каждый человек должен понять, что если одна попытка не удалась, нужно продолжать искать пути перемирия. Ведь иначе может быть продолжение и даже ухудшение конфликтной ситуации.

Фергана.Ру: - А Вы не получали угрозы в свой адрес в связи с Вашей деятельностью?

Ш.А.: - По Интернету я получала от узбеков не очень хорошие пожелания мне и моей маленькой дочке. Среди кыргызов тоже есть недовольные, которые считают, что я недостаточно забочусь о кыргызской стороне. Конечно, есть националисты, которые хотели бы, чтобы я освещала факты по-другому. Например, показывая сюжет, я не говорю, «это значит, что узбеки плохие, раз это сделали, или кыргызы плохие». Я говорю, «это очень сложная ситуация, и трудно разобраться, что на самом деле произошло». И каждый раз, когда я публикую какую-нибудь историю или фото, я всегда в конце повторяю «поэтому нам нужно жить в межэтнической толерантности». Конечно, есть люди, кому это не нравится.

Фергана.Ру