Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Газовое обаяние диктатуры. Выпущен доклад о четырех годах власти Бердымухамедова

13.05.2011 15:42 msk, Подготовила Мария Яновская

Туркмения Анализ
Газовое обаяние диктатуры. Выпущен доклад о четырех годах власти Бердымухамедова

Общественная международная организация Crude Accountability опубликовала доклад «Реформы в Туркменистане: удобный фасад», посвященный анализу первых четырех лет власти президента республики Гурбангулы Бердымухамедова. Доклад составлен при финансовой поддержке Туркменского проекта Института Открытое общество.

В докладе собрана информация о том, как проходят реформы, которые обещал Г.Бердымухамедов, придя к власти, и о реакции Запада (Евросоюза и США) на это мнимое реформирование. «Президент Бердымухаммедов заявляет о реформах в управлении государством и экономикой, которые соответствуют ожиданиям Запада в плане политического плюрализма, демократии и соблюдении прав человека. На самом деле, ситуация с гражданским обществом в Туркменистане, гораздо хуже», - заявляет Кейт Уоттерс, исполнительный директор Crude Accountability.

«Фергана» предлагает вам краткое изложение основных тезисов доклада.

С полным текстом доклада можно ознакомиться здесь и у у нас на сайте

Согласно многочисленным источникам, Туркменистан является одной из наиболее репрессивных стран мира, говорится в докладе. Наряду с Суданом, Бирмой, и Северной Кореей, эту страну постоянно называют одной из самых репрессивных по отношению к журналистам и гражданскому обществу. К тому же, это одна из наиболее коррумпированных стран, согласно «Трансперенси Интернешнл», и одна из стран, где массово нарушаются права человека.

Анализируя четыре года президентства Г.Бердымухамедова, авторы доклада обращают внимание на «западную гонку за доступ к запасам газа и мнимой слепоте практически всех западных организаций по отношению к злостным, продолжающимся нарушениям прав человека» в Туркмении.

Crude Accountability отмечает, что представленный документ - не всеобъемлющий анализ, а перечисление фактов, которые составители сочли наиболее важными для характеристики политики Бердымухамедова и отношения к нему западных стран и международных компаний.

Запад согласен на имитацию реформ

Президент Туркменистана умело имитирует взаимодействие с западными лидерами, делая вид, что мнение западных партнеров его интересует. К сожалению, отмечают авторы доклада, эта имитация ввела в заблуждение многих западных лидеров и ответственных чиновников. Репрессивность авторитарного режима Бердымухамедова старались, как правило, «не замечать» - основную озабоченность высокопоставленных чиновников вызывали прибыльные нефтяные и газовые контракты в Туркменистане.



Карта нефтегазовой сферы Туркменистана, представленная в докладе Crude Accountability, дает представление об основных нефтегазовых месторождениях Туркменистана и транспортной инфраструктуре, включая порты и трубопроводные маршруты по состоянию на февраль 2011 года. Поскольку мировое внимание обращено к обширным углеводородным запасам Туркменистана, более точная информация о месторождениях, несомненно, станет известной, и со временем станет ясно, какой из предложенных и горячо обсуждаемых трубопроводов станет реальностью. На этой карте видно, где, по данным на сегодняшний день, расположены наиболее крупные запасы углеводородов, особо охраняемые природные территории, нефтеперерабатывающие заводы, трубопроводы, порты и населенные пункты.

Придя к власти, Бердымухамедов обещал реформы, но вместо того, чтобы отказаться от тоталитарного наследия прежнего президента - Сапармурата Ниязова, - создал свой собственный диктаторский режим, отмечается в докладе. Администрация Бердымухамедова обещала обеспечить гражданам свободный доступ в Интернет, улучшения в сфере образования и здравоохранения, реформу Конституции, новый президент даже присутствовал на открытии нескольких медицинских центров в Ашхабаде и вне столицы (в отличие от Ниязова, которые закрыл многие больницы в велаятах) - и многие поверили в неизбежность реформ. Однако все эти обещания были лишь красивым фасадом, за которым устанавливалась новая диктатура.

Интернет и сотовые коммуникации

Во время поздних лет правления Ниязова доступ в Интернет в Туркменистане находился под строжайшим контролем правительства. Входить в сеть можно было только через Turkmentelecom — единственного и государственного провайдера. Бердымухамедов обещал облегчить доступ в Интернет и даже открыл в стране несколько интернет-кафе. Однако плата за доступ к ресурсам высока, к тому же посетители должны зарегистрироваться и предъявить паспорт. Доступ ко многим сайтам в стране заблокирован, в том числе к социальным сетям.

В докладе рассказывается о конфликте вокруг российской сотовой компании МТС: в декабре 2010 власти страны приостановили лицензию компании, которая вложила в Туркменистан более 118 млн долларов и контролировала более 80% сотового рынка в стране. У компании было более 2,4 млн пользователей (в стране 5 млн жителей). 21 января 2011 года, когда действие контракта должно было быть возобновлено, Бердымухамедов не упомянул ни об МТС, ни о приостановке ее лицензии, - но неожиданно высказался об эффективности немецких телекоммуникаций. При этом 2,4 млн пользователей МТС остались без реальной альтернативы, поскольку туркменская сотовая компания TM Cell и государственный провайдер «Алтын Асыр», который является частью Туркментелекома, не смогли справится с возросшей нагрузкой на сеть, так же как и выпустить достаточное количество SIM-карт для всех желающих. В начале февраля 2011 года TM Cell официально заменил МТС в качестве основного провайдера. Цены на услуги TM Cell составляют от 200 до 6000 долларов, в зависимости от скорости соединения. В стране, где средний валовой годовой продукт на душу населения составляет 7400 долларов, мало кто сможет позволить себе доступ в Интернет.

МТС подала в суд на министерство связи Туркменистана за нарушение контракта и предупредила международные компании об опасностях туркменского рынка.

Реформирование здравоохранения

Реформы Бердымухамедова в области здравоохранения были поверхностными, направленными на улучшение имиджа Туркменистана в международном сообществе, но не на реальное улучшение медицинского обслуживания населения. В декабре 2009 года международная организация «Врачи без границ» опубликовала убийственный для репутации здравоохранения Туркменистана доклад, в котором было разъяснено, почему спустя 10 с лишним лет работы «Врачи без границ» считают свое присутствие в стране не только неэффективным, но и потенциально вредным для населения. Среди прочего, в докладе рассказывалось о систематических подтасовках медицинских данных, широко распространенных отказах в оказании помощи, низком качестве основных услуг и глубоко укоренившемся страхе среди работников здравоохранения и среди пациентов, поскольку официальный диагноз может привести к социальным и политическим последствиям.

Образование

Авторы доклада Crude Accountability напоминают: несмотря на то, что одним из первых шагов Бердымухамедова на посту президента было восстановление десятилетнего обязательного образования для детей, его режим обрушился на студентов, обучающихся за рубежом. Летом 2009 года и в 2010 году студентам, обучающимся в Американском Университете в Бишкеке (Кыргызстан), постоянно отказывали в выезде из страны к месту обучения после каникул.

Непрозрачность финансовых потоков

В докладе Global Witness «Это газ» было документально доказано, что президент Ниязов долгие годы переводил государственные доходы на зарубежные банковские счета, доступ к которым имел только он сам. Эти счета находились в Deutsche Bank, на них были миллионы долларов, полученных от иностранных инвестиций в экономику Туркменистана (в первую очередь, в углеводородный сектор).

Узнав об этом, международное сообщество потребовало от правительства Туркменистана сделать течение финансовых потоков прозрачным и подотчетным. В ответ администрация Бердымухамедова создала в 2008 году Стабилизационный фонд, куда якобы стекаются доходы от продажи углеводородов. Однако об этом фонде мало что известно: непонятно, кто его возглавляет, кто им управляет, где территориально находится этот фонд, какое количество денег он аккумулирует и как эти деньги используются.

Правовая реформа - все стало только хуже

В 2008 году Туркменистан принял новую Конституцию, которая увеличила полномочия президента, одновременно увеличивая и роль парламента. Однако статьи новой Конституции не обеспечивают демократизацию нового правительства.

Согласно исследованиям представителей гражданского общества Туркменистана, новая Конституция гораздо более репрессивна, чем старая.

1. Бердымухамедов убрал упоминания об ограничении количества сроков президентства.

2. Если президент оказывается неспособным исполнять свои обязанности, то нового президента назначает Совет безопасности Туркменистана, не являющийся конституционным органом.

3. В пересмотренной Конституции нет гарантии свободы передвижений через границы.

4. Несмотря на то, что статья 28 Конституции гарантирует свободу доступа к информации, госорганы строго контролируют доступ к Интернету и электронной почте.

5. Статья 39 Конституции гарантирует «право на художественное, научное и техническое творчество», однако в 2008 году была создана специальная государственная комиссия, которая цензурирует публикацию любых художественных произведений в Туркменистане.

6. Статья 29 Конституции гарантирует право на «свободу собраний, митингов и шествий», но нет закона, поддерживающего эту статью. Вся общественная активность, любые попытки организованных или спонтанных выступлений жестоко и эффективно подавляются правительством.

7. Статьи 33, 34 и 35 Конституции гарантируют права трудящихся. Однако нет трудового законодательства и закона, позволяющего создание профсоюзов. Трудящиеся уязвимы и в ситуациях, когда их нанимают международные компании, поскольку нет национального законодательства, которое могло бы их защитить в случае эксплуатации.

Давление на гражданское общество

В докладе говорится об усилении репрессий по отношению к гражданскому обществу и его активистам. Преследования идут с «благословения» президента, который 30 сентября 2010 года заявил работникам Министерства национальной безопасности Туркменистана, что они должны «стать бескомпромиссными бойцами против тех, кто клевещет на наше демократическое, правовое и светское государство и пытается нарушить единство и спаянность нашего общества, мирное течение нашей жизни и экономический рост страны».

В докладе напоминают, что на правозащитника и диссидента Фарида Тухбатуллина готовилось покушение, о том, как не выпускали для лечения семью Мятиевых, как был вынужден покинуть Туркменистан эколог Андрей Затока, арестованный по сфабрикованным обвинениям.

Недавний доклад, опубликованный Норвежским Хельсинкским Комитетом, о ситуации в женской колонии Дашогуза, характеризует тяжелое состояние пенитенциарной системы Туркменистана.

Газ как приоритет

Интерес Запада к Туркменистану подтверждается серьезным списком компаний, имеющих экономические интересы в нефтегазовой сфере Туркменистана.

Компании, занимающиеся разведкой и добычей в Туркменистане: 1. Buried Hill Energy; 2. China National Petroleum Corporation (CNPC); 3. Dragon Oil PLC (DGO); 4. ENI (Burren Energy PLC); 5. «Газпром»; 6. Международная Группа Компаний «Итера» и АО «Зарубежнефть»; 7. Maersk Oil Turkmenistan BV (Operated by Wintershall); 8. Mitro International Limited (Austria)/Turkmennebit Consortium (The Khazar Consortium); 9. Mubadala Development Co.; 10. Naftna Industrija Srbije; 11. Petronas Carigali (Turkmenistan) SBN BHD – PC(TC)SB; 12. RWE.

Компании, занимающиеся разведкой и добычей, добивающиеся возможности работать в Туркменистане: 1. BP; 2. Chevron; 3. ConocoPhillips; 4. ExxonMobil; 5. «Лукойл»; 6. Marathon Oil; 7. OMV Group; 8. Shell; 9. Statoil; 10. Total; 11. TX Oil Ltd.

Сервисные нефтяные компании, работающие в Туркменистане или стремящиеся получить контракт: 1. Argus Ltd.; 2. Baker Hughes; 3. Calik Enerji; 4. Cameron Corporation; 5. Ceka Energy LLC; 6. Cudd Energy Services; 7. DRC Group LLC; 8. Gulf Agency Company (GAC); 9. Halliburton; 10. Integra Group; 11. International Petroleum Investment Co. (IPIC); 12. KBR; 13. LG International Corp.; 14. The Momentum Group; 15. Murphy Shipping & Commercial Services Inc.; 16. National Oilwell Varco; 17. Parker Drilling; 18. Petrofac Emirates; 19. Schlumberger: Caspian Geomarket (CAG); 20. Scomi Group Bhd; 21. Transocean; 22. TNK-BP; 23. Weatherford Oil Tool Middle East Ltd.
Запад проявляет интерес к выстраиванию экономических отношений с Туркменистаном - нефтегазовые ресурсы страны представляют серьезный интерес для Евросоюза. Так, газопровод «Набукко» протяженностью 3300 км должен доставить туркменский газ в Европу в обход России, и Евросоюзу политически и экономически важно включить режим Бердымухамедова в игру. Когда в 2009 году Украина не смогла оплатить российский газ, Россия снизила подачу топлива в Европу, и этот случай вверг Европу в панику, они не захотели больше настолько тотально зависеть от российских поставок газа. «Набукко» стал той привлекательной альтернативой для Европы, ради которой европейские страны позволили себе закрыть глаза на нарушения прав человека в Туркменистане.

США, которые не настолько зависят от туркменского газа, преследуют другие интересы, сотрудничая с режимом Бердымухамедова. Так, в 2010 году США выделили 2 млн долларов на военную помощь Туркменистану, по сравнению со 150 тысячами долларов в 2009 году. Военные лидеры США, включая генерала Петреуса, неоднократно посещали Туркменистан, обозначая важность страны для поставок вооружений в Афганистан. При этом в докладе Государственного Департамента США отмечены и нарушения прав человека, и репрессии по отношению к гражданскому обществу. Однако правительство США активно поддерживало рост взаимодействия между американскими нефтяными компаниями и туркменским правительством.

«Создание видимости обеспокоенности состоянием демократии при одновременном ведении дел с коррумпированными олигархическими правительствами выдает цинизм и жесткость Запада. И только добавляет нестабильности, а отнюдь не прибавляет энергетической безопасности, о которой так пекутся многие западные институты», - делают выводы авторы отчета.

Доклад «Реформы в Туркменистане: удобный фасад» содержит не только новости о президентстве Бердымухаммедова, но и данные о зарубежных нефтегазодобывающих компаниях-инвесторах в Туркменистане. В докладе так же есть обзор по инвестициям и основным проблемам, связанным с нефтедобывающим сектором. В приложении к докладу - досье на главные западные нефтегазодобывающие, перерабатывающие и обслуживающие компании, работающие в Туркменистане. В нем указаны главные игроки и наиболее заметные компании, работающие в стране. Досье составлены, в основном, по русско- и англоязычным сообщениям СМИ, пресс-релизам, информации с веб-сайтов компаний и, в некоторых случаях, по прямой переписке с компаниями.

Новые стратегии международных доноров

В докладе анализируется новая стратегия, принятая Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР) в отношении Туркменистана. «Само принятие ЕБРР новой страновой стратегии для Туркменистана стало сигналом международным финансовым институтам, что дорога инвестициям в эту страну открыта. Европейский инвестиционный банк и Международная финансовая корпорация, инвестирующая в частный сектор в группе Всемирного Банка, менее чем через полгода после этого выразила интерес к вложениям в Туркменистан и в проекты, связанные с этой страной», - говорится в докладе Crude Accountability. С того момента, как ЕБРР изменил свою стратегию по Туркменистану, значительно увеличилась поддержка «Набукко» мировыми финансовыми институтами (МФИ).

Отметим, что единственный проект, который в новой страновой стратегии ЕБРР был упомянут как достойный финансирования, — был порт Туркменбаши на Каспийском море. Он всегда служил основным портом для транспортировки углеводородов в Азербайджан и Иран.

Новую стратегию в отношении Центральной Азии выдвинул в 2007 году и Европейский союз, открыв тем самым дорогу инвестициям в энергетический сектор Туркменистана. В апреле 2008 года Европейская комиссия приняла решение, что страны Центральной Азии могут получать финансирование от ЕИБ (Европейского инвестиционного банка). Было оговорено, что финансирование возможно для проектов, касающихся энергетического сектора и окружающей среды.

По отношению к энергетике уточнялось, что приоритет будет дан:

1. нефтегазовым транспортным путям, что должно привести к улучшению газоснабжения и обеспечению энергетической безопасности и надежности обеспечения Европы газом;

2. добыче нефти и газа.

В 2007 году Всемирный банк возобновил свои отношения с Туркменистаном, которые до избрания Бердымухамедова долгие годы были заморожены. В октябре 2010 года Всемирный Банк и Туркменистан подписали меморандум о понимании для расширения сотрудничества по развитию порта Туркменбаши на берегу Каспийского моря. Поддержка поступит в качестве займа Международного банка реконструкции и развития (часть группы Всемирного банка) на общую сумму около 62 миллионов долларов.

Азиатский банк развития (АБР) активно работает в Туркменистане и уже профинансировал пять проектов. Шестой должен быть рассмотрен в мае 2011 года и направлен на поддержку проекта железной дороги Север—Юг, призванного улучшить связь Туркменистана с соседними государствами, включая Казахстан, Россию и страны Персидского залива. В случае одобрения проекта, АБР предоставит заем в 125 млн долларов.

* * *

Несмотря на ошеломляющие свидетельства отсутствия демократии, свидетельства вопиющих нарушений прав человека, угнетения обычных граждан, подавления гражданского общества и репрессий в отношении правозащитников, западные демократии утверждают, что взаимодействие с Туркменистаном улучшит обстановку внутри страны», - говорится в заключении доклада Crude Accountability. Организация не призывает к изоляции Туркменистана, но к взаимодействию с принципиальных позиций. «Стандарты для обязательств по взаимодействию должны быть одинаковыми для всех, независимо от того, происходит ли действие в Европе или в Центральной Азии. Попытка «улучшить» положение с правами человека и гражданским обществом в Туркменистане или какой-либо другой стране через взаимодействие с нефтяными и газовыми компаниями абсурдна. Делать вид, что присутствие той или другой американской нефтяной компании улучшит положение обычных граждан Туркменистана, — верх цинизма», - отмечается в докладе.

Доклад также содержит политические рекомендации правительству Туркменистана и тем, кто активно взаимодействует с Туркменистаном: западным правительствам, международным финансовым институтам и международным нефтяным компаниям.

Как заявила Мишель Кинман, заместитель директора Crude Accountability, «массовые нарушения прав человека, несоблюдение международных стандартов и полное отсутствие прозрачности бюджета делают Туркменистан опасным для инвестиций. Мы предлагаем нефтяным и газовым компаниям (таким, как Chevron), которые планируют возможность инвестиций в Туркменистан, ознакомиться с нашим докладом, прежде чем вкладывать средства в эту страну».

Подготовила Мария Яновская